Опубликовано: 6800

Почему в КТЖ к людям относятся хуже, чем к скотине?

Почему в КТЖ к людям относятся хуже, чем к скотине? Фото - Тяжелее всего поездку переносят именно дети. Фото Владислава КОЖУХАРЯ

Чем медленнее идет поезд, тем шире просторы нашей родины

В большинство излюбленных мест отдыха казахстанцев попасть можно только на поезде, поэтому проблема с отсутствием комфорта в вагонах ҚТЖ становится особенно острой.

Отпуск в душегубке

В июле этого года алматинка Гульмира САУЛЕБЕКОВА решила устроить себе и детям праздник, а именно – отдохнуть на озере Алаколь. Но с первых же минут долгожданный отдых превратился в ад. Женщина уже через час путешествия стала всерьез беспокоиться за здоровье своих детей.

– Кондиционер не работает, окна в купе не открываются, в коридоре две фрамуги на весь вагон, – делится впечатлениями о поездке Гульмира. – На улице плюс 42 градуса. Проводник был вынужден всю поездку держать двери вагона открытыми, мы все до ночи ехали в тамбуре. В купе – плюс 52. Детей спасали мокрыми полотенцами: мочили и накрывали голову. Спасибо, что хоть выжила в этой поездке.

Женщина попыталась решить вопрос, как это делается в цивилизованных странах, то есть потребовала вернуть деньги за билеты. Ведь оплаченные услуги не были оказаны ей в полном объеме. Но над таким требованием в ҚТЖ только посмеялись. По их мнению, компания свою задачу выполнила: из пункта А в пункт Б клиента доставила. А то, что это живой человек, а не малогабаритный груз, ҚТЖ не волнует.

Не повезло

Это не единичный случай. Алматинец Канат долго не забудет поездку в столицу на поезде Алматы – Костанай. Купейный вагон № 13 и в самом деле оказался несчастливым.

– До каких пор мы будем ездить на пережитках прошлого столетия? – возмущается Канат. – Еще и в грудь себя бьем, что мы вот-вот войдем в 30 развитых стран мира. В каком месте – интересно? Не открываются окна ни в одном купе, при этом нет кондиционера. Отсутствуют шторки на окнах, уборная в страшном состоянии. Радуются, что сделали реставрацию вагона. А чем тут гордиться? Поставили распашные двери, которые везде мешают, и пластиковые окна, которые не открываются. Лучше бы сменили дорожки 10-летней давности, пыль поднимается при каждом шаге. Ладно, денег нет, чтобы сменить, но хоть бы пропылесосили.

К счастью, дорога из Алматы в Нур-Султан занимает меньше суток.

Настоящие муки испытывает тот, кто решил воспользоваться услугами ҚТЖ на самом длинном маршруте страны. Поезд из южной столицы в Актау идет чуть более 70 часов. И покупка билета на него является еще той лотереей.

– Ездила на поезде Мангистау – Алматы. Достался 7-й купейный вагон, – поделилась Айнура. – Стоит заметить, что из всех купейных вагонов состава лишь 2 являются совсем древними, вот один и попался мне. Цена на места в новых и старых вагонах вообще не различается, но зато условия… Все 3 дня был сломан кондиционер, а на улице – плюс 40. Биотуалетов, как в соседних вагонах, у нас не было, соответственно, стояла ужасная вонь. Естественно, мне было неприятно и обидно, я решила сходить в туалет в следующий вагон, но их проводница выпроводила меня с криками. Также у нас не было установлено оборудование с чистой питьевой водой, а делиться никто с нами не собирался. Убирали в вагоне всего один раз. Ну как… Прошлись разок мокрым веником, хотя в других вагонах велась ежедневная уборка с использованием пылесоса.

Коровы денег стоят

От пассажиров, воспользовавшихся услугами ҚТЖ, часто можно услышать, что перевозчик относится к людям, как к скотине. Эти жалобщики неправы. Отношение у компании гораздо, как мне кажется, хуже. Чтобы в этом убедиться, достаточно просмотреть нормативы для перевозки крупного рогатого скота.

Во-первых, температура в вагоне, где едут коровы, должна держаться в пределах 20–25 градусов по Цельсию. Те, кто хоть раз ездил летом на казахстанских поездах, тихо завидуют буренкам.

Во-вторых, не допускается перевозка в одном купе особей разного пола. У нас же посадить девочку-студентку к трем пьяным дембелям не возбраняется.

И, наконец, тоже немаловажный факт. После того, как скотину отправят в загон, необходимо, чтобы у нее там оставалось не менее 3 квадратных метров свободного пространства. Ведь коровке тоже нужно полежать во время долгой дороги, вытянув затекшие копыта. Людям же в купе доступно максимум 0,5 метра, а в плацкарте, и тем более в общем вагоне, – нет и этого.

Комфортна ли будет предстоящая поездка, не знает даже проводник

Комфортна ли будет предстоящая поездка, не знает даже проводник

Наши поезда – самые поездатые в мире

Кстати, такое явление как плацкарта, можно встретить лишь на постсоветском пространстве, в бывших соцстранах и совсем уж банановых республиках, с которыми когда-то дружил СССР. Плацкарта разрабатывалась под личным контролем товарища Сталина в 1946-м. Тогда было необходимо за один рейс дешево и сердито перебросить как можно больше людей к стройкам коммунизма, поэтому условия в плацкарте были спартанскими. Хотя неизбалованные комфортом люди, покатавшиеся в свое время и в теплушках с нарами, даже такой комфорт считали отменным. Тем более в стране, истерзанной войной, было совсем не до отпусков на море.

За основу был взят образец дореволюционного вагона 3-го класса. За всю историю оснащение плацкартного места незначительно менялось. Например, деревянные лежанки сменились на дерматиновые, в туалетах появились розетки для электробритв, но условия так и оставались суровыми. Достаточно сказать, что впервые система вентиляции появилась лишь в 1952 году, да и то была совсем примитивной и работала лишь на ходу. Устарелыми плацкартные вагоны считались уже к середине 60-х, а в 1988 году впервые зашла речь о полной их отмене, но распад СССР спутал все планы.

У купейных вагонов тоже дореволюционное происхождение, но менялись они немногим чаще. Большинство купе ҚТЖ – образца конца 80-х. Тогда у народа еще не было гаджетов, которые необходимо заряжать, поэтому главная проблема старых вагонов – отсутствие розеток.

Не пешком, и ладно

Однако даже на эти вагоны в сезон отпусков купить билеты невозможно. Поездов слишком мало, чтобы перевезти всех желающих. Летом уже за 2 недели до поездки билеты невозможно купить даже в общий вагон. Это открывает широкие просторы для перекупщиков. Проблему признает и руководство ҚТЖ, но казахстанцам в компании предлагают просто потерпеть. Вагончик тронулся: только тот, кто путешествует с маленькими детьми, знает настоящую цену комфорту в поездах

– Вопрос нехватки вагонов быстро решить невозможно, – заявлял в прошлом году председатель правления ҚТЖ Сауат МЫНБАЕВ. – По состоянию вагонов – нужны либо новые вагоны, либо капитально-восстановительный ремонт. На это тоже требуется время. Нами уже разработана стратегия обновления. Она предполагает приобретение ежегодно в ближайшие годы около 500 вагонов. В силу экономии денег, ограниченности финансовых средств предполагается параллельно капитально-восстановительный ремонт порядка 200 с лишним вагонов. Эта работа уже начата.

По состоянию на прошлый год в парке ҚТЖ было 2 240 вагонов. Из них 950 находятся в аварийном состоянии. Их планируется списать только через 7 лет.

Опасно для жизни

Но то, что вагоны устарели морально, – это еще полбеды. Находиться в них попросту небезопасно. Ведь под устарелостью и изношенностью надо понимать не только пыльные ковровые дорожки и отсутствие кондиционеров. Чем могут грозить латаная-перелатаная электропроводка, неисправная система отопления, титаны для кипятка, которые греются углем, как 100 лет назад, говорить не приходится. Достаточно напомнить, что, если верить методичке пожарных, обычный вагон полностью сгорает за 7 минут, а с закрытыми окнами, не дающими возможности эвакуироваться, пассажиры погибнут от едкого дыма уже через 1,5 минуты. Ведь материалы, которыми обшиты купе и плацкарты, далеко не безопасны при горении.

Но и в современных вагонах нельзя забывать о безопасности. Осенью 2018-го ҚТЖ оказалась в центре внимания, когда прямо в купе в одном из вагонов поезда Астана – Актобе произошло групповое изнасилование девушки. Причем насильниками были не подвыпившие пассажиры, а проводники, то есть те, кому мы доверяем свою безопасность. Произошло циничное преступление в “Тальго” – поезде высшего класса, которым ҚТЖ так гордится, и сервис там показательный.

Так что к кадровой политике ҚТЖ возникает тоже немало вопросов.

Актобе

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи