Опубликовано: 120

Слышен звон

Слышен звон Фото - Виктор ВОЛОГОДСКИЙ

Коллекцию сувенирных колокольчиков собрала жительница Усть-Каменогорска Светлана ПОЛЯНСКАЯ.

Ах ты, мой хрустальный

Самые звучные и певучие – валдайские колокольчики. Их на полке в гостиной целая семейка – маленьких, побольше. По словам Светланы, история их уходит в XVII век, когда между Москвой и Петербургом появилось оживленное движение. При приближении к городу ямщикам полагалось на западный манер дудеть в рожок. Однако водители кобыл предпочли свой способ – подавали сигнал колокольчиками, подвешенными к дуге. Между валдайскими мастерами шла конкуренция за первенство на самые звонкие и красивые изделия. У каждого были свои секретные технологии сплавов и отливки.

У Светланы есть один экземпляр с нанесенным на “юбочке” словом “Валдай”. Местные мастера, по ее словам, вообще питали слабость к цветистым фразам на все случаи жизни. Например, на колокольчиках для свадебных упряжек писали так: “Кого люблю, того и дарую”.

На изделиях для ямщицких повозок делали такие надписи: “Езжай – поспешай, звони – утешай”, “Купи – не скупись, езди – веселись”, “Звону много – веселей дорога”, “Прощай, милыя моя, еду в дальныя края”...

Удивительные экземпляры коллекционер привезла из поездок по Алтаю. У двух ажурных красавцев за звук отвечают, например, не металлические языки, а шарики-самоцветы. Реально они больше похожи на погремушки, но зато сколько в них очарования! Один колокольчик с ручной росписью Светлане повезло найти в путешествии на Телецкое озеро. Другой под названием сангку она увидела в Республике Алтай, – такие шаманы подвешивают к вырезанному из березы посоху во время обрядов, например, по случаю приезда гостей. О том, чтобы получить в коллекцию сам посох с рукоятью в виде идола и с россыпью колокольчиков, можно только мечтать, – он стоит больших денег.

– Самые ценные – это, конечно, ручной работы, выполненные в единственном экземпляре, – рассказала хозяйка звонкоголосой стаи. – Один я нашла, например, в новосибирской мастерской, которая специализируется на изделиях из томленой лиственницы. Древесину выдерживают в воде по специальной технологии, чтобы получить особый цвет и рисунок. Мой колокольчик сделан из керамики, но рисунок на нем повторяет узор томленой лиственницы. Еще один мы привезли с фестиваля бардов “Звенигора” в Алтайском крае. Он выполнен из необычного материа­ла – водяного ореха чилима. Наверное, это больше оберег, но для меня любой колокольчик – это оберег.

Всего у Светланы в коллекции больше 100 певунов из 11 стран, 18 городов.

Есть из Тулы в виде пряничной матрешки, из Гусь-Хрустального – в форме перевернутой хрустальной рюмки. Один, украшенный казахским орнаментом, она привезла из Алматы. Другой, вылепленный из глины в образе скомороха, увидела на ярмарке мастеров в Усть-Каменогорске. Есть колокольчики-дуэты, которые подходят друг другу и звенят созвучно. Есть солисты, ни на кого не похожие и с оригинальным индивидуальным голосом.

– Интересные экземпляры привозят друзья из путешествий, – заметила собиратель. – Я смотрю на поделку и вспоминаю человека.

Откуда звон?

Родиной колокольчиков считают Китай, некоторые находки археологи датируют III–II тысячелетием до н. э. В эпоху Древнего мира бронзовыми звоночками пользовались египтяне, греки, римляне. Позже как на Западе, так и на Востоке в господских домах повсеместно появились настольные – для вызова слуг. Мастера не скупились на фантазию при оформлении. Их отливали в виде женских фигурок, зверей, птиц, цветов, украшали гербами и вензелями. По сути, это отдельное художественное направление.

– По одной версии, слово “колокол” произошло от корня “коло” – по-древнеславянски это круг, пространство, – рассказала коллекционер. – Я еще читала версию о происхождении от имени Кола – сына славянского бога Коляды.

В старину верили, что колокольный звон очищает окружающее пространство, прогоняет болезни.

Есть исторический факт, что в 1771 году по указу графа Григория Орлова Москву спасали от чумы тем, что увеличили число больниц, очистили улицы от грязи, ввели строгий карантин и так далее. Но первым делом граф приказал звонить во все колокола.

Сегодня известно, что спектр звона включает ультразвуковой диапазон, то есть частотой свыше 20 тысяч герц. Резонансные колебания вызывают в клетках микроорганизмов и возбудителей инфекций механические повреждения и химические изменения. Он губителен для возбудителей многих болезней, в том числе гриппа, чумы, тифа… Недаром практически у всех народов колокольчики – это не только практичная вещь, но, как правило, еще и оберег. В Японии, например, считают, что звоном можно очистить человека от 108 пороков.

– Собирайте все колокольчики, которые есть в доме, и звоните, защищайте себя от коронавируса, – с улыбкой посоветовала Светлана Полянская.

УСТЬ-КАМЕНОГОРСК

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи