Опубликовано: 440

Школьные выкрутасы

Школьные выкрутасы

Тонкости острой “школьной кухни” раскрыла в эксклюзивном интервью “КАРАВАНУ” начальник управления образования Алматы Гульнар ХОДЖАБЕРГЕНОВА. Она честно заявила о том, КТО, КОГДА и ЗА СКОЛЬКО имеет право тестировать наших школьников.

Вопросы образования, особенно если они скандальные, всегда в центре родительского внимания. Все отцы и матери без исключения хотят, чтобы их дети научились самостоятельно мыслить, свободно дискутировать с учителем, рассуждать, впитывать знания, а не просто тупо зубрить неподдающийся предмет. Но возможно ли это в современных школах с обновленной программой, где, по мнению многих, вместо заинтересованного диалога учителя с учеником сплошь СОРы да СОЧи, а вместо нормальных выпускных и вступительных экзаменов – ненавистное и пугающее всех ЕНТ?

Что отравляет ученикам жизнь?

Все наверняка знают, что и кто именно сегодня создает в школах нервозную обстановку и отравляет жизнь. Кто не знает, тот все равно догадывается, из-за кого и чего у детей пропадает желание изучать какой-либо предмет и активно участвовать в общественной жизни школы. Правильно, это излишняя заорганизованность и умопомрачительные родительские чаты, в которых достается буквально всем: и учителям, и детям, и начальникам отделов образования.

По каждому поводу учителя пишут объяснительные записки на имя директора школы, а сам директор строчит такие же объяснительные на имя районного начальника. Того в свою очередь вызывают на ковер в городское управление образования. Страх, ужас.

Очевидно, что никакой пользы в такой запугивающей системе, когда даже так называемые открытые уроки учителями репетируются и только потом проводятся, нет и быть не может.

К чему такая явная показуха в стиле советского партийного контроля? Уверен, что статус педагогов такие отрепетированные уроки не поднимут.

Ученики должны уважать и слушаться учителей. На их уроки пулей лететь, а не плестись, как загнанная в угол лошадь, только лишь потому, что другой альтернативы у них нет.

Корреспонденту “КАРАВАНА” удалось вызвать на откровенный разговор не только Гульнар Ходжабергенову, но и учеников алматинских школ. Нужны ли “динозавры”: почему электронный дневник Kundelik.kz не способен заменить бумажный

Оплата по твердому курсу

За последние два года общий объем финансирования системы образования и науки из республиканского бюджета увеличился на 22 процента, составив более двух триллионов тенге.

С 1 января 2018 года размер должностного оклада более 205 тысяч учителей увеличился на 30 процентов. А с 1 сентября 2019 года увеличение заработной платы коснется еще 90 тысяч учителей.

В связи с этим первый мой вопрос Гульнар Ходжабергеновой был, конечно же, о финансах, которые довольно часто в учительских семьях “поют романсы”.

– Если не секрет, какова сегодня зарплата наших учителей?

– В среднем больше 100 тысяч тенге может сегодня зарабатывать учитель. Все зависит от его стажа и образования. Молодой специалист может рассчитывать на зарплату от 60 до 80 тысяч тенге в месяц.

А если он преподает физику, химию, биологию и информатику на английском языке, то к основной зарплате ему добавляется 35 тысяч.

Еще небольшая надбавка есть за классное руководство, за проверку тетрадей и так далее. В мае сего года среди учителей было впервые проведено национальное квалификационное тестирование, по результатам которого набравшие пороговое количество баллов получают доплату от 35 до 50 процентов.

– Согласитесь, немного по нынешним меркам. Вовремя хоть выплачивают, не задерживают?

– Нет. В Алматы точно не задерживают зарплату учителям. С этим у нас вообще проблем не было, нет и, надеюсь, никогда не будет.

– В чем, на ваш взгляд, эффект подушевого финансирования в школах? Насколько мне известно, пока пять алматинских школ участвуют в этом пилотном проекте. Каковы итоги? Что кардинально изменилось в связи с этим нововведением?

– Да, пять наших школ в пилотном режиме перешли на подушевое финансирование еще в 2017 году. Апробация системы идет без сбоев. Система заключается в том, что расчет производится не по сметному финансированию, как раньше, а по количеству учащихся.

Средняя стоимость на каждого ученика в зависимости от возраста варьируется в пределах 220 тысяч тенге в год.

