Опубликовано: 2100

Соломенный рай

Соломенный рай

Казахстанский изобретатель предложил производить полезные ископаемые прямо на полях. Из соломы и низкосортного леса. Обоснованный проект был представлен на суд Национального агентства по технологическому развитию (АО “НАТР”). Но комиссия не нашла в нем достаточного размаха.

За 25 лет развития страны одной из самых противоречивых, но громких для прессы отраслей экономики стала мебельная и деревообрабатывающая промышленность. Это и понятно: чтобы начать свое дело, много не надо – руки, растущие из того места, немного головы, пара инструментов и голый энтузиазм. Мечта, а не бизнес. И, как оказалось, все казахстанцы не прочь поменять надоевший хлам на удобные шифоньеры и диваны.

В 2012 году рынок мебели в стране вырос до гигантского 1 миллиарда долларов. В отрасль шли деньги. Дело было за малым: нужно было свое сырье. Где его взять?

Оказалось, что сырье есть, в Восточном Казахстане. Ежегодный прирост древесины в регионе составляет порядка 2 миллионов кубометров. Ассоциация мебельщиков подсчитала, что безболезненно для экосистемы можно вырубать до 1 миллиона кубометров древесины. Половины этого объема достаточно, чтобы покрыть потребности страны в ДСП.

Фактическая вырубка составляет порядка 200 тысяч кубометров. Остальные 800 тысяч кубометров остаются гнить.

Но не срослось. Из-за варварства лесных браконьеров правительство попросту наложило мораторий на вырубку. Но потребность в мебели, а значит, и в плитных материалах осталась. Только в прошлом году Казахстан импортировал разных древесных плит на 152 миллиона долларов. В основном из России.

Опытным путем

Выход из ситуации предлагает наш казахстанский изобретатель Виталий ХЕН.

Он разработал технологию производства плитных материалов из простой соломы и отходов лесной промышленности. Технология отработана.

Ее ключевые элементы запатентованы. Опытная линия создана. Для организации производства нужны деньги и сырье. Вот с последним, как оказалось, в стране, где выращивают миллионы тонн хлеба, проблемы.

– Технология была апробирована в лаборатории Лесотехнической академии в Ленинграде. Сейчас это Санкт-Петербургский лесотехнический университет. Тогда мы смогли получить плиту на основе лигнина – отходов, от которых не могут избавиться лесопромышленные предприятия России, – рассказывает Виталий Хен. – Более того, так как это вещество горючее, то его отвалы – постоянный источник головной боли для местных пожарных. Но использовать его они не могут.

Технология изобретателя основана на достаточно простом методе – гидролизе древесины.

Во время этого процесса обычная древесина разлагается на сахара, спирт, дрожжи и древесный остаток – лигнин. Но при обычных условиях этот остаток выходит пропитанным азотной кислотой. Использовать его в производстве нельзя. Поэтому его собирают в отвалы, где кислота постепенно вымывается. Наука в Казахстане: идеи есть – денег нет

– В лаборатории нам удалось получить материал, свободный от примесей. Мы заместили азотную кислоту угольной – это нестабильное вещество в большой концентрации можно получить только при высоком давлении и температуре. Измени условия – и она тут же разлагается на воду и углекислый газ. И испаряется из материала, – пояснил изобретатель. – В итоге мы получили нормальную плиту, пригодную для производства мебели, не за месяцы, как при обычном процессе, а за 40 минут.

Эксперименты показали, что есть еще более доступный материал – обычная солома. Она тоже содержит лигнин. Но зато почти бесплатна. Одна проблема – собрать и довести ее до места переработки будет стоить дороже, чем купить ее на месте.

Можно использовать просто отходы. Например, рисовую шелуху. Сейчас разрабатывается много проектов по ее утилизации. Из нее предлагают делать, например, наполнители для легких бетонов. Или добывать из нее кремний. Сейчас же шелуху просто выкидывают или сжигают на месте.

За 30 минут

В 90-х годах к Виталию Хену обратился предприниматель. Он предложил разработать на базе технологической линии способ производства топливных гранул – пеллет. Ведь лигнин дает даже больше тепловой энергии, чем уголь.

В технологическую линию изобретатель ввел новый процесс – пиролиз. Это разложение органики без доступа кислорода.

Вдруг в печи началось волшебство – отходы преображаются и превращаются в темные гранулы, очень похожие на бурый уголь.

Лабораторный анализ показал: да, действительно, состав гранул очень похож на уголь. Но вышла другая проблема – высокая зольность – до 15 процентов. С другой стороны, это норма для такого сырья.

Кроме того была получена пиролизная жидкость – тоже обычное дело. Горючая и вполне пригодная для перегонки, например, на дизельное топливо. И светильный газ. Его было решено сжигать для поддержания процесса. Древесина ценной породы

Уже из гранул можно получать топливные брикеты. По качеству они превосходят древесный уголь из российской березы – самое популярное топливо для жарки шашлыка. По расчетам Виталия Хена, брикеты выходят дешевле и саксаула, другого популярного в стране топлива.

В принципе, в линии, разработанной изобретателем, нет ни одного процесса, который был бы не известен до него. Инновация состоит в скорости получения готового продукта, в том, в какой очередности выстраивается порядок переработки материала, и том, какой продукт желает получить производитель. Например, для получения плиты из лигнина обычным методом требуется более суток. Эта технология позволяет ускорить процесс до 30 минут.

По заверению изобретателя, получаемый из соломы лигнин по качеству соответствует лигнину гидролизному – лекарственному препарату, который используется как сорбент и антиоксидант.

– Два месяца назад я получил заключение лаборатории металлургического комбината в Темиртау, – рассказал Виталий Хен. – Они исследовали брикетированный лигнин и посчитали пригодным использовать его как сорбент в металлургии. Это еще одна сфера применения продукта.

***

Казахстан выращивает минимум 15 миллионов тонн хлеба в год. Зерно мы забираем, а солома идет на корм скоту и обработку почвы. Но корм это пустой.

Гораздо выгодней получить из соломы уголь и дизтопливо. Чтобы не возить ее, изобретатель создал мобильный гранулятор, который можно выгнать прямо на поле, и тут же переработать солому на гранулы.

Тогда ее объем сокращается в шесть раз, и ее уже выгоднее везти к цеху, где стоит остальное оборудование. Если задействовать весь урожай, то речь идет о миллионах тонн угля, дизтоплива и плитного материала. При таком раскладе Казахстан может решить проб­лему горючего для села, импорта ДСП для мебельной промышленности и строительства.

В 2014 году эксперты министерства по инвестициям и развитию РК направили проект Виталия Хена на получение гранта в АО “Национальное агентство по технологическому развитию”. Документы и выкладки изобретателя рассмотрела специальная комиссия и вынесла свой вердикт: у проекта нет необходимого размаха!

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи