Опубликовано: 4500

Отдыхать надо уметь!

Отдыхать надо уметь!

Литва, как и Казахстан, обладает своеобразной природой: здесь есть сосновые боры, озера, минеральные источники, пляжи с белоснежным песком на берегу Балтийского моря. Эти богатства приносят государству немалый доход. Как литовцам удалось возродить после распада Союза свои здравницы, сделать отдых доступным, а пляжи и воздух сохранить чистыми, журналист “Каравана” узнавала, как говорится, из первых уст.

size="3">Первое правило “отельера”

Литовцы очень любят отдыхать с пользой для здоровья, и не важно, куда им предстоит выехать – за пределы города или страны. Признаюсь, было неожиданно и приятно услышать, что мои знакомые, живущие в Литве, одним из любимых направлений отдыха называют Казахстан. Говорят, одни наши горы золотого стоят! А уж красоты Восточного и Северного Казахстана покорят любого искушенного туриста. Ну а мы, казахстанцы, в свою очередь ищем новые места для доступного по ценам и качественного отдыха.

Моя поездка в Литву оказалась очень познавательной во всех отношениях. Могу сразу развеять стереотип относительно негативного отношения к русскоговорящим туристам. Это стало настоящим сюрпризом, но в Литве практически повсюду говорят на русском! А если речь идет о санатории или кафе, то никаких языковых барьеров вообще не существует. Во всех литовских здравницах и отелях есть информация на нескольких языках, в том числе на русском. К туристам здесь отношение трепетное: им хотят показать все самое лучшее, удивить, зацепить… Нам такое трудно представить, но в Литве хозяин отеля или загородного дома отдыха всегда находится рядом со своими гостями – слово “клиент” здесь вообще не употребляют. Главное правило тамошних “отельеров” – сделать все, чтобы гости на следующий год вернулись сюда и привезли с собой друзей.

Сено в вакуумной упаковке

Климат в Литве показался мне близким к алматинскому: весна пришла по расписанию, резких перепадов погоды не было. Воздух – такой чистый! – пропитан запахом хвои, особенно в маленьких городках, хочется им дышать и дышать... И дело не только в многочисленных лесах, парках, плотным кольцом окружающих города. Так, всевозможные насаждения занимают 60 процентов территории столицы – Вильнюса.

В этой маленькой и компактной стране (население – всего 3 миллиона 250 тысяч человек) нечасто увидишь огромные джипы-“крокодилы”. Литовцам удобнее малолитражки и велосипеды. Одна из причин, почему здесь покупают машины с маленьким объемом двигателя, – хорошие дороги. Горожане проводят выходные на природе – в этнодеревнях, загородных кемпингах, спа-отелях. Как я убедилась, даже в самый отдаленный край ведут асфальтированные дороги, без выбоин и ям.

Дорогам уделяется особое внимание еще и потому, что лучшие достопримечательности разбросаны по всей стране. К примеру, от Вильнюса до известного бальнеологического курорта – Друскининкая – 125 километров, до не менее знаменитой здравницы – Бирштонаса – 90 километров. Но дорога совершенно не изматывает! Глаза отдыхают при виде зеленых лужаек, сосновых и березовых рощ, многочисленных озер (в Литве их несколько тысяч). Деревеньки, затерянные среди полей и лесов, – тоже любопытный объект для наблюдения. Местные жители территорию разделяют не заборами, как у нас в Казахстане, а зелеными посадками. Заинтриговали гигантские белые коконы на полях, во дворах домов. Оказалось, это сено в вакуумной оболочке, позволяющей хранить его долгое время.

 Запахло жареными пирожками…

Высокая стоимость бензина (почти полтора евро за литр в пересчете с литовских литов) тоже играет свою роль при покупке автомобиля. Кстати, Евросоюз выдвинул требования, чтобы в ближайшие годы 20 процентов от всех видов топлива составляло биотопливо. Какие только эксперименты по его внедрению не проводятся! В Вильнюсе автобусы использовали топливо, в состав которого входило подсолнечное масло. Как нам рассказали, когда в городе запахло жареными пирожками и беляшами, жители и экологи запротестовали, и топливо быстро заменили.

Во время поездки по Литве обратила внимание на зеленеющие поля с желтыми цветками. Это рапс. Культура становится все востребованнее в Европе, Прибалтике, ее применяют в самых различных целях – для производства масла, биотоплива. “Литовцы быстро сориентировались, на чем можно зарабатывать”, – предвосхищая мой вопрос, сказал гид.

Специальные трассы и дорожки для велосипедистов есть во всех городах – то, о чем пока только мечтают алматинцы и жители других городов. А это еще одна причина пересесть на более экономичный и экологически чистый вид транспорта. Пункты проката есть буквально на каждом шагу, в отелях, санаториях, кафе. Цены – символические, зато сколько удовольствия!

В песок – 20 миллионов евро

Цены на отдых в Литве приятно удивили, и стоимость номеров в загородных отелях, санаториях на порядок ниже, чем в Алматы или Боровом.

Так, в очень уютном и зеленом городке Бирштонасе проживание, лечение и питание стоят от 120 литов в сутки на человека – примерно 35 евро. Стоимость отелей на берегу Балтийского моря, конечно, выше. Но можно запросто снять благоустроенную квартиру или виллу через Интернет, и тогда отдых будет даже дешевле, чем у нас на Капшагае!

Очень популярны в Литве туры выходного дня, а вот отдых с выездом на природу, приготовлением шашлыков (у нас это ассоциируется с горами мусора после отдыхающих) здесь не принят. Гораздо чаще встретишь велосипедистов или любителей нордик уолкинга (“северная ходьба”) – людей с палками наподобие лыжных, они ходят по песчаным дюнам, дышат свежим воздухом.

Пляжи в курортных городах на берегу Балтийского моря муниципальные, открыты для всех, но при этом отличаются чистотой и ухоженностью. В этом году в благоустройство пляжей Литвы при поддержке Евросоюза инвестировано 20 миллионов евро. Как мы узнали, жители приморского городка Паланги платят ежемесячно в госказну пляжный сбор – несколько евро. Эти деньги идут на благоустройство города и пляжей.

“Выжили за счет постоянных гостей”

Особый разговор о том, как бережно литовцы относятся к своему главному богатству – минеральным источникам и лечебным грязям. “ У вас в Казахстане богатство – нефть, у нас – вода”, – не раз приходилось слышать от литовцев, которых я расспрашивала о природных богатствах.

Минеральные источники в Литве открыли в далекие времена рыцари, которые называли воду чудесной, так как она быстро заживляла раны. С тех пор возле таких источников вырастали деревни, строились лечебницы. А город Друскининкай вообще находится на гигантском подземном озере. Мол, даже из обычного крана здесь бежит минеральная вода. Природные богатства – воду и грязи – регулярно тестируют самые известные лаборатории Европы, что вызывает еще больше доверия у туристов.

После распада СССР многие курорты и здравницы пришли в упадок. Хозяин одного из процветающих сейчас спа-отелей рассказал, как двадцать лет назад начинал все с нуля:

– Мы очень рисковали, так как брали кредиты под 40–70 процентов годовых, каждую мелочь просчитывали. А сейчас кредитная ставка – 4–5 процентов годовых. При этом стараемся не поднимать цены на отдых. Даже в кризис мы их не завышали, а немного опустили. Можно сказать, выжили за счет постоянных гостей, которые это оценили.

Мэр – на двух колесах и без охраны

В Литве все популярнее становится необычный вид транспорта – сигвей, попросту говоря – “самокат для взрослых”, не требующий никакого топлива. Он невероятно прост в управлении, поэтому использовать его может каждый.

В Вильнюсе наш гид Агнешка с гордостью рассказала, что жители столицы могут видеть, как по утрам мэр города Артурас Зуокас мчится на своем сигвее на работу. “Один и без охраны?” – искренне удивилась я. “Один!” – в свою очередь удивилась Агнешка.

А в борьбе с пробками и загрязненностью воздуха главный козырь Вильнюса – общественный транспорт. Для автобусов отведены специальные полосы, а сами они оснащены двойными стеклами, чтобы в салоне не было шумно, и кондиционерами.

Подумывают в литовской столице и о развитии легкорельса. Рассматриваются разные варианты: бесшумный низкопольный трамвай, трамвай на одном рельсе с резиновыми колесами... Говорят, что в скором будущем троллейбусы и портящие вид провода контактной сети из Вильнюса вообще исчезнут. Строительство метро здесь не рассматривают: в городе, как и в Алматы, близко подходят грунтовые воды, а значит, потребуются дополнительные серьезные затраты на решение этой проблемы.


Алматы – Вильнюс – Друскининкай – Паланга – Клайпеда



Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи