Опубликовано: 6700

Почему небо для казахстанцев становится всё недоступнее

Почему небо для казахстанцев становится всё недоступнее Фото - Тахир САСЫКОВ

Высокие цены на авиатопливо, тарифы аэропортов и ряд других проблем вынуждают зарубежных авиаперевозчиков покидать казахстанский рынок. Или сокращать частоту полетов. Да и своим порой приходится несладко…

О том, что творится в отечественной авиации, главу государства проинформировал генеральный прокурор РК Кайрат КОЖАМЖАРОВ.

Запахло керосином

Генпрокуратура проверила деятельность комитета гражданской авиации и подведомственных ему организаций по обеспечению качества и доступности авиауслуг, а также безопасности полетов.

Проверка показала: за 2017–2018 годы в Казахстане произошло резкое удорожание стоимости авиабилетов на 30 процентов.

Первопричина – высокая цена топлива, составляющая треть себестоимости перелетов. Дороговизна обусловлена двумя факторами: импортозависимостью от российского авиакеросина (65 процентов) и наличием множества посредников, перепродающих топливо авиакомпаниям на 20–30 процентов дороже цены НПЗ.

Кайрат Кожамжаров приводит такие данные: расходы на авиатопливо в аэропортах Астаны и Алматы за тонну составляют около 1 000 долларов. Между тем в ведущих аэропортах Лондона, Москвы, Дубая, Гонконга, Франкфурта они не достигают 700 долларов.

Хозяин – барин, захотел – повысил тариф

Генпрокурор также отметил, что сказываются кабальные условия лизинга воздушных судов, затраты на них составляют 17 процентов себестоимости авиабилетов. Казахстан арендует 68 процентов самолетов пассажирских авиалиний (52 из 76).

И приводит пример: “Qazaq Air” ежемесячно арендует три судна по 200 тысяч долларов каждое, которые после окончания пятилетнего срока будут возвращены зарубежному владельцу.

“11 процентов цены авиабилетов складываются из высокого тарифа на аэропортовские услуги (заправка, предоставление воздушных полос, уборка, техническое сопровождение и другое). За два года владельцы 16 аэропортов из 20 повысили их стоимость от 80 до 200 процентов”, – продолжает Кайрат Кожамжаров.

По его мнению, все перечисленные факторы существенно снижают не только доступность авиасообщения казахстанцам, но и привлекательность для иностранных авиакомпаний и туристов. Когда летать охота: когда казахстанцы получат дешевые билеты на самолеты

Последние три года от полетов в нашу страну отказались 10 ведущих мировых перевозчиков – голландский KLM (после 25 лет работы в РК), “British Airways”, “Austrian Airlines”, “China Southern”, “Czhech Airlines”, “Asiana Airlines”. Четыре компании сократили частоту полетов – “Air China”, “Wizz Air”, “Turkish Airlines”, “Аэрофлот”.

В данное время работают 14 зарубежных авиаперевозчиков, которые вынуждены выбирать самый дешевый ночной тариф казахстанских аэропортов, что неудобно для местных и транзитных пассажиров и влечет их отток в соседние страны СНГ с более привлекательными ценами на международные рейсы (Узбекистан, Россия).

Что интересно, статистика комитета гражданской авиации на его странице в “Фейсбук” (опубликовано 30 января)выглядит более оптимистичной: если в 2013 году полеты (казахстанскими, зарубежными авиакомпаниями) выполнялись по 73 направлениям, то в 2018 году – 96. В настоящее время в Казахстан регулярные международные пассажирские рейсы выполняют 23 иностранные авиакомпании. Благодаря проведению ЭКСПО-2017 и введению режима “открытого неба” начали полеты 6 новых иностранных перевозчиков – “Air China”, LOT, “Wizz Air”, “Finnair”, “Air Baltic”, “Уральские авиалинии”. Более того, “Turkish Airlines” и “Аэрофлот” увеличивают частоту полетов и расширяют воздушное сообщение.

Лукавят? Или, что еще хуже, не владеют информацией?

Нет конкуренции, есть монополизм

О высоких и во многом неоправданных ценах на услуги аэропортов представители авиаперевозчиков, ИАТА в Центральной Азии говорили еще год назад на пресс-конференции в Астане.

В частности, обсуждалось, что воздушные гавани Казахстана идут по самому легкому пути, завышая тарифы, вместо того, чтобы зарабатывать на услугах, не связанных напрямую с авиацией.

Например, сдаче площадей в аренду, рекламе, как это делают ведущие аэропорты мира.

– В авиационной отрасли Казахстана странный перекос в сторону обеспечивающей структуры. Зарабатывают навигационные службы, аэропорты, поставщики топлива. А от кого зависит самое главное – перевозочный процесс, еле концы с концами сводят, – говорит один из экспертов, пожелавший не называть свое имя. – Кто торгует керосином? В этом вопросе много посредников!

Несколько лет назад “Эйр Астана” предприняла усилия установить свои емкости для авиакеросина в аэропортах. Ей же не позволили это сделать.

Прокурору Кайрату Кожамжарову хочется посоветовать – проследить всю цепочку поставки керосина от НПЗ до заправки его в самолет. Почему бы не выставить емкости для заправки на аукцион, чтобы была конкуренция? Необходимо нарушить сложившийся монополизм в наземной инфраструктуре. В аэропорту Алматы стая ворон остановила взлетающий самолет

– Еще вопрос: почему подача трапа стоит сумасшедших денег? Откуда вообще берутся ставки на эту и другие услуги? – продолжает мой собеседник. – Нет конкуренции на рынке. Нет госрегулирования тарифов монополистов.

Между тем качество аэропортовских услуг в целом по стране все еще низкое. У многих отсталые технологии работы.

Прилетает лайнер, его обслуживают долго, что автоматически ставит крест на лоукостерах, быстрых услугах, дешевых билетах. Хозяйство, за исключением Актау, Астаны, Алматы, нуждается в усовершенствовании. Где-то улучшить ВПП, где-то светотехническое, радиотехническое оборудование заменить.

Почему убежали иностранцы? Уход стал массовым, когда в 2015 году произошла девальвация тенге.

Компании несли расходы в валюте. А получали доходы в тенге. Плюс растущие цены на услуги внутри страны.

Зарабатывать они стали меньше. И наш рынок стал им менее интересен.

Квартиры вместо радиолокаторов

В 2017–2018 годах в Казахстане произошло 108 авиасобытий, в том числе – 5 авиакатастроф, в которых погибло 11 человек.

И больше всего проблем – в малой авиации. В ходе проверки выявлены 200 незарегистрированных самолетов, 300 – с просроченными сертификатами летной годности в сферах санитарной авиации, сельского хозяйства и туризма.

Приостановлена деятельность трех авиакомпаний и эксплуатация 17 судов.

По требованию Генпрокуратуры комитет гражданской авиации разрабатывает новые правила технического контроля, регистрирует и сертифицирует неучтенные борта. В письме Кайрата Кожамжарова говорится и о том, что в нарушение законодательства к сертификации самолетов допускаются специалисты без соответствующей квалификации. Из 20 госинспекторов только 1 имеет допуск к оценке состояния иностранных судов, составляющих 90 процентов отечественного авиапарка.

“Проехал” генпрокурор и по деятельности РГП “Казаэронавигация”, отметив, что предприятие использует технически неисправное радиолокационное оборудование: за два года в Астане, Алматы и Шымкенте зарегистрировано 200 случаев его поломки, в том числе 97 – в столичном аэропорту. Ситуацию спасала резервная техника, также подлежащая списанию: в 15 регионах 59 устаревших резервных радиолокаторов, используются вместо 15 – 19 лет.

“Вместо ее обновления руководство предприятия в 2017 году закупило 38 квартир в Астане на 1,5 миллиарда тенге, – говорится в письме Кайрата Кожамжарова. – В 2016 году из-за неподготовленной площадки для установки на складах простаивает новое оборудование на 1 миллиард тенге”.

