Опубликовано: 240

“Им просто нужно немного больше внимания”: какие секреты знает о своих подопечных директор специнтерната для детей с нарушениями интеллекта

“Им просто нужно немного больше внимания”: какие секреты знает о своих подопечных директор специнтерната для детей с нарушениями интеллекта Фото - Вадим БЕРЕГОВОЙ

Все началось с удивления – в этот день все школьники Казахстана дружно писали диктант по латинице. Все – и эти тоже? Про которых по городу Саркану ходят порой совершенно жуткие слухи?

В конце разговора директор КГУ “Областная специальная школа-интернат для детей с нарушениями интеллекта города Саркана” Кайсар МАМБЕТБАЕВ улыбнулся в очередной раз: “Я, когда сюда пришел, чувствовал себя так же, как и вы”…

А как можно себя чувствовать, придя в первый раз в эту школу? Ожидать кирпич в спину? Но почему тогда несколько калиток в невысоком металлическом заборе спокойно открыты – а ну как воспитанники на волю вырвутся?

Директор объясняет, что это самые обычные дети – только если последний двоечник в обыкновенном классе и ему одному рассказывать урок, потом на вопросы по выслушанному ответит, то ученик специализированного интерната – как будто целый час не слушал ничего.

Поможет лучше их понять и пример со спичками. Если ребенку сказать, что спички детям не игрушка, да и прибавить, что от них дом может сгореть, большинство поймет. Но не эти. Дети с нарушением интеллекта. На обочине жизни

Им очень многие вещи, даже в обычной жизни, нужно объяснять по-другому. Как именно – знают специалисты.

И ребенку очень повезет, если он попадет им в руки. Поэтому в специализированной школе детей не держат под замком и охраной – да беги ты куда хочешь! Не бегут. Тут вкусно кормят, весело жить и никто не показывает пальцем. Поэтому такие интернаты существуют даже в глухой провинции.

Как они живут

Те же школьные классы с досками и партами. Аккуратные спальни с кроватями и тумбочками на 12 человек. Дальше своя специализация – учебники практически все особые, специальные классы, где учат основам швейного дела, сапожного мастерства, работы с металлом и деревом. До обеда – школа, после всевозможные занятия, самоподготовка, то есть уроки, и небогатые развлечения. Для детей с нарушениями интеллекта существует, оказывается, республиканский конкурс “Жулдыз Ай”!

После 9-го класса любой из них в состоянии поступить – и поступают – в местный политехнический колледж (бывшее СПТУ). Для того, кто в обычной школе не в состоянии был освоить программу 1-го класса, будучи по возрасту уже в третьем, это очень неплохое достижение!

Далее, как правило, всем удается создать семью и заиметь детей.

…В школе же, на перемене, это самая обычная толпа орущих и носящихся по двору детей. Не обращающих никакого внимания и едва не сшибающих с ног своего совсем не маленького весом и ростом директора.

Примеры из жизни

Одноклассник автора материала, которого учителя никогда не спрашивали и который восемь лет просто просидел за партой, в остальном совершенно нормальный пацан, после школы, конечно же, не смог бы поступить в местное училище. Пошел на хлебозавод грузчиком, где вскоре ему тестомесом сильно повредило руку. Двадцать лет сидит дома, живет бобылем, практически полностью пропивает пособие по инвалидности и благодарит за него судьбу.

Директор спецшколы узнал о том, что его дочь родится с синдромом Дауна, еще до родов.

Родителями были предприняты поистине огромные усилия, чтобы адаптировать девочку к обычной жизни. Прошло больше двух лет, и сейчас Кайсар Мамбетбаев, как специалист, знает, что его дочурка далеко “перевыполняет” программу таких детей в ее возрасте. Всем остальным родителям он посоветовал при уверенности или подозрении на какие-то отклонения в психике младенца обращаться к специалистам, а затем собирать справки для поступления ребенка в специальную школу. В каком бы глухом уголке Казахстана они ни жили.

АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи