Опубликовано: 660

Спортивные ставки: кто увлекается этим в Казахстане

Спортивные ставки: кто увлекается этим в Казахстане Фото - Тахир САСЫКОВ

Проведенные маркетологами исследования подтвердили наблюдения, сделанные букмекерами в последние годы. А именно: социальный портрет среднего болельщика (например, любителя футбола) и среднего любителя прогнозных ставок на спорт полностью совпадают. Именно болельщики сейчас формируют основную массу убежденных спортивных прогнозистов.

Кому на самом деле интересны ставки на спорт? Кто занимается ими годами, сохраняя приверженность своему увлечению, невзирая на неизбежные подчас потери и неудачи? Анализ аудитории букмекеров, проведенный в конце прошлого года группой Mostbet Partners в Казахстане и России, показал, что сегодня клиентами букмекерских контор чаще всего являются не “патологические игроки”, как об этом пишут многие далекие от темы люди, а спортивные фанаты. То есть – те, кто погружен в данную сферу годами, кто не может пропустить ни один значимый матч.

Клиент букмекера: демографический портрет

Средний любитель беттинга (ставок на спорт) – мужчина в возрасте 25–34 лет, который зарабатывает на среднем уровне или немного больше и живет, как правило, в городе.

Вообще, стоит отметить, что у беттинга, как и у спорта в целом, аудитория в подавляющем большинстве – мужская. Как показали социологические замеры 2021 года в Казахстане, прекрасный пол составляет менее 8 процентов от общего числа активных клиентов букмекеров. Что же касается возраста, то здесь разброс весьма широкий – в среднем от 20 до 45 лет, но встречаются и 60-летние “мастера ставок”. Основное ядро игроков – люди уже не в подростковом или юном, а в осознанном взрослом возрасте, готовые не столько идти на риск ради удовольствия (что обычно пишут о них сторонники популярной “теории игромании”), сколько получать интеллектуальное удовольствие от самого процесса прогнозирования.

Социальный и экономический портрет

Чаще всего это уже состоявшиеся женатые люди, с полным средним или (чаще) высшим образованием. Они работают по найму на позиции специалистов или обычных служащих, либо имеют небольшой бизнес. По уровню своего достатка это в основном “верхний средний класс”, то есть те, кто вполне способен без особого напряжения приобретать вещи длительного пользования.

В подавляющем большинстве любители беттинга не живут от зарплаты до зарплаты и не отдают половину дохода на аренду жилья.

Данное наблюдение опровергает еще один стереотип, утверждающий, что якобы ставить на спортивные события большинство клиентов букмекеров начинает в отчаянной попытке “что-то подзаработать”. Если таковые и есть, то они долго не задерживаются в данной сфере, потому что, как известно, беттинг трудно назвать сферой легких заработков. Да и каких-либо заработков вообще. Редкий знаток спорта сможет на длительной временной дистанции удержаться даже в небольшом плюсе по соотношению “выигрыш-проигрыш”, да такой цели перед собой прогнозисты, как правило, и не ставят. Для них увлечение ставками – развлечение, дополнительный драйв в ходе наблюдения за матчем или поединком.

Спорт – это их мир

Самое главное, ключевое наблюдение, которое выявила серия проведенных маркетологами онлайн-опросов аудитории казахстанских БК: постоянные клиенты букмекерских контор действительно глубоко и серьезно интересуются спортом. Они знают тенденции, они в курсе всех текущих турнирных таблиц, они могут навскидку сформулировать свое видение трендов и особенностей конкретного чемпионата. Притом что в жизни эти люди могут заниматься абсолютно разными вещами – от менеджмента в какой-нибудь компании до IT, автопрома, нефтянки или выращивания помидоров в фермерском хозяйстве. Объединяет этих людей, во-первых, определенный уровень дохода (как правило, не менее 400–500 тысяч тенге ежемесячно), а во-вторых, страстный и долговременный интерес к спорту. Спорт – это на самом деле их мир во всех смыслах. И в том числе футбол – самое популярное направление прогнозных пари. Прогнозные ставки на спорт: 10 ошибок, которые лучше не совершать

Статистически наибольшее количество фиксируемых ставок приходится именно на футбол.

За ним идут хоккей и баскетбол, далее – киберспорт (кстати, в период пандемии были моменты, когда из-за сдвигов в текущих турнирах и чемпионатах киберспорт кратковременно выходил на первое место).

В свою очередь, число людей, делающих ставки на определенные виды спорта, немного отличается. Так, в 2021 году почти 85 процентов пользователей ставили на футбол, а из оставшегося количества около половины делали ставки на хоккей, треть интересовал теннис, а остальные (главным образом молодежь до 25 лет) ставили на киберспорт.

Причем киберспорт, наряду с футболом, начиная приблизительно с 2019 года остается вторым самым быстрорастущим сегментом беттинга.

“Жене не расскажу!”. Поведенческие особенности аудитории БК

Из описанного среднего портрета напрашивается очевидный вывод: современный активный клиент букмекеров – это отнюдь не маргинал. Людям с низкими знаниями и с доходом уровня люмпена здесь делать нечего. Те из них, кто делает попытку “дернуть удачу за хвост” в беттинге, быстро понимают, что эта сфера не про них. Для желающих что-нибудь случайно выиграть по принципу “а вдруг повезет?” значительно лучше подходят классические игорные заведения эконом-класса типа залов игровых автоматов. Там думать не надо, жми кнопку и надейся на удачу. Ставки на спорт – абсолютно иной уровень, да и случайного везения здесь не бывает, не зря маргиналы-халявщики быстро отсеиваются. Здесь концентрируются люди с достатком, семьей и работой. Спортивный прогноз для них – это не способ “поддержки штанов”, а драйв, выход из надоевшей офисной или иной рабочей рутины, снятие затяжного стресса, дополнительная острота ощущений в ходе наблюдения за матчем.

И здесь следует обратить внимание, что классический стереотип о беттинге стал результатом длительной стигматизации обществом.

Когда вы слышите словосочетание “азартный человек”, воображение мгновенно рисует образ пьяницы-неудачника, способного спустить все свои кровные в карты или рулетку.

И хотя такой образ маргинала не имеет абсолютно ничего общего с занятием спортивным прогнозом, он психологически давит на большинство игроков БК. По этой причине спортивные ставки у нас чаще всего делают втайне от друзей и близких. Как показывает опрос, не менее 70 процентов от всех любителей беттинга скрывают свое увлечение от родных. При этом большинство (72–75 процентов) делают более одной ставки в неделю, а из этого числа 80 процентов делают онлайн до трех ставок в день. Более 70 процентов всех ставок делаются в режиме LIVE – то есть непосредственно в ходе матча или поединка, когда результат своей ставки вы узнаете сразу.

После 2020 года, когда разразилась пандемия, в Казахстане осталось совсем немного людей, которые предпочитают делать ставки в стационарных пунктах приема ставок. Способствовало этому и то, что такие пункты переехали в игорные зоны Бурабая и Капшагая (ныне города Конаев). Теперь беттинг в Казахстане – это главным образом явление онлайн-мира. Достаточно сказать, что примерно 80 процентов ставок бетторы совершают с помощью мобильных устройств, используя специальные приложения или мобильную версию сайта.

О стереотипах

И о главном. Что для казахстанских любителей беттинга спортивные ставки? Из составленного социального портрета видно, что это точно не воспринимается как заработок. Для подавляющего большинства прогнозистов главная цель ставок на спорт – не перспектива обрести золотые горы, а желание удовлетворить жажду острых ощущений. Тот самый драйв.

73 процента опрошенных заявили, что беттинг приносит им ни с чем не сравнимые эмоции.

63 процента отметили, что они заядлые болельщики и со ставками на определенный исход им интереснее смотреть игру.

55 процентов говорят, что получают удовольствие от ставок на спорт, когда их предположение оказывается верным.

54 процента, говоря о выигрыше, отметили, что беттинг лучше, чем казино или лотереи, потому что здесь выигрыш зависит от тебя.

И какой же здесь азарт? Какая игромания? Какие разоренные семьи и пьяницы-маргиналы?

Не пора ли нам уже пересмотреть сложившиеся общественные стереотипы?

Алексей ИКОННИКОВ, АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи