... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Караван

Шаг за шагом по-ирландски: почему радоваться успехам экс-казахстанцев не правильно

14.11.2018

Ирландцы всегда были людьми второго сорта. Даже в самой Ирландии. Когда британцы захватили остров, они стали настойчиво вдалбливать в эти рыжие упрямые головы идею, что те родились неудачно. Но для цивилизованного мира пока не потеряны.

Ирландцев надо лишь перевоспитать. Цивилизаторы учили кельтов подчинению, дисциплине, нормальному английскому языку, отдавали юношей в британскую армию – на рядовые должности. Девушек приучали к домашней работе у господ.

И наоборот, все национальное, настоящее, народное выбивали, вытравливали из повседневной жизни. Пытались запрещать католическую церковь.

Наказывали, если кто-то говорил на кельтике. Следили, чтобы эти дикие люди не пели свои ужасные песни и не устраивали пляски.

Во времена английской колонизации Ирландии метрополия непрерывно преследовала все проявления местной культуры. В XVII веке Лондон начал внедрять систему “карательных законов”.

Ирландцам постепенно запретили всё: учить детей, говорить на родном языке, занимать гражданские должности, владеть землей, оружием и лошадьми, которые могут быть использованы для верховой езды.

Под запретом были даже танцевальные вечеринки. Ведь это неплохая строевая подготовка для молодежи!

Вот танцевать ирландцы умели и упрямо учили своих детей радоваться жизни. Пусть тайно. Но культура продолжала жить. На базе народных плясок возникла сеть танцевальных школ, и их адепты бродили по стране, обучая молодежь. Учение было незамысловатым: сначала “мастер танца” показывал основные движения, потом молодежь собиралась на сельскую гулянку, где люди танцевали в группах, часто под руководством тех же мастеров. Игры разума: что думают Сири и Алиса о страновом пиаре Казахстана

Тайная культура действовала больше 150 лет. До тех пор, пока не началась эмансипация – выравнивание прав протестантов и католиков.

Уже в XIX веке ирландцы могли и говорить на родном языке, и петь, и танцевать, их принимали на госслужбу и в во­оруженные силы.

Правда, все эти кельтские успехи обесценились разом после серии несчастий: сначала на остров пришел голод, потом эпидемия холеры. За шесть лет четверть населения колонии выехала в Штаты. Еще четверть погибла. Нации стало не до танцев.

В 1994 году Ирландия проводила конкурс “Евровидение”. Обычно организаторы дают стране-хозяйке возможность показать элемент своей культуры в рамках представления. Так, во время антракта. Но никто не думал, что этот антракт станет гвоздем всего шоу.

Ирландцы решили показать свои танцы. Чемпионы страны Джин Батлер и Майкл Флэтли поставили хореографию для большой труппы. Под номер была написана музыка. Все это действо поддержал кельтский хор “Ануна”.

Шоу шокировало зрителей. В конце представления благообразные леди и джентльмены вскакивали с мест, аплодировали и свистели. Оказалось, что эти ирландцы могут делать зрелище!

На таком успехе уже через год в Дублине состоялось первое полное танцевальное шоу “Riverdance”.

Представление шло пять недель. Все билеты были проданы.

Через полгода труппа “Riverdance” приехала в Лондон и снова сорвала кассу! После Британии отправилась на гастроли по всему миру и выступает до сих пор, популяризируя ирландскую культуру.

Майкл Флэтли ушел из шоу, собрал свою команду и создал “Lord of the Dance”. Еще более успешное, чем “Riverdance”. Оно отличалось наличием сюжета с элементами фэнтези, жесткой музыкой и более театральными костюмами. Здесь есть все, что так любит пипл, – музыка, ритм, фольклор, борьба героев и торжество справедливости. Психолог рассказала, почему китайским фанаткам Димаша Кудайбергена нужна психологическая помощь

Но главное, имидж Ирландии как провинциальной страны был порушен.

Оказалось, что там живут интересные люди, а культурная жизнь бьет ключом. Туристам есть на что посмотреть. А сами ирландцы – совсем не пьяницы, вполне нормальные адекватные люди, им можно доверить свои деньги…

Может быть, это совпадение, но прыжок “кельтского тигра”, как прозвали местное экономическое чудо, пришелся на пик популярности степа.

Джин Батлер и Майкл Флэтли стали культурными посланниками страны, которые умели зарабатывать деньги. Все ирландцы радовались, видя, как они богатели.

У казахстанцев с этим проблема. Во-первых, при активной международной жизни мы не создали ни одного национального проекта, который можно было бы экспортировать в другие страны.

Наши артисты, певцы, писатели, художники и спортсмены стараются превзойти своих коллег на их же поле.

Хотя могли бы создать собственное поле, на котором сиять должны только наши, а затем распространять успех.

Во-вторых, при отсутствии своих звезд мы начинаем радоваться успехам бывших соотечественников, не нашедших себя на родине, но добившихся успехов за рубежом. Странно это. И непатриотично.