Место встречи? Ну, конечно же, ГАТОБ, Государственный академический театр оперы и балета! Поднимаясь по шаткой брусчатой лестнице в сквер неподалеку, мой собеседник со смешком заметил: “Идете прямо по “серкебаевской” лестнице. Он (Ермек Серкебаев. – Ред.) тут неподалеку жил, и мы, наблюдая, как мэтр здесь спускается каждый раз, окрестили ступеньки его именем”…
В балет прибыл “зайцем”
– История вашего знакомства с Александром Селезневым, чье имя сейчас носит Алматинское хореографическое училище, и, правда, столь удивительна, как об этом рассказывают?
– Да. Александр Селезнев – дядя Саша – бывал у нас дома, мне тогда было 7 лет. Он сказал родителям, чтобы меня в девятилетнем возрасте привели к нему. Но родители забыли об этом, а я – нет. Правда, когда мне было 9, я прийти не смог. Пришел в 10. Мы жили тогда в районе Алма-Аты I, и я оттуда ехал в училище “зайцем”. Было очень страшно, казалось, что шофер только на меня и смотрит. Ну не было денег на билет!
Как потом оказалось, это был последний день третьего тура отбора детей в Московское хореографическое училище при Большом театре. Я приехал – никого нет. Чуть не заплакал. Так обидно было – ни одного знакомого лица! Вдруг из-за угла показался дядя Саша. Я бросился к нему, повис на ноге, как обезьяна, – и в голос зарыдал. Дядя Саша не сразу меня вспомнил. “Кто это?” – спрашивает. Тут уж я о себе поспешил напомнить – дескать, помните, вы у нас бешбармак ели? Ну он улыбнулся, говорит: “Пошли”. И подал мне руку. Так и вывел меня в мир балета…
– И родители вас спокойно отпустили? Так далеко, в Москву, маленького ребенка на несколько лет…
– Мама очень плакала. Отец был железнодорожником, когда он приехал из очередного рейса, мать все молчала, боялась ему сказать. День проходит, второй… Тут я маме с укором напомнил: “Ма-а-ам!”. Ей некуда было деваться – она отцу сказала: “Рамазана в Москву зовут”. Отец выслушал и разрешил: “Что ж, пусть едет”. И брат старший поддержал…
В Москву, в Москву!
– Махнуть в столицу Родины с района Алма-Аты I – это для десятилетнего мальчика, как минимум, смена ощущений. Вы их помните, эти ощущения?
– О да! Я около года вообще не понимал, что от меня там хотят в этом училище. То ноги выворачивают наизнанку, то спину гнут… Честно – совсем не старался. У нас в группе был мальчик, которого все звали Толя Грек. Может, он и не грек вовсе… Но сложения был великолепного – античного. Прыжок, шаг, фигура ошеломляющей красоты – плечи, талия, осанка… Нам его всегда в пример ставили – вот-де, посмотрите на Толю. Однажды я рассердился. Хвалят какого-то Толю непонятно за что! И тут я стал уже усилия прилагать. Прыжок у меня от природы был дай Бог каждому. Я мог прыгать с “баллоном” – провисая в воздухе. Это действительно был дар, а все остальное: упражнения, позиции делать ленился. И тут меня взял азарт. Я стал усиленно заниматься. Однажды наш преподаватель остановила концертмейстера и во всеуслышание заявила: “Ребята! Рамазан поднял ногу выше Сотникова!!!” Был у нас такой Валера Сотников – упорный очень. Тогда это был для меня самый волнующий комплимент. Мое самолюбие было польщено, и я стал стараться.
Именно в те годы я научился работать. И к окончанию школы меня послали на Международный конкурс в Варну. Из 400 человек… Какого-то никому не известного парня – казаха, который к миру искусства вообще до этого не имел никакого отношения. Мама – продавец, отец – машинист…
– “Никому не известный парень” занял второе место на конкурсе… Первое, как известно, досталось Михаилу Барышникову.
– Да, он тогда приехал из Ленинграда, мы вместе готовились и вместе на конкурс поехали. Я вот вспоминаю своего педагога Александра Максимовича Руденко – удивительный человек… Я во многом ему обязан этой победой. Ну это, конечно, Мастер с большой буквы.
Многому я учился, бывая на классах Асафа Мессерера. Из лауреатов международных конкурсов была организована труппа в Москве, поэтому я работал сразу в двух местах – в Большом и в ГАТОБе. Мы полмира объездили тогда, когда из наших советских граждан никто его не видел. Мира-то.
Спартак – это демос!
– Пару лет назад наш театральный мир много говорил о самом молодом исполнителе роли Спартака – 19-летнем Досжане Табылды. А ведь это произошло 30 лет спустя после того, когда первым исполнителем партии Спартака на сцене ГАТОБ стал Рамазан Бапов…
– Я приехал из Москвы и стал танцевать лирико-драматические партии – принцы, графы, все в очень утонченной манере, исполненной доблести и благородства, как это привили нам в Большом театре. Так выработал тип исполнения классического репертуара. Но, когда появился “Спартак”, я сразу понял, что так танцевать нельзя. Это герой из народа, там эмоции другие. Демос, словом (смеется).
– Насколько часто искусство страдает от политической конъюнктуры?
– Очень часто. Я и уехал-то в 1988 году из-за разногласий с министерством культуры. Года два длилась эта скрытая тяжба, которую никто, кроме меня, не видел. А я чувствовал. В итоге решил уехать. Я родился не для войны. Попросил меня куда-нибудь отправить. Отправили в Турцию. Оттуда пригласили в Америку. Приехав в Штаты на пару месяцев, я остался там на 15 лет.
– Гражданство у вас тем не менее казахстанское. Как, на ваш взгляд, сильно изменилось за эти годы отечество?
– Очень сильно здесь все меняется. Город превращается в какой-то совершенно не восточный мегаполис. А мне жалко все эти деревья, которые вырубают под стройку. Вот эту ель – посмотрите, у вас за спиной – я помню, когда она была в два раза ниже. Страшно, если все будет меняться за счет того, что историю уничтожают…
Строгость – через любовь
– Изменилось ли отношение к деятелям искусства в Казахстане?
– Как ни относись – кто хочет работать, тот будет работать. Но желание это надо поддерживать, в особенности у молодежи. Если артист с репетиции выходит, как с самого важного спектакля в своей жизни, никто никуда не будет уезжать, даже если на Западе зарплаты больше. А если нет этого, хоть миллионы будут выделяться министерством культуры, театр будет умирать. Многое зависит от художественных руководителей, администрации… А что видим здесь? Совершенно ненужными вещами занимаются люди. Я это открыто говорю.
– Вы были на репетициях в театре?
– Я был на спектакле – ведь это результат работы всей труппы. Труппа молодая. С ней надо работать. Нельзя обращать внимание только на танцы, хотя они, в общем-то, тоже оставляют желать лучшего. Но на каком низком уровне у нас драматургия! Мизансцены не отработаны, актерское мастерство – ноль. Вся массовка сидит и смотрит, как солисты танцуют, когда надо – встали, повернулись с каменными лицами и пошли… Бездушно совершенно. А в спектакле должны ВСЕ реагировать на то, что действие разворачивается… Даже говорить об этом не могу спокойно!
– Вы еще скажите, что на Западе все по-другому…
– На Западе на все обращают внимание! Они знают, что, если будешь танцевать хуже, – партию отдадут другому. Выберут лучшего. И требуют там по-настоящему. А у нас не требуют. Лишь бы никто не упал – размеренная скучная работа. Актеры годами не получают удовлетворения от своей работы. Представляете? Не получает человек удовольствия от своей работы – не потому, что не может, а потому, что с него не требуют выкладываться. Станцевал хорошо – хорошо, не очень – тоже молодец. Балет требует созерцания, ему нужен глаз. Индивидуальный подход, раскрыть душу каждого артиста… Она же бездонна… Бездонна! (Рамазан Саликович грустно машет рукой.) Мертвая работа…
– А вы сами строго спрашиваете со своих американских воспитанников?
– Советская система преподавания – самая строгая. Муштровка! Я со временем отошел от нее. Строгость должна идти через любовь. Через веру в педагога. И нужно дать веру в себя артисту, ученику: “Ты можешь, молодец… У тебя получится”. Это другой путь, через Бога. Он лучше. Система упреков в Америке не пошла. Там сразу слезы, родители… Поэтому я понял, что строгость может гармонично сочетаться с любовью к человеку. Да, я требователен, но требователен к технике.
Танцевать до пенсии?
– Зимой артисты ГАТОБ инициировали открытое письмо министру культуры, одним из их требований было снижение пенсионной планки для артистов балета…
– И сколько лет они сейчас должны танцевать?
– Наравне со всеми: на пенсию женщины – в 58 лет, мужчины – в 63.
– (Смеется.) Что вы, это глупости. Танцевать можно только 20 лет. И все. Хотя… Танцевать-то можно – смотреть нельзя… на это без слез.
– Вы как-то сказали, что все равно вернетесь в Казахстан. Осталось это желание?
– Желание осталось. Здесь у меня очень много родственников. Здесь – мой родной город… (Пауза.) Все может быть…
Наша справка
Рамазан Саликович Бапов (год рождения 1947), казахский артист балета, народный артист СССР (1979 г.). С 1967 года работал в Театре оперы и балета имени Абая. Народный артист СССР, педагог-балетмейстер. Лауреат Международного конкурса в Варне.
Зарина АХМАТОВА, Иван БЕСЕДИН (фото)
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане девушка спрыгнула с моста
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
Отменят ли "всё включено" в Турции
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу