Упадут ли цены на машины: авторынок замер в ожидании чуда - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
0 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Упадут ли цены на машины: авторынок замер в ожидании чуда

Упадут ли цены на машины: авторынок замер в ожидании чуда

Отмена утильсбора сулит значительное снижение цен и приток новых авто в страну.

  • 18 Февраля 2022
  • 4408
Фото - Caravan.kz

Но сдадут ли позиции лоббисты “железного оброка”? На кону – миллиарды и светлое будущее отечественного автопрома. Что будет с “отверточными гигантами” страны? На эти вопросы “КАРАВАНУ” ответил глава Союза независимого автобизнеса Казахстана Берик ЗАИРОВ.

Я помню, как в январе 2016 года собственной рукой написала: “В Казахстане вводится утилизационный сбор, автомобили могут подорожать на 2 миллиона тенге”. Поставив точку под этим предложением, я с ужасом подумала, что больше не смогу позволить себе покупку нового авто. Прошло 6 лет. Я езжу на своем железном мерине и клянусь ему, что мы будем вместе до конца, пока утилизационный пункт не разлучит нас. Мой конь еще борозды не портит, но город превратился в свалку рухляди.

“Утиль на колесах” дымит по центральным магистралям. И в этом “дыму Отечества” возникает много тревожных вопросов: почему у нас такие большие ставки за утилизацию и куда, собственно, идут деньги?

Снова январь. И снова новости, которые бередят душу автомобилистов. Спустя 6 лет поборов и борьбы за справедливые цены на утилизацию Президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ выступил с заявлением, что утилизационный сбор необходимо прекратить. Рынок тут же отреагировал снижением сделок купли-продажи. И забрезжила надежда, что стоимость авто снизится. Но не всё так просто оказалось с этим сбором. МИИР, на который возложили обязанность просчитать размер нового утильсбора, сообщил, что вынесет решение в конце февраля. Страсти забурлили нешуточные.

Цены больше, чем в США

Мы поговорили с главой Союза независимого автобизнеса Казахстана Бериком Заировым и узнали, что будет с ценами, если утилизационный сбор отменят или значительно снизят.

– После введения утилизационного сбора за последние 6 лет цены на автотранспорт выросли более чем в 2,5 раза. Конечно же, утилизационный сбор влияет на конечную стоимость, по которой человек покупает авто. В результате получилось так, что в Казахстане машины намного дороже, чем в США, например. Мы сравнивали одни и те же модели и видели разницу в несколько миллионов. Это надбавка за тот самый утильсбор. Интересно получается, что казахстанцы с более низкими доходами, чем в США, вынуждены покупать авто дороже. Мы не выступаем за полную отмену утильсбора, мы хотим, чтобы была справедливая цена за эту услугу. Для сравнения: в странах Европы утильсбор составляет 100–200 долларов. Поэтому, исходя из международного опыта и с учетом расчетов местных экспертов, мы вывели сумму в 100 тысяч тенге, которая является оптимальной для утильсбора. Мы обратились в ассоциацию “Республиканский союз промышленников вторичной металлургии”, нам сделали расчет, за какую сумму могут быть утилизованы старые авто. Для легковых автомобилей цена составила 73 827 тенге. Сравните теперь суммы, которые берут с наших людей. Утилизационный сбор составил от 1 млн до 3,5 млн тенге на легковые автомобили, до 6 млн тенге по грузовым авто, до 13 млн тенге – по сельхозтехнике. Даже на детские квадроциклы утильсбор около 500 000 тенге. Вот и считайте, при снижении утильсбора до 100 тысяч тенге цены могут скорректироваться на 900 тысяч и более.

– За 6 лет казахстанцы выложили на утильсбор огромные деньги. Так, по официальной информации за 2021 год, за 5 лет общая сумма уплаты составила более 579 миллиардов тенге. Многие сегодня негодуют, что шла косвенная поддержка отечественного автопрома…

– Мы постоянно говорим, что утилизационный сбор должен быть только для утилизации. Никакой подмены понятий здесь быть не должно. На практике утилизационный сбор введен как заградительная мера, чтобы доступные и качественные автотранспорт, грузовая и с/х техника не поступали в Казахстан, то есть для развития местного автопрома. При этом местные производители уплачивают утильсбор, но эти суммы им компенсируются. Поэтому ни о каком честном рынке разговора быть не может. На фоне высоких цен на ввозимую технику можно поднимать и цены на местную продукцию.

– Выходит, что снижение утильсбора может по касательной повлиять и на цены авто местного производства? Как в целом это отразится на отрасли? Некоторые считают, что это загубит местный автопром.

– Сегодня в Казахстане производят несколько десятков моделей авто, в разы больше, чем в Узбекистане. Там другая тактика: взять одну популярную выгодную модель и работать над ней, увеличивать долю в производстве запчастей этой модели, мы же гонимся за количеством. Распыляемся. В результате выдаются преференции, а выхлоп слабый. Для примера, с 2010 года остановлено производство 7 новых моделей автомобилей: “SsangYong”, “ZAZ”, “Peugeot”, “Geely”, “SsangYong Nomad”, “Toyota Fortuner”, “IVECO”. Возврата льгот не было. Результат нулевой. Понятно, что при снижении цен на ввозимые авто начнут работать правила конкурентного рынка. Будут выживать сильнейшие и самые перспективные. Произойдет естественный отбор самых жизнеспособных моделей отечественного производства. Число их сократится, а качество начнет расти. Поэтому снижение утильсбора выгодно и отечественному автопрому, чтобы выйти из тепличных условий и встать на путь самостоятельного развития.

– А как в России дела обстоят, там ниже утильсбор, но при этом и автопром развивается?

– В России в утилизационный сбор также входит и регистрационный сбор. Поэтому, если его вычесть, то суммы самого утильсбора значительно ниже нашего. Мы же платим и утильсбор, и за регистрацию отдельно. Также в России действует много льгот по утильсбору. У нас такого нет. Развивая автопром, не нужно забывать про обычных людей. Ведь непомерные суммы утильсбора сказываются на всех отраслях жизни и бизнеса. Автомобильный парк продолжает стареть, малый и средний бизнес сводят концы с концами, представьте, что утильсбор по автокрану составляет 6 миллионов тенге!

– Снижение утильсбора встречает сопротивление, и все-таки есть ли шансы? Ведь лоббисты утильсбора люди непростые…

– Мы чувствуем сильное противостояние, но думаем, что шанс есть, время изменилось, сегодня уже не утаишь информацию, всё тайное становится явным и получает общественную огласку.

АЛМАТЫ

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Отменят ли "всё включено" в Турции

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта