Опубликовано: 1000

Разделяйте и властвуйте: готовы ли казахстанцы к местному самоуправлению

Разделяйте и властвуйте: готовы ли казахстанцы к местному самоуправлению Фото - Тахир САСЫКОВ

Самостоятельность дали, а что с ней делать – не сказали. В Астане эксперты обсудили проблемы внедрения местного самоуправления.

Княжества в селах

Социолог Серик БЕЙСЕМБАЕВ в ходе дискуссионной площадки PaperLab “Граждане или население: готовы ли казахстанцы к местному самоуправлению?” отметил, что 2017 год стал знаковым в плане развития местного самоуправления (МСУ).

– Акимы сельских округов и городов районного значения получили самостоятельный бюджет, у них расширились полномочия. Насколько граждане готовы брать на себя ответственность и участвовать в решении местных проблем, в контроле над расходованием местного бюджета? Существует много стереотипов, что казахстанцы пассивны и не достигли того уровня, чтобы быть участниками демократических процессов.

Один из экспертов говорит: в случае, если мы передадим слишком много власти на местах, есть вероятность возникновения маленьких княжеств.

И вот уже 2018 год на дворе, а в головах все те же мифы, – заметил Бейсембаев.

На бумаге и на деле

Директор “Zertteu Research Institute” Шолпан АЙТЕНОВА напомнила участникам дискуссии, что реформа МСУ в Казахстане официально стартовала с 2011 года.

– С тех пор внесено много изменений законодательного характера, но что происходит на практическом уровне? Сход может самостоятельно организовываться акимом – это централизованная форма вовлечения населения, а может собираться при инициативе 10 процентов местного сообщества. В республике 2,5 тысячи сел и сельских округов, население которых может варьироваться от 1 до 30 тысяч жителей, как в Южно-Казахстанской области.

И если в маленьком селе собрать 10 процентов местного населения не составляет труда, то в том же селе ЮКО собрать подписи более 10 тысяч человек сложно, и это существенно ограничивает возможности участия граждан в местном самоуправлении, – подчеркнула эксперт.

Кстати, для проведения схода необходимо разрешение акима района, что также не повышает активность граждан, добавила Айтенова. В целом в законодательстве не прописан механизм взаимодействия акимов с населением, при этом роль граждан в процессе принятия решений четко не обозначена.

Большая часть активных жителей в МСУ не участвует. Чтобы ситуация изменилась, у людей должно быть представление, куда движется село, уверена эксперт.

– Единственным стратегическим документом является программа развития территорий. ПРТ формируются и принимаются на областном уровне, а на уровне сельских округов таких стратегических документов, которые бы говорили, что через 5 лет сельский округ будет таким-то, а вклад населения таким, нет. В ПРТ житель сельского округа не найдет свое село, а значит, не увидит потребности участвовать в развитии сельского округа.

По факту мы имеем централизованное МСУ, отсутствие стратегии развития на отдельно взятой территории, инфраструктуры для участия граждан. Население на данный момент используется как ресурс для легитимизации принятия решений акимата, а не как ресурс реального МСУ, – считает Шолпан Айтенова.

Прямые поступления, прямые выборы

Заместитель директора департамента анализа и оценки регионов министерства нацэкономики РК Абзал АБДИКАРИМОВ согласился с экспертом в части необходимости децентрализации власти.

– В 2013 году принята Концепция местного самоуправления, поэтапный план ее реализации рассчитан до 2020 года.

Согласно 97-му шагу Плана нации, в 2017 году сельские округа получили право самостоятельного формирования бюджета.

Бюджет села включает 7 видов налоговых и неналоговых поступлений, 19 направлений расходов для обеспечения местного населения: благоустройство, водоснабжение, освещение, ремонт автодорог. Полученные налоги напрямую идут в бюджет сельского округа, ранее они передавались трансфертами из районного бюджета по остаточному принципу, – рассказал чиновник. Как будут тратить сельские акимы 100 миллиардов тенге

Абдикаримов признал, что действующая система местных выборов имеет недостатки, и один из них – бездействие населения в обсуждении кандидатур.

– Для решения этой проблемы разрабатывается законопроект по введению прямых выборов, – сообщил представитель миннацэкономики.

Хотели, как лучше…

Аким Новопокровского сельского округа Бородулихинского района ВКО Индира БЕЛЬСКАЯ работает в этой должности с прошлого года.

– Внедряя местный бюджет, мы столкнулись с множеством проблем. Бюджет сельского округа небольшой – 33 миллиона тенге, основные расходы идут на содержание аппарата акима, клуба, освещение улиц. На развитие округа средств практически не остается. Работать по контрольному счету наличности было проще. Когда обращаемся в район с просьбой выделить дополнительные средства, получаем ответ: “У вас самостоятельный бюджет, изыскивайте средства сами”, – обрисовала статус-кво аким Бельская.

Не помощники в этом вопросе более и бизнесмены, ранее в рамках социальной ответственности оказывавшие спонсорскую помощь селам.

– У нас есть два маленьких населенных пункта. В начале внедрения МСУ мы пообещали, что поступающие в бюджет средства будут оставаться на местах, а не идти на развитие центрального села.

Одно из сел, Карагайлы, получило налогов всего на 200 тысяч тенге, а на очистку его от снега нужно 500 тысяч! И жители понимают, что сами себя не обеспечат.

Мы вынуждены обращаться к бизнесу опять, проводя очистку внутрипоселковых улиц силами глав ТОО, – рассказала аким.

Посчитали – удивились

Руководитель Ошского филиала ОО “Международный центр “Интербилим” (Кыргызстан) Гульгакы МАМАСАЛИЕВА между тем поделилась опытом участия горожан в МСУ на примере города Оша.

– В нашей стране децентрализация власти запущена с 2012 года. Каждый житель имеет право участвовать в процессе местного городского управления, оценке местных услуг. По итогам мониторинга средств, получаемых от парковки автомобилей, были обнаружены недоимки налогов в местный бюджет. В результате сбор налогов от парковок в 2017 году возрос в 3 раза! – сообщила кыргызский эксперт.

Директор Института развития местного самоуправления из Петропавловска Сергей ХУДЯКОВ занимается МСУ с 2005 года.

– Очень правильно говорили об отсутствии плана для развития села. А чтобы знать план, надо знать, какие имеются ресурсы хотя бы на три года вперед. Нужно объяснить людям, какие есть ресурсы, и определить местные потребности. Затем постоянно информировать население: “Вот вы определили проблемы, и вот мы их решаем через бюджет”, – высказался эксперт.

Худяков подчеркнул, что имеющегося бюджета акиматов сельских округов не хватает даже на 19 программ, закрепленных за акимами.

– Бензина не хватает – то, что гарантировано в обязательном порядке! Мы работали с сельскими акимами по вовлечению населения в МСУ, в Капитоновском сельском округе посчитали 7 видов налогов в бюджет, получили 8 миллионов в год. А на функционирование местной почты, ФАП, школы, акимата, клуба государство затратило 168 миллионов тенге! Такой разрыв был неожиданностью даже для акимата района, – привел пример Худяков.

По итогам дискуссии эксперты пришли к мнению, что к МСУ казахстанцы все-таки готовы.

– Если мы будем ждать, пока кто-то созреет, ситуация не изменится, – высказался по этому поводу Сергей Худяков.

АСТАНА

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Новости партнеров