Школы с такой схемой проявляют большую самостоятельность в решении финансовых вопросов. Директора по согласованию с попечительскими советами получили возможность расходовать деньги на те нужды, которые при сметном финансировании обычно не удовлетворялись. Это приобретение оборудования, инвентаря, наглядных пособий, проведение текущего ремонта. Получают возможность увеличить количество кружков, приглашать тренеров, чтобы готовить ребят к участию в олимпиадах, конкурсах научных проектов. Имеют право определять стимулирующий фонд, который идет на поддержку учителей и оплату их активной кружковой работы. При бюджетном финансировании такой возможности не было. И конкурентоспособность школ повысится.

Каждый директор будет бороться за своего ученика. Повышать качество образования.

Дефицит ученических мест будет подстегивать развитие частных школ, в которых с 2019 года будет размещаться государственный образовательный заказ. Частные инвестиции будут привлекаться для строительства школ. Это мировой тренд. С 1 сентября следующего года планируется все государственные школы перевести на подушевое финансирование.

На пользу или во вред?

– В школах вошло в моду платное тестирование. Родители проявляют недовольство, спрашивают, в чем польза такого частого тестирования? Во сколько оно может обойтись родителям и законно ли все это вообще?

– Сейчас любая аттестация в мировом образовательном пространстве проводится в основном как раз в виде тестов. Потому у детей должен быть определенный навык правильного их написания. В городском бюджете были предусмотрены средства на проведение подобных мероприятий. В этом году мы уже дважды проводили такую работу. Подчеркиваю, не за счет родителей, а исключительно за государственный счет.

– Но в Казахстане развелось огромное количество частных образовательных центров, которые порой силой и упорством навязывают свои услуги всем 259 алматинским школам. Директора таких центров скорее бизнесмены, чем педагоги, жаждущие исключительно баснословной прибыли, а не знаний…

– Никакого давления на родителей и тем более на учеников не должно быть! Любые тренировки по тестам могут проводиться только с их добровольного согласия и по решению родительских собраний. В этом году у нас четвертые и девятые классы проходили тестирование.

Ежегодно 20 процентов школ по республике подлежат такой проверке знаний. Но это опять же не за родительский счет, а за счет министерства образования.

Хотя я считаю, что у ребенка должен быть навык обращения с тестами. Чтобы он не боялся их, а щелкал как орешки – легко и непринужденно. Стоимость теста обычно небольшая – 350 тенге всего. Бывают и по 200 тенге тесты, и по 250.

– Тесты обязательны для всех?

– Конечно нет. Особенно так называемые тренировочные. Поскольку на них деньги из бюджета не выделяются, то директора школ вынуждены обращаться к родителям. Но мы запрещаем это делать. Чтобы разговоров не было потом и скандальных заявлений. В некоторых школах, правда, есть свой счет, куда поступают спонсорские деньги. Оттуда по решению попечительского совета, я думаю, можно брать средства на оплату тестов.

Но если родители против, то ребенок может не участвовать ни в каком тренировочном тестировании.

Хочу, чтобы все меня сейчас услышали (улыбается).

– Кроме тестов еще СОРы и СОЧи очень раздражают многих родителей, чьи дети почему-то мгновенно скатились с пятерок на тройки, а то и двойки… Кулинарный поединок в прямом эфире: родители против столовых

– Напрасно. Новая система адаптирована и уже приносит свои положительные результаты. СОР (суммативное оценивание за раздел) и СОЧ (суммативное оценивание за четверть) сначала действительно не были поняты не только родителями, детьми, но и самими учителями. Но мы постоянно проводим их обучение, как правильно действовать в новой обстановке. Да, срезы знаний проводятся по итогам каждого раздела и каждой четверти.

СОЧ и СОР основываются на критериальном оценивании знаний, умений и навыков, что исключает субъективный подход со стороны оценивающего.

Педагог наблюдает за развитием ребенка, за тем, сколько знаний он получил, как он ориентируется на уроке. Не стоит так переживать. Дети уже привыкли к такой форме проверки знаний. Им даже нравится это.

– Правильно, потому что списывать можно с Интернета ответы на тестовые задания по госпрограмме. Двоечники так вообще наобум пишут ответы со своего смартфона, пока учитель не смотрит в их сторону. Некоторым даже везет – высокие баллы вырисовываются, несмотря на то, что угадывать приходится правильный ответ, а не знания показывать…

– Мы сейчас ориентируем учителей, чтобы они сами составляли задания. Эксклюзивные. Ответы на которые в Интернете не найти. Самому надо думать.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи