Опубликовано: 6700

Почему власти Семея предпочитают сажать голубых

Почему власти Семея предпочитают сажать голубых Фото - Алла БЕЛЯКИНА. Еловые саженцы не выживают

В городском акимате нет ни одного специалиста по садово-парковым насаждениям, как нет и дендрологического плана.

На городских улицах высаживают породы деревьев, которые не способны выжить в сухом и морозном климате Прииртышья.

Есть в греческой мифологии такие существа – дриады, живущие внутри деревьев и погибающие вместе со своим древесным жилищем. Если бы эти волшебные нимфы существовали на самом деле, то Семей стал бы для них настоящим кладбищем. И дело не только в том, что в прииртышском городе, как и во многих других казахстанских городах, нещадно вырубаются деревья. В последние годы в Семее проводят агрессивную обрезку кроны целиком, оставляя голый ствол без ветвей.

После такой осенней кастрации далеко не все растения способны пережить суровую семейскую зиму. Об эстетике обрезанных стволов и говорить не приходится.

А в тех случаях, когда высаживают новые растения, их, по большому счету, заживо хоронят. По информации городского отдела ЖКХ, в рамках реконструкции улицы Мичурина после высадки деревьев прижилась лишь половина насаждений. В мае в районе аэропорта провели глобальную высадку саженцев, но приживаемость и вовсе составила около 2 процентов!

– Почему-то в последние годы в городе предпочитают высаживать голубые ели. Однако темнохвойные плохо приживаются в нашем климате. Эти породы растут на влажных почвах, их надо заливать водой, это не карагач, который сам добудет себе влагу. При этом ель нуждается в затененности, а у нас их высаживают на открытых площадях, – отметил начальник отдела организации природопользования государственного лесного природного резервата “Семей орманы” Константин ГАМАЮРОВ. – В нашем климате хорошо приживаются тополь, дуб, липа, яблоня-дичка.

Садить лиственные деревья не только разумнее, но и выгоднее – такие саженцы в питомниках стоят по 800–1 000 тенге за метр. А вот капризная голубая ель оценивается в десять раз дороже.

На вопрос, зачем тратить больше денег на плохо приживающиеся деревья, в отделе ЖКХ Семея ответить не смогли. Как не смогли пояснить, почему в городе нет дендрологического плана. Это общепринятая для городов схема, где учтено каждое растущее дерево, куст, газон или клумба, возраст древесных насаждений, план посадок, вырубки или пересадки. В городе же есть только общие наметки размещения рекреационных зон.

– У нас принят Комплексный план развития Семея до 2025 года, там определены новые места для зеленых насаждений, – пояснил заведующий сектором отдела ЖКХ Семея Асан ДЮСЕМБАЕВ. – Но, поймите и нас, в отделе ЖКХ один специалист занимается сразу всеми вопросами благоустройства – это не только вопрос рассмотрения заявок на спил деревьев, их полив, разбивку цветников и газонов, это еще и вопросы твердых бытовых отходов, содержание малых архитектурных форм и многое другое. Если бы у нас была хотя бы одна штатная единица специалиста, который занимался только садово-парковыми насаждениями, была бы возможность качественнее решать этот вопрос. Из-за массовой вырубки деревьев общественники обратились в антикоррупционное ведомство

Кроме того, растительностью в городе занимаются сразу несколько ведомств. К примеру, деревья, высаженные вдоль трасс, курируются не отделом ЖКХ, а отделом транспорта и автомобильных дорог. В итоге результат мало отличается от усилий семи нянек, у которых дитя осталось без глазу.

Еще одна беда – финансирование. Если в течение года в рамках каких-то акций в городе высаживаются саженцы, то деньги на уход за такими деревьями не выделяются.

– Бюджет формируется на год. Когда мы подаем заявку на финансирование полива, то расчет производится, исходя из точного количества деревьев, которые уже растут на наших улицах, площадях, в парках. Существует строгий порядок предоставления государственных средств. И мы не можем потребовать от отдела бюджетного планирования оплатить полив еще не высаженных деревьев, – уточнил Асан Дюсембаев.

Стоит ли удивляться, что молодые саженцы без полива и подкормки не выживают. А взрослые деревья стареют, разрушаются, не могут пережить варварской обрезки, просто спиливаются. Растительности остается все меньше, и для пыльно-песчаного Семея это становится экологическим бедствием.

– В 60-е годы пели популярную песню о Семипалатинске, где были такие строчки: “На Ленинской, на Горьковской все яблони в цвету”. Сегодня ни на этих городских улицах, ни на других яблонь нет вообще, – подчеркнул член краеведческого общества “Прииртышье” Павел ЖУКОВ. – В Германии каждому дереву присвоен номер, ведется строгий учет зеленых насаждений, что позволяет планировать уход за ними. А ведь это легко сделать и у нас. Полную инвентаризацию могли бы провести студенты агротехнического факультета. Без понимания полной картины планировать озеленение города невозможно.

СЕМЕЙ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи