Для старожилов трамвай – такой же символ города, как Вознесенский кафедральный собор, Медеу или ароматный апорт. Решение о строительстве трамвайных трасс в Алма-Ате было принято в 1934 году. Под трамвайное депо и мастерские отвели участок между улицами Таранчинской и Кладбищенской, Кашгарской и Пастера. На Уйгурской – Пастера расположилось временное депо. Запустили трамвай 1 декабря 1937 года. В 1993 году трамвайные пути насчитывали уже 93 километра, 200 единиц подвижного состава. Но вскоре часть путей демонтировали, многие вагоны отправились на металлолом.
И все же желтые трамваи чешского производства перевозили пассажиров до 2015 года. Бегал по рельсам и романтичный трамвай-кафе. Но после серьезных ДТП трамвайное сообщение приостановили: в прошлом году вагоны сходили с рельсов аж 43 раза.
По оценкам экспертов, стоимость замены рельсов и контактного провода без учета обновления коммуникаций для прокладки рельсов и закупки дополнительного подвижного состава обойдется в 16,6 миллиарда тенге. Возобновление работы трамвайного маршрута признали экономически нецелесообразным. В планах – запустить в городе современный легкорельсовый транспорт. Перед старыми трамваями он имеет преимущество в скорости, комфорте и безопасности, а также отличается от метро меньшими габаритами и более дешевой инфраструктурой, а от дизельных автобусов – экологичностью. ЛРТ производит до 15 децибел меньше шума, чем трамваи и автобусы.
Легкорельсовый транспорт позволит снизить количество личного транспорта до 25 тысяч единиц ежедневно.
В Алматы предусмотрено строительство линии ЛРТ протяженностью 22,9 километра. Стоимость проекта – 95,3 миллиарда тенге. В ноябре будет объявлен конкурс по определению частного партнера.
Есть идеи? Пишите!
На месте трамвайного депо, что на Гоголя – Байтурсынова, предлагалось сделать музей транспорта Алматы. Но планы изменились. На этой неделе АО “Центр развития города Алматы” объявило о начале открытого архитектурного конкурса на создание концепции общественного пространства на месте бывшего трамвайного депо. Как сообщили в пресс-службе городского акимата, это сделано в рамках реализации программы развития “Алматы-2020”. Подобный конкурс в Казахстане проводится впервые. Его уникальность в том, что к участию приглашаются как архитекторы, так и творческие мастерские, дизайнеры, рекламные агентства, общественные организации, волонтеры, специалисты смежных профессий, а также студенты творческих вузов. Участниками могут быть один автор или инициативная группа.
Цель конкурса – выявить лучшие концептуальные идеи, проекты по обустройству территории бывшего депо. Они должны соответствовать принципам урбанистики, что предполагает доступность для населения, соответствие архитектурно-ландшафтному облику окружающей территории. И – место для творческого общения. Еще в проекте должны использоваться экологичные материалы, простые и экономичные конструкторские решения. В целом, приветствуются любые креативные идеи!
Жители хотят общаться!
Участникам конкурса необходимо представить жюри эскизный проект, концепцию с его описанием, включая обоснование дальнейшей устойчивости проекта. Прием заявок начался 2 августа на сайте almatydc.kz и на электронный адрес: konkurs@cda.kz. Онлайн-голосование и оценка работ членами экспертной комиссии пройдет со 2 по 11 сентября.
А 18 сентября жюри подведет итоги конкурса. Да, в его состав вошли международные архитекторы и урбанисты – директор GehlArchitects Риккардо Марини, профессор Дельфийского технического университета Хьюго Примус, архитектор-урбанист FundacionMetropoli Каталин
Ортенетксе и другие.
В ходе опроса жителей разных возрастных групп, проживающих возле трамвайного депо, большинство проголосовали за переустройство территории в общественное пространство, предназначенное для проведения досуга, встреч, культурных мероприятий. Что это будет – парк-музей, парк развлечений, – решать алматинцам.
Кстати, аналогичные проекты по реновации транспортных инфраструктур существуют в Нью-Йорке (парк “Хай-Лайн”), в Париже (набережная левого берега Сены) и других городах. Так, “Хай-Лайн” разбит на месте надземной железной дороги, на высоте более 10 метров от поверхности земли. В 1980 году железнодорожная ветка была закрыта. В 1990-х годах собственники планировали демонтировать железную дорогу вместе с эстакадой. Но все-таки решили трансформировать пути в парковую аллею по аналогии с парком в Париже, открытым в 1993 году.
Пенсия 2026
В 2025 году из республиканского бюджета Казахстана выплачено около 4 трлн тенге пенсий
АЭС
Президент: «Доля возобновляемых источников в общем энергобалансе превысила 7%»
Налоговый кодекс РК 2026
Цены вверх, доллар вниз: каким был 2025 год для казахстанцев
Алматы
Корректировка Генплана Алматы предусматривает развитие агломерации и городов-спутников
МРП 2026
Минфин признал кризис и рассказал об этом в законе о бюджете РК
Землетрясение
Землетрясение произошло в Каспийском море
Бокс
В каком случае Жанибек Алимханулы перестанет быть чемпионом мира
Футбол
МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете
Астана
Касым-Жомарт Токаев: «Астана всегда должна быть в авангарде масштабных начинаний»
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Глава государства: «Требуется ускорить формирование современной системы переработки отходов»
Иран
Президенты осмотрели выставку найденных в архивах Ирана древних рукописей, содержащих сведения по истории Казахстана
Нефть
Нефтяников держат в страхе криминальные силы: Килыбай прокомментировал слухи
Закон
Глава государства подписал поправки по вопросам административной юстиции
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Туризм
Казахстан вошёл в топ-25 лучших туристских направлений мира по версии Bloomberg
Медицина
«Результат анализа - 70 процентов диагноза»: Ерлан Сулейменов о современной диагностике в Казахстане