Серьезная проблема – обеспечение авиации диспетчерами воздушного движения. 95 вакансий свободны.

Руководство “Казаэронавигации” за два года из 54 выпускников Академии гражданской авиации приняло на работу только 10. На их четырехгодичную подготовку государство вложило 81 миллион тенге. Между тем РГП потратило 2 миллиарда тенге на обучение 230 непрофильных специалистов авиадиспетчерским навыкам в Литве, Франции, Румынии и Болгарии.

“В результате люди с образованием менеджеров, дизайнеров, ветеринаров, агрономов получили сертификаты диспетчеров авиации через год обучения и допущены к регулированию воздушным движением. Что делать пассажиру, если его рейс отложен на несколько часов, и что он может требовать от перевозчика

Более того, в Академии гражданской авиации выявлен факт хищения 1 миллиарда тенге путем организации фиктивных краткосрочных курсов обучения своих студентов за рубежом. По данному факту начато досудебное расследование”, – сообщает генпрокурор.

По мнению Кайрата Кожамжарова, приведенные нарушения – следствие снижения контроля со стороны комитета гражданской авиации и формирования цен на авиауслуги по международным направлениям авиакомпаниями и аэропортами без государственного вмешательства.

Полетим в Японию?

P.S. Редакция “КАРАВАНА” много лет отслеживает ситуацию на авиационном рынке страны. Настораживает, что многое уже слышали неоднократно. И опасное “авиашоу” продолжается! На днях стало известно: в связи с открывшимися обстоятельствами по сокрытию фактов авиационного происшествия с воздушным судном Ан-2 ТОО “Фауна Эйр” (22 июня 2018 года в районе Докучаевского сельского округа Костанайской области), комитет гражданской авиации приостановил действие свидетельства на право выполнения авиационных работ ТОО “Фауна Эйр”. Ранее, в связи с авиакатастрофой вертолета Еврокоптер ЕС130 Т2 17 января 2019 года, с 18 января приостановлено выполнение полетов авиакомпании АО “Sky Service”.

Среди позитивных новостей – открытие новых маршрутов из Казахстана. В минувшую среду на расширенном заседании правительства глава государства поручил обеспечить запуск авиарейсов в США и Японию, подчеркнув, что вопрос должен быть решен в течение года.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Роман 1 февраля

Для простого обывателя, который может и не знать о всех нюансах в области аэронавигации и политики управления, видно одно: билеты очень дорогие, сервиса как такового в аэропортах нет (возможно кроме центральных в Астане, Алматы).

Возьму для примера МЕЖДУНАРОДНЫЙ аэропорт "Актобе".

В здании зимой холодно, элементарно мало сидячих мест в зале ожидания на первом этаже. Второй этаж занят какими-то офисами и единственный ресторанчик с космическими ценами, что даже чай покупать не реально.

При этом всего лет 7-8 назад аэропорт был полностью реконструирован и оснащен для приема различных типов самолетов, присвоен статус "международный". Потрачены огромные миллиардные средства налогоплательщиков. Из международных рейсов это всего лишь чартеры в Турцию или Египет (иногда Москва и др. страны).

Что выбирают жители, чтобы улететь в другие города СНГ, а также Европу. Через 3 часа езды на автотранспорте на порядок дешевле люди улетают из Оренбурга или Орска. Также поступают жители Уральска и других приграничных регионов. К примеру как-то вылетал из Оренбурга в Германию (транзитом через Москву). 70% пассажиров с Казахстанскими паспортами. Это один момент. Второй момент это то, что для жителей Актюбинской области и ЗКО нет смысла лететь транзитом через Астану или Алмату, то есть возвращаться от границы на 1200 - 2000 км вглубь Казахстана, чтобы снова лететь это же расстояние над своими приграничными городами. Знаю только, что каждую неделю можно отправлять в Европу один полный самолет только из местных жителей, это точно. Если конечно будет реальной цена.

Вывод такой, что аэропорты, перевозчики и др. сами теряют своих клиентов и возможный зароботок