Опубликовано: 2000

Потому что гладиолус. Как поставщики тепла уходят от ответов

Потому что гладиолус. Как поставщики тепла уходят от ответов

Шутка из КВН прошлых лет, когда на вопросы героя сценки “а почему?” второй игрок всегда отвечал: “Потому что гладиолус”, вспомнилась, как только я дочитала ответы тепловиков на запрос редакции. И правда, какая разница, что спрашивать, ответ один: потому что гладиолус.

Между тем ответов на наши вопросы ТОО “Алматинские тепловые сети” (“АлТС”) мы ждали давно. Впервые они были сформулированы в статье “Еще та кривая” (“Караван”, № 10 от 18 марта 2016 года) и касались прежде всего активизации компании по установке новых приборов учета тепла (ПУТ). Вкратце напомню суть претензии собственников и экспертов: люди недовольны тем, что эти счетчики представляют собой банальный электронный калькулятор, который способен только считать поданные монополистом гигакалории тепла и не способен регулировать его подачу в зависимости от температуры воздуха на улице. А раз собственники не могут влиять на количество тепла, которое они хотят потреблять, а вынуждены платить столько, сколько им хотят продать, то и вопрос целесообразности встает сам собой. Напомню, что саму кампанию ее организаторы оправдывали крайней необходимостью экономить энергоресурсы, и вот что еще сегодня можно прочитать на их сайте: “В целях уменьшения объема используемых энергетических ресурсов и повышения энергетической эффективности Закон о естественных монополиях устанавливает требование по установке общедомового прибора учета”. Отсюда у нас возник вопрос № 1: “Каким образом ваша компания достигает реализации поставленных целей, если в домах устанавливаются неавтоматизированные приборы учета тепла, способные только считать количество потребленной теплоэнергии, а не регулировать ее подачу в зависимости от температуры на улице?”. И вот какой ответ получили: “Цель кампании повсеместной установки общедомовых приборов учета тепла – определение фактического потребления тепловой энергии тем или иным объектом … что дает возможность на основании точных данных, постоянно фиксируемых прибором, производить взаиморасчеты с потребителем”. Итак, цель не та, а что то? Читаем дальше: “Это в определенной степени стимулирует их рационально использовать теплоэнергию. В отличие от АТП объем потребляемого тепла регулируется на ОПУ вручную специалистами КСК или сервисной организации”. Вот как, оказывается, старушка-председатель с кайлом в руках – главный эконом энергоресурсов страны.

Интересненько… Но монополист как-то забыл указать, что “дергать туда-сюда” задвижку хоть старушка, хоть водопроводчик имеют право только в присутствии поставщика тепла. Про возможности системы пока промолчим, наши визави сами проговорятся.

Еще та система

Вот как стоял вопрос: “Как вы можете объяснить, что во время теплой зимы 2015/2016 года алматинцы фактически топили улицу, а не квартиры?”. И “АлТС” ответили: “Вопрос изменения температурного режима в зависимости от температуры наружного воздуха возможно решить в полном объеме и независимо от человеческого фактора, только установив АТП. В условиях их отсутствия проблема в определенной степени решается за счет регулировки температуры теплоносителя на его источнике, задаваемой согласно температурному графику, утвержденному уполномоченным органом. Однако особенности существующей в Алматы системы горячего водоснабжения открытого типа не позволяют снизить температуру теплоносителя ниже 70о С. Именно из-за этого температура в жилых домах держится выше плюс 20о С в теплые дни зимы при среднесуточной температуре наружного воздуха выше плюс 8о С”. Что и требовалось доказать: бегай наша старушка не бегай, ставь хоть АТП, хоть не АТП – проблему не решить, система не та. И установка новых неавтоматизированных приборов учета тепла, которая обходится собственникам в 400 с лишним тысяч тенге, тем более ничего не сэкономит и не решит. Про зачем тогда их ставить, меня не спрашивайте – и так все очевидно, а вот что с этим делать, мы уже писали.

Теперь к другим вопросам про деньги. Напомню, что в канун зимы 2015 года в ряде городов Казахстана, в том числе в Алматы, были изменены: норма потребления тепла (для жителей южной столицы с 0,153 Гкал на 1 кв. м до 0,163) и тариф за тепло (в Алматы он был увеличен до 1 803,24 тенге / Гкал). Вот и попросили мы алматинских тепловиков объяснить причины такого роста, а поскольку они любят ссылаться на то, что это не они “плохие”, это все департамент комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции так решил, то предложили на данный госорган не ссылаться, так как он только утверждает убедительные доводы монополистов. Мы, конечно, оценили чувство юмора тех, кто готовил ответ, так как департамент они поминать не стали, но и причин увеличения норм потребления тепла в теплом и южном городе не назвали, разве что указали повод: “20 марта 2015 года приказом КГУ “Управление энергетики и коммунального хозяйства г. Алматы” отменен приказ от 6 декабря 2012 года № 04-9/326 “Об утверждении временной нормы расхода тепла в жилых домах города Алматы”. Оно и правда: как можно поставлять услугу, если непонятно, как считать плату за нее. С этим не поспоришь, вот только наши монополисты, упорно не желая озвучивать реальную причину или причины увеличения нормы потребления тепла, подталкивают нас к выводу, что, похоже, и оснований-то никаких нет – один гладиолус.

Кому верить

В ответе на вопрос увеличения размера тарифа монополист, правда, был с нами откровеннее. Во всем виноваты расходы на производство, пишет он: “Общий рост тарифов АО “АлЭС” (ТЭЦ) в период с 2012 по 2014 год составил 18,8 процента. Тариф ТОО “АТКЭ” (котельные) с 5 декабря 2014 года повысился на 8,1 процента. Однако тариф ТОО “АлТС” на подачу и распределение тепловой энергии и конечный тариф для потребителей на производство, передачу и распределение тепловой энергии не повышался с 1 сентября 2012 года. Другими словами, рост тарифа производителями тепловой энергии (АО “АлЭС” и ТОО “АТКЭ”) привел к повышению среднеотпускного тарифа на производство тепловой энергии на 15 процентов. В условиях сдерживания тарифа ТОО “АлТС” и конечного тарифа для потребителей такая ситуация привела к отрицательном результату финансовой деятельности ТОО “АлТС” за 2014 год. В целях уменьшения снижения убытков от несоответствия тарифов ТОО “АлТС” подало заявку на увеличение тарифа в качестве чрезвычайной регулирующей меры”. С ростом цен у поставщиков не поспоришь, разговора нет, но как быть с информацией из департамента комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции министерства национальной экономики РК по г. Алматы, сотрудники которого в первом полугодии 2016 года провели плановую проверку деятельности ТОО “Алматинские тепловые сети” (ТОО “АлТС). И выяснили, что за период с 2013 по 2015 год, на который и жалуется нам монополист, им был получен необоснованный доход в размере 435 миллионов тенге, который “будет возвращен потребителям путем снижения тарифа”. “Монополист привлечен к административной ответственности. Постановлением об административном правонарушении наложен штраф в размере 10 миллионов 200 тысяч тенге”, – сообщает нам пресс-служба департамента. И как тут быть с минусовыми доходами, и кому тут верить, как говорила в таких случаях моя бабушка. Мы поверим государственному органу и будем ждать от ТОО “АлТС” обещанного снижения тарифа.

Спрашивали – отвечаем

В заключение мы приведем полный ответ на наш вопрос, который очень часто нам задают, и еще пообещаем нашим читателям в ближайших номерах опубликовать и другие ответы, которые были получены и касаются конкретных случаев.

Вопрос редакции:

– Работает ли ОПУ летом, что он считает и как вы можете объяснить увеличение тарифа за потребление горячей воды в неотопительный сезон по сравнению с теми потребителями, которые имеют ИПУ гор. воды и в доме не установлен ОПУ?

Ответ ТОО “АлТС”:

“Общедомовой прибор учета работает круглогодично. Летом в связи с отсутствием циркуляции теплоносителя температура горячей воды, поступающей в здание, ниже, чем в зимний период. Следовательно, величина оплаты в межотопительный период по услуге “горячая вода”, как правило, ниже, чем в отопительный период. Кроме того, в домах, имеющих циркуляционную систему горячего водоснабжения, вследствие дополнительного расхода тепловой энергии в межотопительный период оплата услуги “горячая вода” значительно превышает оплату с тупиковой системой. В отопительный период указанные дополнительные затраты на поддержание температуры добавляются к услуге “отопление”, поэтому оплата услуги “горячая вода” несколько ниже”.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

кайрат 23.11.2018

Америку открывать не надо

Такое поведение на рынке давно изучено до нас. Этим занимались еще в конце позапрошлого века. Особенно в США, которые жестоко страдали от сговоров компаний. Тогда увидели, что все монополисты действуют одинаково:

– они намеренно сокращают свои продажи;

– максимально снижают свои издержки;

– создают товарный дефицит;

– поднимают цены;

– сдерживают совершенствование техники и технологий.

По отчету ТОО “Алматинские тепловые сети” видно, что оно поступает точно так же, как их предшественники за океаном. Ничего нового тут не изобрели.

Новости партнеров