Опубликовано: 850

Трамвай с алматинским приветом

Трамвай с алматинским приветом Фото - Виктор ВОЛОГОДСКИЙ

В Усть-Каменогорске выкупленный в госсобственность трамвайный парк готовится возобновить работу. Город ждет прибытия вагонов, перевозивших долгое время жителей южной столицы.

Вагон долгов

Все последние годы усть-каменогорский трамвайный парк был постоянным героем сюжетов в СМИ. Некогда сверхдоходное предприятие после продажи в частные руки на глазах превратилось в сверхпроблемное. Число курсирующих вагонов сократилось почти втрое, рельсы и контактные сети не видели ремонта.

В 2018 год парк вошел с космическим долгом почти в 600 миллионов тенге. Только за электроэнергию задолженность превысила 70 миллионов.

С марта вагоны перестали выходить на линии. Как рассказал на встрече с населением аким Восточного Казахстана Даниал АХМЕТОВ, банк, которому владелец трампарка задолжал 450 миллионов тенге, выставил имущественный комплекс на торги. А раздаваемые предпринимателем многочисленные обещания привести инвестора, поднять предприятие – это только ради красного словца. Экологический транспорт Усть-Каменогорска находится в экономическом упадке

– Я каждый раз верил, когда мне говорили: “Вот этот банк готов профинансировать, – рассказал аким. – Звоним туда, там отвечают: “Да вы что? И не думаем финансировать”. Потом какая-то новая идея, опять новый инвестор, звоним и вновь слышим: “Да вы что? Зачем нам финансировать?”. Поэтому мы приняли решение: как только банк выставит имущество на торги, мы примем участие и надеемся, что государство купит.

В конце марта предприятие перешло в собственность СПК (социально-предпринимательская корпорация) “Ертiс”. Квазигосударственная структура купила его за 443,5 миллиона тенге при стартовой цене 853 миллиона.

Иначе говоря, парк, доведенный “эффективным” частником до состояния “скорее мертв”, вернулся в родную гавань госсобственности.

Первым делом были выплачены многомесячные долги трудовому коллективу – больше 80 миллионов тенге. Как показала ревизия, из 40 вагонов подвижного состава на ходу осталось 14, из 37 километров путей – 22 в критическом состоянии.

Купить так купить

Как пояснили в СПК, с апреля новое ТОО, единственным учредителем которого является акимат Усть-Каменогорска, приступило к модернизации сложного инженерного хозяйства.

Для пополнения подвижного состава корпорация “Ертiс” приобрела в Алматы 13 трамваев за 118 миллионов тенге и следом еще десять за 61 “лимон”.

Сейчас их ждут в ангарах парка. На интернет-форумах развернулась целая словесная баталия вокруг больших бюджетных трат на изделия, мягко говоря, не первой свежести. Как пояснили в СПК, при стоимости одного алматинского вагона вместе с доставкой 12–12,5 миллиона тенге покупка новых белорусских обошлась бы втрое дороже. Вместо опасного и шумного трамвая в Алматы запускают легкорельс

– Мы должны понять, сколько трамваев должно ходить по городу, и тогда сможем спланировать поэтапное обновление, – пояснили в СПК. – За счет алматинских вагонов подвижной состав будет увеличен вдвое, людям не придется стоять по 30–40 минут на остановке.

Алматинские вагоны – не новые, но они потребляют меньше электроэнергии, и их состояние лучше местных.

Был момент, горожане стали терять надежду, что Усть-Каменогорск сохранит электрический транспорт. Первые трамваи, к слову, начали курсировать по городу в 1959 году, в следующем году предприятию исполнится 60 лет. В СПК не сомневаются в возможности парка выйти на бездотационный уровень, а в перспективе – вернуться в число прибыльных.

Сказать, что этот транспорт востребован среди устькаменогорцев, ничего не сказать. В часы пик вагоны забиты до отказа.

Неудивительно, что горожане следят за каждой новостью о новом старом трамвайном парке. Выкладывают в сеть снимки ремонтных бригад и депо. По планам СПК, любимый общественный транспорт выйдет на рельсы уже к лету.

Усть-Каменогорск

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи