Социально-предпринимательская корпорация “AQJAIYQ”за годы своего существования не смогла выполнить ни одного прорывного проекта. - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+9 °C
Алматы
2024 Год
4 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Социально-предпринимательская корпорация “AQJAIYQ”за годы своего существования не смогла выполнить ни одного прорывного проекта.

Социально-предпринимательская корпорация “AQJAIYQ”за годы своего существования не смогла выполнить ни одного прорывного проекта.

Стабилизационный фонд нужен для регулирования цен на продовольствие. Это его главная задача.

  • 7 Июля 2021
  • 558
Фото - Caravan.kz

Он является специальным подразделением СПК “AQJAIYQ”. Через эту структуру власти региона закупают у производителей по минимальным ценам самые нужные продукты, а осенью и зимой продают их по сниженным ценам. Так решается вопрос продовольственной безопасности. Но, как показала аудиторская проверка, стабилизационный фонд не делает погоды на рынке продуктов питания.

– В 2018–2019 годах в формировании стабфонда было задействовано меньше половины денег, выделенных из бюджета. Оставшиеся размещались на депозитах банков второго уровня, – заявил недавно на сессии облмаслихата председатель областной ревизионной комиссии Алибек КАДЫРБЕКОВ, чье ведомство проводило аудиторскую проверку в СПК на предмет рационального использования государственных денег. Иными словами, управленцы СПК львиную долю средств решили прокрутить в банках, положив их на депозит.

По данным областной ревизионной комиссии, участие стабилизационного фонда в удовлетворении годовой потребности населения продовольственными товарами колеблется в интервале от 0,14 до 3,3 процентов. Тут даже не нужно быть математиком, чтобы усмотреть мизерную долю стабфонда в происходящем процессе. Несмотря на низкую цену товаров, они никак не повлияли на агропродовольственный рынок.

С 2019 по 2021 годы на формирование стабилизационного фонда было выделено 350 миллионов тенге. По назначению был использован лишь 141 миллион тенге, остальные оказались на депозите в банке.

В итоге конечная цель – снижение цен на 15−20% – не достигнута. Кроме того, вместо 19 наименований товаров согласно перечню социально значимых товаров, утвержденных правительством, местный стабфонд на протяжении нескольких лет формировался по 6, максимум по 9 наименованиям. Одной из причин такого ущемления прав местного населения является отсутствие специализированных хранилищ. Поэтому закупались продукты с длительным сроком хранения. В СПК есть помещения для хранения лишь тех продуктов, которые не требуют специальных условий хранения, типа гречки, риса. А вот с картошкой, морковью и луком ситуация аховая. Хранить овощи негде. Но именно на эти товары каждую весну растут цены. В момент резких скачков власти выгребают из закромов всё, чтобы сдержать рост цен. Для этого открываются киоски, где пенсионеры и инвалиды могут отовариваться, но было бы чем.

Воруют, аж дым идет

В 2013 году следственные органы выявили хищение на 275 миллионов тенге из регионального стабилизационного фонда. Как выяснилось, тогдашний руководитель СПК “Орал” Руслан Сапаргалиев вместе с директором ТОО “АттисОралАгро” Бакытжаном Нигишевым провернул крупную и весьма опасную операцию. В октябре 2011 года Сапаргалиев заключил в обход Закона о тендерах договор с ТОО “АттисОралАгро” на закупку сельскохозяйственной продукции – картофеля, лука и моркови в стабфонд ЗКО. Десятки руководителей крестьянских хозяйств будут допрошены в суде

На счет компании перечислили 275 миллионов тенге за поставку 5 500 тонн овощей и 104 миллиона тенге – за их хранение. Директор ТОО “АттисОралАгро” Бакытжан Нигишев перечисленные деньги обналичил через свои аффилированные компании.

“АттисОралАгро” для видимости закупило у одного из крестьянских хозяйств 900 тонн лука на 40 миллионов тенге. Но из-за отсутствия овощехранилища лук сгнил. В результате зимой 2011−2012 года область оказалась без продовольственного стабилизационного фонда. В 2013 году хищение обнаружилось. На Сапаргалиева и Нигишева завели уголовное дело. Но последний успел податься в бега. Его объявили в розыск, а дело положили под сукно. Задержали его лишь в 2017 году в России. Все эти годы Нигишев благополучно занимался бизнесом в Крыму. А что Сапаргалиев? У него дела тоже шли в гору, он продолжал продвигаться по карьерной лестнице. И перед тем, как явиться в суд в качестве подсудимого, он занимал должность и. о. руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ЗКО. В ноябре 2018 года суд признал Сапаргалиева и Нигишева виновными в причинении имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием и назначил им условный срок лишения свободы в 2,5 года.

Бесполезный прорыв

Само АО “СПК “AQJAIYQ” – это коммерческая организация, так как в его уставе нет упоминания о том, что это некоммерческая структура. Однако в уставах акционерных обществ, где контрольный пакет акций находится у государства, не указывается одна из главных целей – извлечение прибыли. И хотя это противоречит законодательству, факт имеет место. В результате большинство таких организаций не стремится извлекать доход и является убыточными, рассчитывая на бюджетные средства в виде государственного задания, увеличения уставного капитала, финансирования в рамках создания стабилизационного фонда регионов и других финансовых подпиток. При этом заработная плата в этих организациях намного выше, чем у работников других госструктур.

В ходе аудиторской проверки выявлено, что за 2018–2019 годы советом директоров СПК “AQJAIYQ” проведено 20 заседаний, на которых рассмотрены 53 вопроса различного характера, из которых только 21 процент связан с инвестиционными проектами.

Что касается крупных проектов с участием СПК, то здесь тоже не всё так гладко, как хотелось бы. За годы его существования не раз громогласно заявлялось о многих интересных прорывных проектах. Например, строительство цементного завода в Таскалинском районе. Однако всё закончилось ничем, на месте завода конь не валялся.

Еще один крупный проект, который обозначен как реализованный – это строительство завода по производству рафинированного дезодорированного масла АО “Батыс Кунбагыс” стоимостью почти 2,5 миллиарда тенге, где вложения СПК составили 984,6 миллиона тенге. Однако предприятие просуществовало недолго, и в 2019 году в связи с банкротством ликвидировано.

Не менее интересным был проект по заготовке и хранению картофеля ТОО “АттисОралАгро”, стоимостью 312 миллионов тенге, из них вложения СПК равны 10 миллионам тенге. Однако проект не был реализован, предприятие прекратило свою деятельность.

За годы существования СПК таких проектов были десятки, а может, и сотни, и многих из них ждала плачевная участь. СПК так и не стал катализатором деловой активности бизнеса в области.

УРАЛЬСК