Опубликовано: 810

Что делать пассажиру, если его рейс отложен на несколько часов, и что он может требовать от перевозчика

Что делать пассажиру, если его рейс отложен на несколько часов, и что он может требовать от перевозчика Фото - Владимир СЕВЕРНЫЙ

О том, что делать пассажиру, если его рейс отложен на несколько часов, и чего конкретно он вправе требовать по закону от компании-перевозчика в качестве компенсации за испорченный отдых. На что может рассчитывать и по какому телефону звонить.

Утверждается, что хорошо учиться можно лишь на чужих ошибках. Готов поспорить. Если хотя бы один раз испытать на собственной шкуре, как обходятся с пассажирами наши авиакомпании при задержке рейсов, как оставляют их без горячего питания и питьевой воды, комнат отдыха, медицинского обеспечения, при планировании очередной поездки волей-неволей начнешь задумываться. А еще поговаривают: если хочешь добраться быстро, но с приключениями – лети самолетом, если мечтаешь вовремя оказаться на месте – езжай поездом. Я полетел самолетом. И попал. Впервые нарвался на этот незапланированный авиационный форс-мажор, с головой окунувшись в ночные пассажирские разборки.

ЛЕТИМ НА ЮГ!

Начиналось всё как обычно, и ничего вроде бы не предвещало беды.

Самолет авиакомпании “СКАТ” вылетел из Астаны в Алматы строго по расписанию в 22.30, но через час полета командир вдруг принял решение сажать самолет в Шымкенте.

Причем мы узнали об этом минут за 20–25 до посадки. Стюардесса, мило улыбаясь, взяла в руки микрофон и сообщила спящим пассажирам, что аэропорт Алматы не может принять наш борт из-за густого тумана и потому мы вынуждены лететь на запасной аэродром.

Но почему не в Тараз и не в Бишкек на запасной? Куда поближе. Почему летим в Шымкент?

Кто из пассажиров не спал в этот момент, смачно выругался, кто-то плюнул в сердцах, а мой сосед по ряду вздохнул так тяжело и протяжно, что женщина с грудным ребенком на руках стала вслух читать молитву.

Симпатичные стюардессы тем временем продолжали радоваться как дети, травить анекдоты, заглядывать к летчикам в кабину и хлопать в ладоши.

Еще бы, ведь они летели к себе домой. База авиакомпании как раз и находится в Шымкенте.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ, ПЕРВЫМ ДЕЛОМ – САМОЛЕТЫ

Высадка из самолета и переезд в здание аэропорта заняли примерно полчаса. Еще минут двадцать пассажиры пытались разместиться на жестких скамейках в зале ожидания. Мужчины часто выходили на улицу курить, женщины успокаивали плачущих детей, а пожилая пара возле стойки упорно пыталась узнать судьбу своего багажа.

Представитель авиакомпании “СКАТ” появился примерно к часу ночи и, коротко бросив пассажирам, что рейс откладывается до 7 часов утра, скрылся в неизвестном направлении.

Повисла тягучая пауза. Кто-то подлил масла в огонь, сообщив, что все рейсы, вылетевшие из Астаны немного раньше нас, успешно приземлились в пункте назначения. Значит, погодные условия Алматы не могли стать причиной досадной задержки рейса?

По холодному залу ожидания ползли слухи, мол, из нас всех “делают козлов отпущения, что авиакомпания таким образом как-то ловчит, что ей срочно понадобился самолет и что нас просто- напросто в очередной раз кинули”.

– Минуточку внимания, – слышим голос вернувшегося к стойке регистрации представителя авиакомпании. – Через 20 минут подойдет автобус, и мы постараемся вас всех разместить в гостинице.

Но наземный транспорт не пришел ни через 20 минут, ни через полчаса.

А когда к двум часам ночи все же подкатил к аэропорту со страшным скрипом автобус, холодный и грязный, некоторые пассажиры (особенно из числа иностранцев) стали отказываться куда-либо на нем ехать. Казахстанка возмущена "издевательством" над госязыком в компании SCAT

МЕСТ НЕТ! ПРИХОДИТЕ ЗАВТРА

Заселять около сотни пассажиров злополучного рейса в номера местной гостиницы “Canvas” почему-то принялся один человек, дежуривший той ночью на ресепшене. Неторопливо он сканировал удостоверение личности каждого, скрупулезно заполнял анкету и только после этого выдавал ключи.

Когда ближе к 4 утра одноместные номера закончились, пассажиров попытались “утрамбовать” в двухместные. Причем по нескольку человек в номер.

– Не пойдет так, селите хоть в президентский люкс, хоть в пентхаус, но по одному, – стали возмущаться люди постарше. Те, что помоложе, потребовали открыть бар и попросили принести хоть какую-то закуску.

– А кормить нас будут сегодня горячим? Почему напитки не дают и бутерброды? Где администрация? Мы будем жаловаться! – неслось со всех сторон.

И только один человек, представляющий авиакомпанию в ту ночь, отозвался на шум и гам.

Хотя и он почему-то не стал разъяснять права и обязанности сторон, а лишь робко успокаивал пассажиров, приговаривая, что всё у них будет хорошо.

– Почему нам не предлагают ужин? – не унимались пассажиры. – По закону при отмене или задержке рейса на 4 часа перевозчик просто обязан организовать для пассажиров горячее питание и обязательно несколько раз любезно предложить прохладительные напитки, чай или кофе. Где все это?!

А в ответ – тишина.

ХОРОШО, ЧТО ЕСТЬ НА СВЕТЕ ЭТО СЧАСТЬЕ – ПУТЬ ДОМОЙ

Ключи от своего номера в гостинице я получил последним. Зашел, успел только умыться и позвонить домой. А через 30 минут пришлось снова спускаться в холл гостиницы и ехать обратно в аэропорт.

Пока тряслись в том же холодном автобусе, на смартфон пришло сообщение, что расписание рейса DV734 Астана – Алматы изменено и что он теперь называется DV705.

То есть другой борт и другой экипаж. Причем совмещенный получился рейс. К пассажирам, следующим из Астаны в Алматы, добавились новые из Шымкента. Рейс под завязку. Сидим в самолете как селедки в банке.

– У меня сорвалась деловая встреча, – сокрушается сосед по ряду. – Прилететь в Алматы не успеваю к назначенному времени. Несу убытки. Когда летать охота: когда казахстанцы получат дешевые билеты на самолеты

– И у меня тоже могут возникнуть серьезные проблемы на работе, – вступает в разговор представитель юридической компании, с которым я познакомился в холле гостиницы. – Буду жаловаться на них за то, что не соблюдают действующее законодательство и ведут себя из рук вон плохо.

Вот вы, к примеру, знаете, что при отмене или задержке рейса по вине перевозчика на срок свыше 10 часов он обязан по выбору пассажира обеспечить его перевозку ближайшим рейсом до пункта назначения, указанного в билете, или возвратить пассажиру полную стоимость билета.

Помимо этого перевозчик может быть привлечен к административной ответственности согласно статье 567 Кодекса РК “Об административных правонарушениях”, что влечет штраф в размере 200 МРП (481 000 тенге), а при повторном нарушении в течение года в размере 1 000 МРП (2 405 000 тенге).

– Я впервые сталкиваюсь с такой ситуацией. Не знаком еще с тонкостями нашего законодательства. Да и с них, похоже, как с гуся вода. Долететь бы только живыми до Алматы, и на том спасибо.

– Если перевозчик не исполнил свои обязательства, вы имеете полное право обратиться с заявлением в комитет по защите прав потребителей министерства национальной экономики РК, а также в комитет гражданской авиации МИР РК. Контакты и адреса можно найти на их сайтах, а телефон доверия скажу прямо сейчас, записывайте: +7 7172 754-547. Телефон справочной службы аэропорта Алматы +7 (727) 270-33-33.

– Спасибо, я звонил уже, но там никто трубку не брал.

– Ночь. Спали, видимо, все. Еще разок попробуйте.

И СНОВА ГУСТО

Из Шымкента наш самолет с уставшими пассажирами на борту вылетел по расписанию, но над Алматы снова пришлось долго кружить в ожидании разрешения захода на посадку. Опять густой туман, будь он трижды проклят. Сидящий рядом со мной мужчина оказался летчиком по профессии. Он всю дорогу следил за полетом по своему смартфону.

– Видите: стрелка медленно ползет по прямой? – улыбается сосед. – Значит, экипажу дали разрешение на посадку. На глиссаду заходим. Поздравляю. А я уже было подумал, что после пятого круга обратно в Шымкент вернемся и все планы коту под хвост. Пронесло, слава богу.

– Я слышал, что в Алматы недавно установили такое мощное оборудование, которое позволяет нашим летчикам взлетать и садиться практически вслепую. Правда ли это?

– Правда. Полученный сертификат повышенной категории действительно позволяет принимать и отправлять лайнеры всех категорий в любую погоду, даже при снижении видимости до 75 метров. По приборам можно сесть. Военные летчики так и делают. Но для этого у командира экипажа должен быть соответствующий допуск. Если такового нет, то и разрешение на посадку с земли он никогда не получит.

– Или это не вполне здоровая конкуренция? Скажем, “СКАТ” не принимают в Алматы якобы из-за густого тумана, а другим компаниям – зеленый свет.

– Не готов ответить вам на этот вопрос прямо. Хотя все возможно. Рынок, знаете ли. А в погоне за прибылью все средства хороши.

– А как же безопасность пассажиров и экипажа?

– А вот она у нас всегда на первом месте (улыбается). Так что лучше поспать стоя, как боевая лошадь, в зале ожидания на запасном аэродроме, требовать от перевозчика бутерброды и постель, качать свои законные права, а не испытывать судьбу и никогда не шутить с туманом. Опасное это дело.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи