Опубликовано: 1600

Трагедия в Шахане: уроки, ошибки, опыт

Трагедия в Шахане: уроки, ошибки, опыт Фото - Лариса ЧЕН

В 2017 год Карагандинский регион вошел со скорбью. Вечером 1 января в поселке Шахан в результате взрыва котла отопления, находящегося в подвале жилого дома, рухнул подъезд. Девять человек были принесены в жертву коммунальным проблемам поселка, на которые так долго закрывали глаза местные и республиканские чиновники.

Станет ли этот горький опыт уроком для государственных мужей? Поможет ли решить многочисленные проблемы малых населенных пунктов Казахстана? Или нужно ждать следующих жертв? После шаханской трагедии именно эти вопросы стали главными для жителей забытой богом глубинки.

Дорогая цена за долгожданное внимание

На протяжении более десяти лет жители поселка пытались привлечь внимание к его проблемам – закидывали письмами государственные органы, обращались в СМИ, политические партии, общественные организации. Шаханцы писали и говорили о том, что некогда процветающий шахтерский поселок, в котором проживало более 30 тысяч человек, уже готовился принять статус города, когда на него обрушилось проклятье развала. Что под бременем этого проклятья в Шахане исчезли блага цивилизации – водо-, газо-, теплоснабжение. Что шахты, дававшие рабочие места, закрылись, а люди стали тысячами покидать родные дома. Что целые микрорайоны были разобраны на кирпичи, блоки и металл. Что оставшиеся жители, в основном пенсионеры, оказались брошены на произвол судьбы и поставлены в условия выживания. И что для того, чтобы сохранить едва теплившуюся в поселке жизнь, ему необходимы элементарные для века прогресса вещи – та же централизованная котельная, к примеру.

Увы, эти сигналы SOS пропали втуне. И лишь в начале нынешнего года, когда в новогодний вечер трагедия унесла жизни девяти жителей дома № 4 третьего микрорайона, в числе которых были трое детей (один 2010, двое – 2016 годов рождения), все без исключения казахстанцы – рядовые и наделенные полномочиями власти – обратили взоры на Шахан.

Как уверяют жители, такого количества чиновников и депутатов на шаханской земле они не припомнят за всю историю существования поселка. Однако визитеры не обещают никаких решений глобальной проблемы, приведшей к трагедии, а посему особых иллюзий относительно помощи поселку с их стороны местные жители не питают.

– Централизованную котельную нам не обещают, да если даже ее построят, никакой благодарности в сердцах шахтинцев не будет. Слишком велика цена… – вытирая слезы, говорят родные погибших.

Благодарность и упрек

А вот к отзывчивости соотечественников и жителей ближнего и дальнего зарубежья на их беду шаханцы относятся с искренней признательностью.

– Мы очень благодарны всем казахстанцам, которые, узнав о нашей беде, тут же стали присылать гуманитарную помощь, перечислять деньги на счет помощи пострадавшим, – говорит председатель общественного совета поселка Шахан Светлана ЕРЖУМАНОВА. – На сегодняшний день общими усилиями собрано 42 миллиона тенге.

Когда же речь заходит о помощи со стороны государства, выражение лица Светланы Закирьяновны резко меняется.

– Да, по устранению последствий трагедии сработали быстро, завалы разобрали, сделали модульную котельную, чтобы жильцы четвертого дома могли вернуться в свои квартиры, организовали похороны погибших. Но ведь этих жертв могло не быть, если бы нас услышали раньше! Кроме того, государство выделило материальную помощь – 1 миллион тенге на погибшего и по 500 тысяч каждому пострадавшему. Вдумайтесь! Выходит, жизнь человека у нас стоит 1 миллион? Один миллион стоит жизнь младенца, которому только исполнилось полгода и который мог вырасти и приносить пользу своей стране! Разве это не кощунственно?

Такая жизнь…

Поселок еще не оправился от трагедии, но жизнь в нем – привычно тяжелая, полная непривычных большинству казахстанцев забот – продолжается.

Нине Федоровне РЕКАЛО в следующем году исполнится 80 лет. Живет она в одной из двухэтажек на выезде из города, на втором этаже. В ее квартиру пройти не так легко – практически весь коридорчик заняла огромная коробка с углем. Печь-буржуйка установлена в ванной, и сюда она ежедневно носит по пять ведер “черного золота”, чтобы обогреть квартиру, а затем выносит вниз, на улицу, почти такое же количество золы.

– Основные запасы угля лежат в подвале, – признается Нина Федоровна. – Но оттуда мне носить уголь каждый день тяжело, тем более недавно я перенесла операцию. Поэтому сейчас нанимаю соседа, прошу его перенести какое-то количество в коридор и топлю потихоньку.

Так же живет и Галина Васильевна СТОЛЯРОВА. Топит буржуйку, отдает из своей минимальной пенсии соседям-мужчинам деньги за погрузку угля и выгрузку золы – из расчета по тысяче тенге за тонну. И не ждет от жизни никаких подарков.

– Иной раз вопрос так стоит: или покушать, или уголь принести, – качает она головой. – Но мерзнуть же зимой не будешь... Знаете, сколько у нас было случаев, когда такие старики просто кончали жизнь самоубийством от безысходности! Об этом все молчат, нет такой статистики.

О целесообразности и не только

По мнению жителей Шахана, единственной гарантией того, что трагедия не повторится вновь и поселок оживет, могло бы стать строительство централизованной котельной.

– Ведь в поселке перед развалом, в девяностые годы, было две котельные! – рассказывает Светлана Ержуманова. – Одна старая, на ремонт которой пришел транш в 20 миллионов, после чего ее разобрали на кирпичи и металл и продали. И другая – новая, нулевая, с помощью которой планировалось перевести на центральное отопление весь Шахан, включая частный сектор. Но ее тоже смели с лица земли! А теперь в ответ на наши мольбы построить нам котельную местные власти уверяют: это нецелесообразно, ведь многоэтажки разбросаны по поселку, от многих микрорайонов осталось по одному-два дома. А платить человеческими жизнями целесообразно?!

Цена вопроса – 2,8 миллиарда тенге. Как сегодня уверяют чиновники, местная исполнительная власть поднимала вопрос о строительстве центральной котельной в Шахане еще в 2013 году. По их словам, в 2014-м были выделены деньги на составление проектно-сметной документации, которую разработали, утвердили, но не смогли выбить денег на строительство. Те самые 2,8 миллиарда тенге.

– Нам сейчас в качестве альтернативного решения проблемы предлагают вынести котлы отопления из подвалов и поставить модульные котельные, – сообщила председатель общественного совета. – Но мы категорически против! Во-первых, угроза взрывов от этого не исчезнет. Ведь котел в четвертом доме взорвался после отключения электроэнергии, которые у нас нередки. Во-вторых, как быть с теми, кто топит буржуйки? Выходит, эти люди так до смерти и будут тягать ведра с углем? Пусть нам сначала кто-нибудь объяснит, почему они не заслужили права на счастливую старость!

Есть ли свет в конце туннеля?

Пока специальная комиссия, разбирающаяся в причинах трагедии, еще не огласила результатов расследования, но шаханцы уже переживают за их объективность.

– Первым делом после обрушения подъезда полиция стала допрашивать домкома, – рассказывает домком дома 15 в 3-м микрорайоне Лидия КОЛЕНКЕВИЧ. – Мол, люди самовольно установили АСО в подвалах, а главный по дому не уследил. Но это же неправда! В 90-е годы акимат сам уговаривал нас ставить котельные. И сейчас перед началом отопительного сезона проходит проверка готовности, мы подписываем акт. И хотя подписей акима на нем нет, все происходит с его ведома.

В подтверждение своих слов Лидия Ивановна показала нам документы и заявила, что шаханцы даже собрали подписи в защиту домкома пострадавшего дома и обратились к властям с просьбой не наказывать его за то, в чем он не виноват.

– В конце концов, это же не первый взрыв котла в нашем поселке! – делает неожиданное признание домком. – В конце девяностых и в 2012 году уже были случаи взрыва котлов, просто тогда обошлось без жертв. Но об обоих случаях предпочли умолчать.

Как бы кощунственно это ни звучало, но жители многострадального поселка надеются, что “жертвоприношение” в начавшийся год Огненного Петуха будет не напрасным.

– Сейчас население Шахана составляет около семи тысяч человек, – говорят члены местного общественного совета. – Не такое уж маленькое количество людей. А если нам построят котельную, то поселок, глядишь, начнет развиваться. Сюда люди поедут, кто-то захочет открыть бизнес. И вот вам реализация программы по возрождению сел.

Но пока идеи шаханцев по возрождению поселка остаются под вопросом. А на решение основной их проблемы уже сейчас с надеждой смотрят не только жители окрестных городков и поселков, тоже живущие на пороховой бочке – Сарани, Актау, поселка Шахтерский и т. д., но и вся казахстанская глубинка…

КАРАГАНДА

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи