Опубликовано: 1900

Почему нельзя допустить в Казахстане американскую систему здравоохранения

Почему нельзя допустить в Казахстане американскую систему здравоохранения

В Алматы прошел семинар “Качество, непрерывное совершенствование и бенчмаркетинг в современном медицинском образовании” с участием ведущих зарубежных специалистов, чиновников и руководителей медицинских учебных заведений страны.

Бенчмаркинг – эталонное тестирование, процесс, основывающийся на использовании лучшего опыта партнеров и конкурентов на национальном и международном уровнях

Организаторы семинара: Казахстанский медицинский университет “ВШОЗ”, АО “Национальный медицинский университет”, РОО “Национальный центр независимой экзаменации” при поддержке министерства здравоохранения РК

Про общий язык

Пристальное внимание к качеству медицинского образования обусловлено не просто стремлением уменьшить число врачебных ошибок, но и обеспечить должный уровень здравоохранения. Это то, что определяет будущее страны. А обмен опытом в этой сфере с ведущими мировыми специалистами – очень полезная инициатива.

– Цель семинара – совместная с нашими стратегическими партнерами из Малайзии и Литвы деятельность. Для выработки последующих шагов в области медицинского образования и науки, подготовки наших кадров к вызовам ХХI века, а также интеграция вузов и больниц, создание университетских клиник на базе лучших научно-исследовательских институтов и лучших учебных заведений, – говорит вице-министр министерства здравоохранения РК Олжас АБИШЕВ. – Потому что теория и практика должны быть неразрывно связаны между собой. И студенты резидентуры должны вовлекаться и перенимать лучший опыт наших топ-врачей, а также зарубежных стратегических партнеров.

Бенчмаркинг – это для нас избирательный обмен опытом со специалистами из других стран. Мы выбираем не обязательно самое лучшее, но самое необходимое для нас.

А наши партнеры подсказывают нам, как сделать оптимальным переход от старой модели оказания медицинских услуг и подготовки медицинских кадров к новой в условиях глобализации, но учитывая нашу специфику. Нам нужно адаптировать международный опыт к нашим условиям. И этот семинар позволит нам найти общий язык с иностранными партнерами и выработать совместные программы подготовки кадров. Дела врачей: минздрав оказался не готов к введению платной медицины

Теория и практика

Вот как ответил на вопрос, что в казахстанском медицинском образовании нужно менять прежде всего, нынешний провост (проректор) Казахского национального медицинского университета Дайнюс ПАВАЛЬКИС:

– Меня можно назвать менеджером образования и науки. Как бывший министр образования Литвы с опытом председательствования в совете министров образования Европейского союза и работы в университетской больнице в городе Каунасе, я бы обратил внимание на то, что говорил ваш вице-министр здравоохранения: мы должны увеличивать в Казахстане долю практического обучения.

Ранняя клиническая практика, общение студентов с пациентами в палатах – это нормально, потому что врачи, например, у нас в Литве не всегда имеют много времени для общения с больными.

Считают: главное – определить направление лечения, остальное – дело техники. Но когда эти начинающие молодые специалисты сидят рядом и пациенты делятся с ними своими эмоциями и переживаниями, своими жизненными историями, это хорошее психологическое подспорье в лечении. Конечно, интимные осмотры студентами еще не надо проводить, только с врачом и только в операционной. А так в Литве со 2-го курса все студенты идут в клиники.

Тестирование, которое пропагандируется в Казахстане как независимая, антикоррупционная оценка знаний, как наиболее честный и справедливый метод оценки, я думаю, не слишком годится.

Потому что это составляет лишь 20 процентов из всей оценки студента. Главное – это его мышление, возможность общения с пациентом, с другими врачами и коллегами. Тестирование показывает только то, что он прочитал, изучил какие-то цифры и даты. Поэтому в Литве мы, например, полностью отказались от него в медицинских вузах.

Я думаю, менять нужно что-то не в одном отдельно взятом университете. Менять надо национальные правила игры и отдавать вузам чуть больше автономии, чем они имеют сейчас. А министерство здравоохранения точно должно знать, что оно контролирует, допустим, выпуск после шестого года интегрированного обучения. Потом после окончания резидентуры… Опять же государство должно проверить, что выучили люди, какие у них навыки. В целом высококлас­сными специалистами врачи, например, у нас, становятся как минимум после 9–10 лет обучения.

– А как себя чувствуют ваши врачи в экономическом плане?

– Как люди среднего класса. В общем, довольно состоятельные. И они могут иметь 0,75 ставки врачебной, 0,5 ставки профессора, 0,25 ставки в научном проекте. И обычный рядовой врач за ставку без ночных дежурств, без ничего имеет 1 570 евро в месяц.

В целом доход врачей больших университетских клиник колеблется между 2,5–4 тысячами евро в месяц. А если доктор дежурит ночью или в праздники, на Новый год, Рождество, то получает двойную оплату, а за хирургию – 20 процентов надбавки.

Специалист может иметь одну ставку, а может и полторы. Так что не жалуются. Хотя по сравнению с Англией, Швецией, Норвегией у нас зарплаты маловаты. Поэтому много наших уезжает туда подрабатывать или совсем.

– Как справляется население с такими высокими расценками на услуги докторов?

– Население ничего не платит за лечение. У нас государственная страховая медицина – 6 процентов с дохода все платят поголовно. А за пенсионеров, полицейских, военнослужащих, детей, беременных женщин в страховую компанию платит государство. И все равны в праве на медицинскую помощь.

Есть только некоторые виды платных услуг, такие как пластическая хирургия, большинство стоматологических и все косметологические процедуры. Сейчас наши врачи даже перестали брать взятки! Медстрахование: “Не все так гладко и сладко будет в ближайшее время”

Чего я желаю дождаться и Казахстану, потому что так появляется более прозрачная система: и направлений на лечение, и назначения лекарств и исследований. А не тех, за которые врачи могут получить мзду в конвертике в конце месяца от фармфирм, как было раньше, если они писали в рецепте препараты исключительно этой компании. Это пройдет. Во всей Восточной Европе так было.

– Не страдают ли литовские граждане, что платят такой большой взнос в фонд страховой медицины?

– Есть, конечно. Но чем отличается европейская система от американской? У нас есть коллективная ответственность и социально ориентированный подход ко всему. Если у тебя есть деньги, поделись.

Чем мне не нравится американская и чего, я думаю, нельзя допускать в Казахстан, – что они все еще живут в диком капитализме. То есть что я заработал, то мое, и как хочу, так и распоряжаюсь своими деньгами. Обама пытался там создать систему страховой медицины, а Трамп пришел и эту Obamacare убрал. И опять около 50–70 миллионов американцев не имеют никакого страхования. Что немыслимо в любой стране Европейского союза.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи