Опубликовано: 4200

Школьные конкурсы: лохотрон или плацдарм для гения?

Школьные конкурсы: лохотрон или плацдарм для гения?

“Пони”, “Русский медвежонок”, “Британский бульдог”, “Белый верблюжонок”… Этот зоопарк хорошо знаком каждому родителю школьника. Потому как чуть ли не ежемесячно каждый из зверей требует по 500 тенге. Куда идут эти деньги и, собственно, стоит ли платить?

Для вундеркинда 500 тенге не жалко

Едва ребенок заканчивает изучение букваря, как на его родителей как из рога изобилия начинают сыпаться предложения об участии в различного рода конкурсах, интеллектуальных олимпиадах и прочих мероприятиях по отъему денег.

Моя дочь-первоклашка уже неделю морально готовится к первому такому состязанию – тестам по математике “Пони”.

Организует конкурс частная контора. За 500 тенге ребенку выдадут несколько черно-белых листов с тестами, а потом, если он, конечно, войдет в число лучших, пришлют грамоту. Участие добровольное. Но всем же понятно, что платить придется: чувство коллективизма в 7 лет сильнее желания сэкономить, а расстраивать своего ребенка никому не хочется.

В министерстве образования и науки подобного рода конкурсы считают полезными.

– Школьные олимпиады и конкурсы, спортивные состязания, конкурсы изобретателей помогают развивать и реализовывать способности детей. Интеллектуальные мероприятия дают возможность раскрыть потенциал наиболее талантливых, эрудированных учащихся. Целью проведения таких мероприятий является выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной деятельности, – объяснила нам пресс-секретарь министра образования и науки РК Айгерим АЛИБЕКОВА.

А в Интернете родители возмущаются тем, что многие задания подобного рода “олимпиад” не соответствуют школьной программе и вызывают трудности даже у взрослых.

Но, с другой стороны, может, это своего рода стимул для малышей? За что не должны платить родители школьников в Казахстане

Сколько денег зарабатывает этот зоопарк?

Куда интереснее вот что: участие во всех этих конкурсах стоит от 350 до 600 тенге, уже есть и по 1 000 тенге. В чей карман идут эти деньги?

По информации МОН, организатор самых популярных конкурсов, среди которых “Русский медвежонок – языкознание для всех”, “British Bulldog”, “Ак бота”, “Человек и природа”, “Золотое руно”, “Кенгуру”, – РНПЦ “Дарын”.

Причем самостоятельно специалисты научно-практического центра составляют задания только для интеллектуального марафона “Ак бота”. Остальные – сплошь импортные. В защиту их полезности МОН приводит тот факт, что задания для международной математической игры “Кенгуру” придумывают ведущие ученые из 70 стран мира.

То есть мы, родители, платим не просто за черно-белую распечатку, но и за труд тех самых неизвестных ученых.

Насколько эти задания соответствуют знаниям казахстанских школьников? Что эти тесты дают самим детям? В минобре уверяют, что самые умные потом отбираются для участия в международных бесплатных олимпиадах, победа в которых в свою очередь дает детям преимущество при распределении грантов в вузы.

Но вот вопрос: а учителя сами, без заморских тестов, интеллектуалов среди своих учеников выявить неспособны?

Складывается впечатление, что все эти конкурсы – не более чем заработок для кого-то. Вот только для кого? В минобре нам сообщили, что деньги уходят организаторам, при этом РНПЦ “Дарын” участвует в организации и проведении ряда интеллектуальных игр посредством рассылки информационных писем в регионы. В письмах указываются стоимость, расчетный счет для перечисления денег и напоминание, что участие исключительно добровольное.

Сколько научно-практический центр с этого имеет сам – неизвестно. Директор РНПЦ “Дарын” Шолпан КИРАБАЕВА на этот вопрос отвечать отказалась, сославшись на коммерческую тайну.

Но сообщила, что около 75 процентов всех собираемых денег уходит на организацию конкурсов.

“Основные затраты на организацию этих мероприятий составляют: разработка и перевод заданий, изготовление сертификатов участника, бланков с заданиями, бланков для внесения ответов, дипломов для победителей и призеров, отправка бланков по регионам, оплата организационных взносов Центральному оргкомитету согласно договору…” – список, который прислали из РНПЦ на самом деле очень длинный и включает в себя даже плату за пользование Интернетом и телефонной связью. Создается впечатление, что вся контора существует исключительно за счет этих самых конкурсов.

Между тем в своем ответе Шолпан Кирабаева сообщила, что в прошлом учебном году в такого рода конкурсах участвовали 364 820 школьников.

Если даже учесть, что доход с каждого ученика – 25 процентов от 500 тенге, то центр на ровном месте заработал более 45 миллионов тенге. Неплохо за рассылку писем и распечатку иностранных заданий, согласитесь?

А сколько зарабатывают сторонние компании, коих сейчас расплодилось великое множество? Сайтов, на которых нет ничего, кроме расчетного счета и перечня конкурсов со стоимостью участия, в Казнете нынче около десятка. Некоторые работают не только со школами, но и с детскими садами: устраивают конкурсы рисунков, можно отправлять видеозаписи для конкурсов маленьких чтецов и певцов. В общем, шлите, что хотите. Главное – не забудьте приложить квитанцию об оплате.

Пока готовила материал, наткнулась на полугодовой давности заметку, в которой директор департамента антикоррупционной политики АДГСПК Данияр САБИРБАЕВ говорил о том, что Нацбюро будет строго следить за тем, чтобы школы не собирали деньги за те или иные тесты.

– Некоторые школы умудряются проводить платное тестирование для так называемого среза знаний уже с 4-го класса, причем организуя тесты примерно раз в неделю. При этом многие родители ошибочно полагают, что эти тесты санкционированы министерством образования и науки. Однако сбор денег на эти тесты является незаконным. И мы хотим четко дать понять, что Нацбюро будет четко следить за этим процессом, – сказал он тогда.

Может быть, имеет смысл возобновить ту слежку?

АСТАНА

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи