Опубликовано: 8000

Почему в Семее тяжело жить шопоголикам

Почему в Семее тяжело жить шопоголикам Фото - Алла БЕЛЯКИНА

Его называют городом базаров. Старожилы уверяют: торговые традиции у горожан в крови.

Еще в середине XVIII столетия Семипалатинск был одним из крупнейших перевалочных пунктов трансазиатской торговли. Сюда свозились тонны товаров из Бухары и Коканда, Китая и Монголии, а на знаменитой Кояндинской ярмарке было всё, что только можно вообразить, – от ковров и украшений до чая и мехов.

В 90-е годы XX века, когда рушились и исчезали многочисленные фабрики и заводы, тысячи семипалатинцев стремительно переквалифицировались из швей, обувщиков, кожевенников в челноков-торговцев. Они без устали сновали в разные страны, привозя в огромных баулах на продажу вещи. В те годы в городе прилавки были завалены разнообразными товарами, как и парой столетий ранее.

Сегодня в Семее нет микрорайона, где не было бы рынка или базара. На каждые две жилые многоэтажки приходится по магазину.

И их число каждый год увеличивается – торговля занимает львиную долю бизнеса. Казалось бы, город должен был стать раем для шопоголиков. Но не стал...

Километры прилавков, а купить нечего

Парадокс – полки ломятся от товаров, а купить нечего. Сгорел утюг? В торговом доме всего 5 моделей! В прошлом году в продуктовых магазинах города невозможно было найти приправу карри, хозяйки заказывали ее родственникам и друзьям в соседних городах. В этом году карри появился, но исчез шафран. Если консервированные шампиньоны представлены на витринах во всевозможных вариациях, то маринованные опята, белые грибы или лисички можно найти лишь одной линейки – “Грибное лукошко”, ничего другого на полках городских супермаркетов нет. В обычных продуктовых магазинах не найти и этого. Из всего внушительного ассортимента бренда “Сто рецептов красоты” на прилавках с большим трудом удается отыскать всего пару видов продукции. От торговой марки “Чистая линия” представлена только треть ассортимента. Из огромного разнообразия гремящей по всему постсоветскому пространству белорусской косметики в Семее лишь в нынешнем году появились в продаже товары, да и то только одной торговой марки “Белита-Витэкс”.

Взрослые женщины почти рыдают – на стройных дам в магазинах можно купить только молодежную одежду со стразами, “барбишных” расцветок. На полных – только мешко­образные однотипные “чехлы”.

Таких примеров становится всё больше и больше. И если отсутствие большого ассортимента дорогих предметов с натяжкой можно объяснить относительно невысокими доходами семейчан, то скудность выбора бюджетных товаров понять невозможно. Зайди в любую торговую точку – везде будет один и тот же набор печенья, майонеза, зубной пасты и средств для чистки сантехники.

Магазины-клоны ничем не отличаются друг от друга, но продолжают размножаться.

Советский принцип торговли в эпоху рынка

У самих торговцев один ответ по поводу идентичного ассортимента и отсутствующего в продаже товара: “Этого нет на базе”.

Дело в том, что в последнее десятилетие торговцы Семея самостоятельно практически не занимаются закупками, перейдя на советский метод поставок с торговых баз.

– В городе есть несколько оптовых баз, их представители еженедельно приезжают к нам с каталогами имеющихся у них товаров. Мы выбираем то, что нам нужно, через день-другой нам привозят заказанное, и мы это продаем. Если какого-то товара нет – значит его нет на базе, – пояснила продавец магазина “Жангуль” Меруерт ИСКАКОВА. Как вредят казахстанской экономике серые схемы кыргызского экспорта

Предприниматели довольствуются ассортиментом оптовых складов. Самостоятельно никто никуда не ездит закупать новинки, не связывается с поставщиками. Сидеть на месте, просто накручивая свою торговую надбавку, гораздо проще, чем куда-то ездить, искать производителей, заключать с ними договоры, тратить время на просмотр сайтов фабрик и заводов в поисках интересных новинок.

А ведь при нынешних технических возможностях любой человек может заказать кофе или шампунь непосредственно на сайте производителя. Владельцам магазинов сделать это еще проще, но они убеждены, что имеющегося достаточно.

– В наш магазин приходят жители 10–12 близлежащих пятиэтажек. Ко мне заходят люди, которым нужно купить обычный набор продуктов – хлеб, молоко, кусок мыла или жидкость для мытья посуды. Ко мне не придут за редким сортом кофе или каким-то особенным кремом для рук. Зачем мне заказывать по Интернету дополнительные товары? Если я закажу, например, в России у компании “Фитокосметик” 20 шампуней, где гарантия, что я их продам? А с оптовой базы я заказываю то, что без сомнения уйдет, – пояснил индивидуальный предприниматель Нурлан АХМЕТОВ.

Если спрос не рождает предложение

– Это законы рынка, это бизнес, где каждый решает сам за себя, чем и как торговать, – подчеркнул исполняющий обязанности руководителя отдела предпринимательства Семея Данияр ШАКАРИМОВ. – Получается, у нас в городе имеется в наличии тот ассортимент, который востребован покупателями.

При этом винить государство не в чем, оно сделало всё для роста торгового бизнеса. Ограничений нет, зато есть множество госпрограмм, направленных на развитие и субсидирование предпринимательской инициативы, всех желающих обучают основам бизнеса. Причем в Семее значительная часть этой помощи приходится как раз на тех, у кого небольшое дело, – тех самых торговцев и владельцев небольших магазинов.

– В целях поддержки и развития предпринимательских инициатив реализуется программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства “Енбек”, где оказана поддержка по 50 проектам, выданы кредиты на сумму 538,2 миллиона тенге. В рамках проекта “Бизнес Бастау”, прошли обучение 60 начинающих бизнесменов по основам предпринимательства. По проекту “Бизнес-советник” обучено 170 предпринимателей. Большинство проектов реализуется в сфере торговли и услуг, – пояснила заведующая сектором отдела предпринимательства Семея Амина СЫЗДЫКОВА.

Предпринимателей винить тоже вроде бы не в чем. Действительно, каждый имеет право торговать так, как считает выгодным.

Но сломался главный принцип торговли, где спрос рождает предложение. В результате всё больше семейчан предпочитают совершать покупки в Интернете.

Сколько денег теряют на этом торговцы, не знает никто – в стране пока не ведется статистики, сколько средств уходит в онлайн-магазины России, Китая, Европы и США мимо кошельков местных предпринимателей, предпочитающих сидеть в ожидании товаров от дяди с базы.

СЕМЕЙ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи