Опубликовано: 8800

Умная цифровая железная дорога

Умная цифровая железная дорога

В Послании “Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность” глава государства поставил задачу разработать и принять отдельную программу “Цифровой Казахстан”. О том, какое отражение найдет она на железных дорогах страны, рассказывает директор департамента автоматизации и цифровизации АО “НК “Қазақстан темір жолы” Серик ТОЛЕБАЕВ.

– Серик Казбекович, расскажите, пожалуйста, о развитии проекта “Цифровая железная дорога” в компании.– Программа “Цифровая железная дорога” АО “НК “ҚТЖ” является составной частью большой государственной программы “Цифровой Казахстан”, которая сейчас осуществляется в рамках фонда “Самрук-Казына” под руководством министерства по инвестициям и развитию РК. В свою очередь цифровизация бизнес-модели АО “НК “ҚТЖ” в рамках глобализации деятельности компании, роста потребительских предпочтений и активного проникновения технологии “Индустрия 4.0” – это централизованное управление движением поездов, цифровой вокзал, Интернет в поездах и многое другое.

– Что это все даст клиенту?

– Цифровая железная дорога, к примеру, грузоотправителю предоставляет возможность “единого окна”. Клиенту нет необходимости бегать по станции в поисках вагонов и так далее, в онлайн-режиме он сможет подать заявку на перевозку своего груза и тут же рассчитать стоимость данной услуги. После подачи и принятия заявки он не переживает о том, каким образом его груз будет доставлен к месту назначения. Если клиент хочет, чтобы груз из Китая был в Европе за пять дней, это можно организовать водным, авиационным, автомобильным или железнодорожным транспортом. Являясь мультимодальным перевозчиком, АО “НК “ҚТЖ” может организовать любой сервис для клиента по его запросу, в том числе оформить таможенную декларацию, осуществить пограничные процедуры и привезти груз к месту назначения.

Одновременно клиент сможет отследить перевозку своего груза по маршруту. Компания предоставит ему услугу онлайн-слежения, с помощью которой грузоотправитель сможет точно определить, где находится его товар, какая температура внутри контейнера, закрыты ли в нем двери, вскрывалась ли пломба и так далее. Все эти данные будут у клиента под рукой благодаря простому смартфону.

Это поднимет имидж АО “НК “ҚТЖ”, увеличит спектр предоставляемых услуг и позволит привлечь дополнительных клиентов в компанию.

– Будут ли в выигрыше пассажиры в этом плане?

– Безусловно. Сейчас, как вы знаете, как только поезд отъехал от станции, пассажиры зачастую остаются без связи: отсутствует подключение к связи и Интернету.

По поручению главы государства в рамках подготовки к международной выставке ЭКСПО компания развернула спутниковую сеть на шести составах “Тұлпар-Тальго” на маршруте Астана – Алматы. В этих поездах будут подключены Интернет и цифровое телевидение. Пассажиры железных дорог смогут в баре и вагоне-ресторане смотреть онлайн видео и новости. В каждом купе будет развернут Wi-Fi, открывающий доступ к интернет-ресурсам, социальным сетям, электронной почте, мессенджерам и т. д. В пути следования пассажир с помощью специального приложения сможет в онлайн-режиме заказать, к примеру, такси, грузчиков на станции прибытия, доставку цветов, еду себе в вагон на ближайшей станции.

В данном направлении компания уже отработала технологии со своим подрядчиком – АО “Транстелеком”. Отмечу, что спутниковые испытания прошли на маршруте Алматы – Защита. Система показала себя хорошо. Скорость Интернета в вагонах достигала 50 Мбит/с. В ближайшее время оборудование будет установлено в оставшихся скоростных поездах, курсирующих на участке Алматы – Астана.

На втором этапе проекта планируется построить беспроводную сеть на базе стандарта LTE-R c высокоскоростной системой передачи данных до 100 Мбит/с вдоль всей железной дороги. АО “Транстелеком” получило частоты на весь Казахстан.

– И все это – “Цифровая железная дорога”, которая, как вы отметили, и является составной частью “Цифрового Казахстана”. Для реализации программы, как известно, в АО “НК “ҚТЖ” создано специальное подразделение – дирекция автоматизации и цифровизации, которую возглавили вы. Каков период осуществления задач, поставленных перед вами?

– Все проекты дирекции очень сложные, и, конечно, за такое короткое время их невозможно реализовать. Вся программа рассчитана до 2025 года. Первый этап этих проектов уже определен в рамках предстоящих 500 дней – это спутниковый Интернет, затем LTE-R, мультимодальные перевозки, АСУ “Магистраль”, центр управления движением поездов, “Цифровой вокзал”. Все эти проекты направлены в первую очередь на повышение клиентоориентированности компании.

Конечно, есть сквозные проекты, которые двигаются параллельно со смежными отраслями – автодорожными, авиационными программами. Это делается для того, чтобы был симбиоз.

– Вы упомянули такой проект, как “Цифровой вокзал”. Можно рассказать об этом подробнее?

– В рамках нового вокзального комплекса “Нұрлы жол” в Астане здесь будет реализован проект “Цифровой вокзал”. Это не только современные информационные табло, пункты интерактивной навигации, но и, к примеру, “виртуальный кассир”. Сейчас для приобретения билета пассажиру необходимо ввести все свои данные в терминал. В рамках же нашего проекта эту услугу будет предоставлять виртуальный кассир, который поговорит с вами на казахском, русском или английском языке, спросит, куда вы хотите поехать, отсканирует ваше удостоверение, а при необходимости оформит безналичный платеж.

В целом необходимо отметить, что проект “Цифровой вокзал” будет пилотным. Остальные вокзалы республики в дальнейшем тоже будут модернизироваться: система доступа – контроль, рамки, сканеры для обеспечения безопасности, бесплатная сеть Wi-Fi на крупных вокзалах страны. Мы ожидаем дальнейшего развития приложений, которые будут необходимы для наших пассажиров. Может быть, даже стартаперы захотят внести свой вклад. Думаю, что вокзал – это широкое поле деятельности для всех.

– Вы уже отметили, что основная нагрузка в реализации этих планов ложится на АО “Транстелеком”…

– Да, на всем протяжении железной дороги из всех операторов только АО “Транстелеком” присутствует почти 100-процентно. Даже сотовым компаниям тяжело разворачиваться вдоль “железки”, они в основном присутствуют вдоль автомобильных дорог, и то не везде. Поднимать 3G в степи для поезда, который проходит раз в сутки, через определенные интервалы, невыгодно многим операторам, это очень накладно для бизнеса. Поэтому они присутствуют в основном в крупных городах.

Для нас же это является необходимостью. К примеру, в локомотивном хозяйстве АО “Транстелеком” разработан и внедрен проект автоматизированной системы управления “Энергодиспетчерская тяги” (АСУ ЭДТ), которая позволяет получать все данные о работе локомотива, осуществлять планирование, мониторинг, оптимизацию и управление топливно-энергетическими ресурсами при разных режимах работы локомотивов и многое другое.

– Какие проекты реализуются компанией в путевом хозяйстве? Ведь от состояния железнодорожного пути зависит также и скорость движения поездов, и безопасность пассажиров, и сохранность перевозимых грузов.

– В АО “НК “ҚТЖ” реализован проект АСУ “Магистраль”, который позволяет применять современные системы диагностики состояния железнодорожного пути. Это вагон – диагностический комплекс, в котором размещено специальное оборудование, одновременно фиксирующее широкий спектр различных параметров путевого хозяйства. С помощью АСУ “Магистраль” можно не просто вовремя обнаружить дефект железнодорожного пути, но и моментально направить информацию о возникшей проблеме бригаде путейцев-ремонтников, которая оперативно примет меры по его устранению.

Проект позволил повысить качество проводимой диагностики при значительном сокращении затрат на проведение ремонтных работ.

Компанией планируется закуп восьми комплексов подобных дефектоскопных и путеизмерительных вагонов. В этом году нами будут приобретены две единицы из них, которые будут мониторить состояние железнодорожного пути в регионах страны. Все данные будут обрабатываться в специально создаваемом центре, который будет делать прогнозы, где необходимо осуществить тот или иной вид ремонта пути, на каких участках железной дороги необходимо ограничить скорость движения поездов и т. д. При этом анализировать можно будет с учетом исторической составляющей, к примеру, данные за последние 10 лет, что позволит выявить частоту проведения ремонтов на том или ином участке, часто повторяющиеся дефекты путей и их причины и многое другое.

– Какие еще проекты реализуются на железной дороге для повышения ее эффективности?

– На сегодняшний день компанией внедряется проект автоматизации разработки прогнозных графиков движения поездов. Система позволяет оперативно менять график движения поездов в таких случаях, как, например, опоздание пассажирских составов, когда необходимо нагнать график, или необходимость отправки грузового поезда по другому маршруту, срочного перегруза грузов, паводки и прочие нештатные ситуации. То есть проект позволит автоматически и оперативно сводить эти данные для эффективной работы железной дороги.

Все это в комплексе и есть “Цифровая железная дорога”.

– С такой дорогой приятно иметь дело. Удачи вам в реализации проектов умной магистрали!

Ирина БЕКТИЯРОВА, Астана