Опубликовано: 800

Спасатель МСП "Саркан" раскрыл ужасные подробности своей работы

Спасатель МСП "Саркан" раскрыл ужасные подробности своей работы Фото - Тахир САСЫКОВ

Даже если в дальней дороге всего лишь заболела голова или скрутило живот, здесь вам обязательно и незамедлительно помогут. Но вообще-то трассовые медико-спасательные пункты создавались не для борьбы с внезапным поносом, а для спасения жизни. Сейчас в Казахстане их 40, расположены они на самых аварийных участках дорог республиканского значения.

– Сколько раз у меня было: приезжаем на аварию и ничего сделать не можем, человека в машине зажало намертво. Конечно, пытаешься вытащить, хватаешь, что оказалось под рукой, но, как правило, остается только топтаться рядом и ждать приезда спасателей. А ехать они могли довольно долго, это не “скорая”, которая есть везде.

Старший смены трассового медико-спасательного пункта “Саркан” Борис МУХОРТОВ восемь лет отработал фельдшером неотложки. Работа не для слабонервных, но самые страшные картины пришлось наблюдать, когда надел форму сотрудника комитета по чрезвычайным ситуациям. По его словам, несерьезных ДТП не бывает, и в идеале эти пункты должны располагаться через каждые 50 километров – на всех оживленных междугородних трассах. Но это может быть в будущем, а пока только за один год в Казахстане благодаря им в живых осталось несколько сотен человек. Ведь пока “скорая”, которую традиционно никто не пропускает, выберется из узких улочек ближайшего к аварии районного центра, пока она километров 20, или 50, или даже больше проедет по трассе – и это еще если будет свободная бригада…

А медики-спасатели ждут вызова прямо на дороге, и выехать они обязаны не позднее двух минут с момента получения информации.

Время прибытия – не более 15 минут в своем регионе обслуживания, это в нашем случае 50 километров в оба конца трассы Алматы – Усть-Каменогорск.

Один к одному

Вытащив людей из груды искореженного металла, медики-спасатели не станут ждать помощь со стороны. В смене дежурят пять человек: врач или старший фельдшер, фельдшер, фельдшер-диспетчер, который на вызовы не ездит, а собирает и передает информацию остальным.

Еще есть водитель-спасатель, он должен быть местным и как свои пять пальцев знать окрестности, и собственно спасатель, умеющий лучше других пользоваться разнообразными специальными приспособлениями.

В их микроавтобусе оборудование, которого не то что в автомобилях “скорой” нет, оно не во всякой больнице имеется. Даже кран с раковиной есть, и вода не самотеком течет из бачка под потолком, а насосом подается. За прошлый год только трассовый медико-спасательный пункт “Саркан” обслужил 46 вызовов, в которых пострадали 58 человек, а четверо скончались в момент аварии.

Государство создало медикам-спасателям на дорогах неплохие условия.

В просторном пищеблоке большая электроплитка и огромный холодильник. Есть душ, даже туалет внутри здания, что для рядом расположенного Саркана большая редкость.

В спальне обстановка спартанская – четыре кровати в два яруса и телевизор. Старший смены в силу занимаемого положения спит отдельно. Есть комната для приема пациентов, а во дворе – размеченная краской вертолетная площадка. Еду готовят по очереди, по очереди и дежурят по ночам на телефоне. Подъема и отбоя, как в армии, нет, рабочий день начинается в 8 утра. За день, по словам Бориса Мухортова, устанют так, что обычно валятся спать редко когда позднее 10 вечера. Спасатели доброй воли

Посмотреть телевизор да и просто полежать можно только вечером. Днем, как и у пожарных, тренировки и еще раз тренировки – и по медицинской части, и по спасательной. Благодаря им водитель-спасатель запросто может первую помощь профессионально оказать, а фельдшер в роли спасателя, если понадобится, выступить.

Достигается совершенно необходимый в их деле автоматизм, когда протянул руку и не глядя взял то, что тебе нужно. Плюс ежедневная физподготовка. Гиря в коридоре стоит.

Да еще и довольно солидную территорию нужно в чистоте и порядке содержать. Работают в режиме “один к одному” – то есть 15 дней на вахте, а 15 дней отдых. Все, кроме водителя, который, как и положено, местный, – из разных уголков области. Отлучаться из расположения пункта строго запрещено, разве что, предупредив старшего, в магазин сходить, который совсем рядом.

Мини-интервью для водителей и пассажиров

– Конечно, нелегко вдалеке от дома столько времени находиться, но самое тяжелое, что не каждый человек выдержит, – это видеть то, что видим мы. Лежит человек, полчерепа снесено, мозги по асфальту размазаны, а он еще говорит что-то. Ты через него перешагиваешь и идешь дальше, потому что, хотя он еще живой, его уже никто и ничто не спасет… А рядом другие, кому очень нужна твоя помощь, – рассказывает Борис Мухортов.

– Выехать через две минуты – это и ночью спать приходится в форме? Да и кто вас контролирует?

– Спать действительно приходится в форме, берцы быстренько натянул, а завязываешь обычно их уже в автобусе. Ну а кроме собственной совести, ведь счет идет на минуты, а то и на секунды, может быть еще и проверяющий из ОЧС, который будет стоять где-нибудь в сторонке и смотреть на секундомер.

– Я слышал, что самое опасное место в автомобиле – рядом с водителем. Логично: он инстинктивно уводит от столкновения именно свою сторону, и, как правило, влево, туда, где он лучше видит дорогу, подставляя под удар пассажира.

– Не буду с этим спорить, но ведь недаром все важные персоны всегда ездят на заднем сиденье – это самое безопасное место в автомобиле. Самое опасное – место водителя, из-за руля. При сильном лобовом столкновении, когда в салон влетает двигатель, и подушки безопасности не очень помогут. А пассажиров сзади в большинстве случаев просто зажимает сиденьями передними, конечно же, если столкновение небоковое.

– Как можно вас вызвать?

– Бесплатный звонок с любого мобильного оператора на номер “112”. Если впопыхах его забыли, позвоните все равно куда: “101”, “102” или “103”. Пожарные, полиция или “скорая” сразу же нас вызовут. Достаточно звонка в одну из служб, там, исходя из того что вы сказали, сами решат, кого еще необходимо подтянуть. На дороге мы все равно будем первыми, для того и создавались эти пункты.

Автобус на боку и смерть начальника полиции

О некоторых моментах из службы медиков-спасателей рассказал фельдшер-диспетчер Алибек САКЫПОВ. Он ведь не всегда сидит на телефоне.

...Водитель автобуса Алматы – Семей поздно заметил, что на трассе идет ремонт, неудачный маневр – и огромная машина ложится на бок.

Скорость сбросить успел, никто из пассажиров не погиб и серьезных травм не получил, но автобус упал на борт, где находится дверца. Пришлось изрядно повозиться, сначала разбить стекла, а потом вытаскивать людей. Большинство отвезли на автовокзал Саркана, а нескольких с сильными ушибами и ссадинами – в больницу.

Зимой на обледеневшей трассе машину закрутило, и она вылетела на встречную полосу, где в нее тут же на полной скорости врезался ехавший навстречу автомобиль. Сколько ДТП с участием автобусов произошло в прошлом году в Алматы

Пришлось из того, что осталось от иномарок, извлекать три зажатых трупа. Выжила только женщина, ехавшая из Восточно-Казахстанской области. В этой жуткой аварии погиб начальник РОВД Алакольского района.

Пятеро несовершеннолетних, взяв без спроса родительскую машину, поехали кататься.

Уже был вечер, погода плохая, в пяти километрах от Саркана юный “водитель” слишком резко повернул руль, машина перевернулась и встала на бок. Двое в этот момент из салона вывалились, один отлетел на несколько метров, на второго упал автомобиль. Его просто раздавило. Дверцы заклинило, одного в салоне намертво зажало. Парня, который умер на месте, из-под машины вытащили проезжавшие мимо. Остальных с помощью специального оборудования извлекали спасатели. Всех с сильными ушибами, ссадинами и в шоковом состоянии отвезли в больницу.

...В общем, берегите себя и своих близких. Помните, что автомобиль – средство повышенной опасности!

Алматинская область

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи