Опубликовано: 3300

Стоит ли овчинка выделки: что творится в НПП "Атамекен"

Стоит ли овчинка выделки: что творится в НПП "Атамекен" Фото - А. Кашкуревич, 1958 год

Пожалуй, лишь самый ленивый блогер в Казахстане не писал о деятельности Национальной палаты предпринимателей. Диапазон выставленных оценок колеблется от резко положительных до резко отрицательных. Одни саркастически нарекли ее “дубиной для бизнеса” и “министерством по делам предпринимательства”, другие, напротив, видят в деятельности “Атамекена” панацею от всех болячек местного бизнеса.

Сама же Национальная палата, как огромный лайнер, уверенно рассекая просторы казахстанского бизнеса, продолжает свой путь, не придавая особого значения нелестным отзывам в свой адрес.

Что и говорить, за первую пятилетку своего существования “Атамекен” превратился в солидную организацию с красивыми лозунгами и высокими целями.

Даже мимолетное знакомство с ее официальным сайтом свидетельствует о фундаментальности и серьезности намерений. Неискушенному, привыкшему с пиететом относиться к сложноустроенным структурам обывателю само устройство НПП автоматически внушает уважение и наталкивает на мысль о солидности данного учреждения.

Кто тот отставной чиновник?

Одних только заместителей у председателя правления целых восемь душ. Такую роскошь не может позволить себе даже премьер-министр, у которого лишь четыре заместителя. Немало удивляет и наличие в структуре НПП такой должности, как руководитель аппарата.

Сразу чувствуется, что к созданию организационной структуры “Атамекена” приложил руку какой-нибудь отставной чиновник, так и не расставшийся со своими бюрократическими привычками, и 34 (!) департамента, входящих в состав центрального аппарата Нацпалаты, веское тому подтверждение.

Рассмотрим для сравнения структуры центральных аппаратов некоторых ключевых казахстанских министерств.

Так, например, одно из самых “весовых” казахстанских ведомств – министерство финансов – включает в себя 22 департамента и 2 управления, а в структуре министерства по инвестициям и развитию присутствует всего 19 департаментов. Минздрав и минтрудсоцзащиты состоят из 12 департаментов и двух управлений, а в министерство национальной экономики входит 26 департаментов.

Не слишком ли громоздкую конструкцию создала Национальная палата предпринимателей? И насколько она отвечает возложенным на нее задачам по защите и лоббированию интересов отечественного бизнеса?

Скромнее надо быть, товарищи!

Вероятно, строгие менеджеры высшего и среднего звена, серьезно взирающие с размещенных на сайте НПП фотографий, не согласятся с такими предположениями, однако у большинства казахстанских бизнесменов, должно быть, возникают сомнения в способности этих “белых воротничков” эффективно представлять интересы многострадального местного делового сообщества. Да и с руки ли не нюхавшим предпринимательского пороху товарищам, отвлекаться от важных государственных дел? А дел у товарищей много. Одних законов на согласовании “томятся” десятки, словно это не союз субъектов бизнеса, а согласующий государственный орган, коему в соответствии с регламентом правительства предписано визировать каждый нормативно-правовой документ. НПП "Атамекен": дубина для бизнеса или Палата №6?

Вероятно, эта архиважнейшая функция НПП требует достойных условий труда для всех ее менеджеров, и потому бюджет “Атамекена” на аренду офисных помещений в 2017 году составил 520 миллионов тенге.

Для сравнения: расходы государства, связанные с обеспечением энергоэффективности отраслей всей экономики, составят 382,5 миллиона тенге, на научные исследования в области охраны труда в 2018 году запланировано 98,2 миллиона тенге, а на обеспечение внутриполитической стабильности и укрепление казахстанского патриотизма будет направлено 49,9 миллиона тенге.

Что там минтруда и социальная защита...

Скорее всего, у самостоятельно преодолевающих всевозможные бюрократические барьеры предпринимателей эти цифры вызовут как минимум недоумение, однако на что не пойдешь ради возможности быть достойно представленным в высоких правительственных кругах. И бизнес раскошеливается весьма щедро, о чем свидетельствуют годовые бюджеты НПП.

Так, годовой бюджет “Атамекена” в 2018 году составит 11,8 миллиарда тенге против 10,9 миллиарда тенге в 2017-м.

Вообще, динамика расходов палаты выглядит довольно внушительно, и с 2015 года, когда ее общий бюджет составил 8,2 миллиарда тенге, он вырос к данному моменту на 2,7 миллиарда тенге.

Казна НПП формируется не только за счет взносов предпринимателей, доля средств республиканского бюджета составляет в нем порядка 40 процентов. Таким образом, предприниматели и бюджет примерно на равных содержат “национальную сборную” борцов за интересы казахстанского бизнеса.

Однако бюджетные деньги приходят в “Атамекен” не напрямую, а опосредованно, через тендеры на организацию и проведение имиджевых мероприятий и конкурсов типа “Алтын сапа”. Кроме того, государство ежегодно делегирует палате различного рода “задания”, за которые платит, надо сказать, довольно большие деньги.

Вот лишь некоторые расходы, связанные с организацией и проведением мероприятий за счет средств республиканского бюджета в 2017 году.

Проведение конкурса “Алтын сапа”, бизнес-форумов, международных выставок – 330,8 миллиона тенге, консультационные услуги – 505,3 миллиона тенге, реализация программ развития продуктивной занятости и “Дорожной карты бизнеса-2020” – 3,3 миллиарда тенге.

В целом общий бюджет НПП “Атамекен” за период 2015–2018 годов составил 39,1 миллиарда тенге, из которых 23 миллиарда тенге – взносы предпринимателей, 16 миллиардов – средства республиканского бюджета.

Расходы, связанные с функционированием самой палаты (административные расходы центрального аппарата, капитальные затраты и расходы, связанные с содержанием региональных представительств), за этот же период составили 22,3 миллиарда тенге, то есть более 5,5 миллиарда тенге в год.

Для сравнения: в 2018 году содержание министерства труда и социальной защиты населения обойдется государственной казне в 4,5 миллиарда тенге, а на финансирование министерства информации и коммуникаций будет направлено 3,3 миллиарда тенге.

Даже бюджет заграничных командировок по линии министерства иностранных дел гораздо скромнее годового бюджета “Атамекена” и составит в 2018 году 2,9 миллиарда тенге.

Мы связаны одной целью!

Однако не будем спешить с выводами, возможно, результаты деятельности НПП оправдывают столь высокие расходы. На ее официальном сайте довольно много велеречивой информации о достигнутых успехах и одержанных победах, мы же обратимся к лаконичной статистике.

Итак, за период с 2015 по 2017 год количество активных субъектов МСП снизилось на 96 585 единиц (1 242 579 в 2015 году против 1 145 994 в 2017 году).

В отраслевом срезе наибольшее снижение демонстрируют: оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов – 85 652 единицы, транспорт и складирование – 16 488 единиц, услуги по проживанию и питанию – 2 905 единиц, обрабатывающая промышленность – 1 336 единиц, промышленность – 230 единиц, информация и связь – 158 единиц.

На 39 144 человека снизилась численность занятых в МСП (3 183 844 в 2015 году против 3 144 700 в 2017 году).

Ну что же, статистика явно не намерена подбрасывать углей в топку амбиций “Атамекена”. Больше того, цифры довольно красочно иллюстрируют ее неэффективность, ибо чем же еще, как не количеством действующих субъектов малого и среднего предпринимательства, можно измерить результаты деятельности Национальной палаты, которая была созданная с одной лишь целью – обеспечить благоприятные условия для реализации предпринимательской инициативы.

Так стоит ли овчинка столь дорогостоящей выделки?

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи