Опубликовано: 5500

Они не употребляют спиртное: североказахстанцы рады переселению южан

Они не употребляют спиртное: североказахстанцы рады переселению южан Фото - Владимир БАХУРЕВИЧ

Поправки в Госпрограмму развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 годы, включающую в себя повышение мобильности трудовых ресурсов, начинают работать.

В проекте новой миграционной политики министерства труда и социальной защиты населения, одобренном правительством на исходе сентября, предусмотрен целый пакет выгодных предложений для переселенцев из трудоизбыточных южных областей в северные, где ощущается дефицит рабочих рук.

Презентуя тогда поправки, министр труда Тамара ДУЙСЕНОВА сказала, что “в южных регионах с наивысшей концентрацией населения самая низкая производительность. А в северных – с низкой плотностью населения – производительность выше”.

По мнению депутата мажилиса Айкына КОНУРОВА, программа выстроена с учетом существующих проблем:

– Правильно, что во главу угла поставили методы стимулирования граждан, у которых есть желание изменить свою жизнь, а не административно-командные. А те земельные участки, которые люди получили, те льготные кредиты на покупку жилья или строительство дома, – сильное подспорье.

– Айкын Ойратович, а вы с ними лично общались?

– Конечно, этим летом в ходе встреч со своими избирателями в Павлодарской области! Большая часть переселенцев, несмотря на довольно суровые местные климатические условия, выразила намерение остаться там. Они нормально воспринимают окружающую реальность. Я разговаривал с местными фермерами, которые до этого нанимали сезонных гастарбайтеров из Узбекистана, Киргизии, – у них совершенно другое отношение к труду. А южане приехали сюда жить! Это главное. И второе: они желают вкладываться здесь в новую жизнь. Тем более что в сельской местности им выделяют земельные участки.

– Ну да, на юге земельные ресурсы исчерпаны.

– На севере такого дефицита нет. Один местный фермер, который дал работу переселенцам, сказал мне, что очень доволен ими. И как бы вскользь добавил, что они не употребляют спиртные напитки. Сильный аргумент.

– У тех, кто перебрался с юга, какие-то сомнения были?

– Я получил от людей только позитивные посылы. Они знают, на что претендуют. Во-первых, уже востребованы на этом рынке труда. Во-вторых, отношение местных жителей к согражданам с юга совершенно другое, нежели к зарубежным гастарбайтерам. Период адаптации у южан оказался очень коротким.  Что происходит с программой переселения казахстанцев-южан на север

– За пять лет, согласно программе, планируется переселить почти 60 тысяч семей. Насколько, на ваш взгляд, это реально?

– Сейчас трудно сказать. Главное, что государство поощряет этих людей. Помогает тем, у кого есть проблемы с трудоустройством, с реализацией своих жизненных планов. Очень правильно. Я считаю, что самая лучшая реклама этой программы – когда о ней тебе рассказывает родственник или друг, который стал ее участником. Который реально понял, что хорошо устроиться можно и в другом регионе страны. Тем более что на севере остро стоит проблема с кадрами. А там много промышленных предприятий, которым не хватает квалифицированных специалистов – тех же сварщиков, слесарей. Их днем с огнем не сыщешь. Транспорт, логистическая система – тут тоже нужны люди. А у молодежи, по сути, нет практики. Считать малый и средний бизнес “кузницей кадров” я не могу. Не забудем при этом, что у правительства большие планы по индустриализации северных областей.

Справка “КАРАВАНА”

Студенты, прошедшие практику в рамках программы переселения “Серпiн” за счет государства и получившие от государства помощь, на новых местах задерживались недолго. По словам акима Северо-Казахстанской области Кумара АКСАКАЛОВА, оставались не более 10 процентов. Предложение обязать выпускников вузов отработать в регионе по месту учебы пять лет (поскольку именно регион несет все затраты на пособия молодым специалистам) пока в стадии рассмотрения.

– Айкын Ойратович, можно ли говорить, что в чем-то придется менять законодательство, чтобы облегчить переселение? Добавлять какие-либо льготы и преференции?

– Думаю, что прежде всего это будут какие-то акты правительства. Оно решительно настроено создать благоприятные условия для граждан. В этом заинтересованы и местные исполнительные органы власти. А человек же всегда ищет там, где лучше. Я встречался с предпринимателями, которые перебрались с юга на север. Они – я это видел – успешно реализуют свой бизнес в новых для них краях. По их словам, у них есть хорошие шансы занять свои ниши на рынке. И они их занимают. Более того, рассматривают соседнюю Россию как еще один рынок сбыта своей сельхозпродукции. И намерены расширять производство. Условия для этого уже созданы в рамках ЕАЭС: границы для перемещения товаров и услуг открыты. Это отличный стимул для развития бизнеса нашим деловым людям с юга.

– Могут ли они стать своеобразным якорем для тех своих родственников и друзей, которые еще сомневаются в переезде?

– Однозначно! Один мой знакомый из Южно-Казахстанской области переехал. Возможно, его родня за ним потянется. Ни один сельский или районный аким не откажется от граждан, которые приедут и станут улучшать экономические показатели района. Если за одной семьей переедут еще несколько – будет эффект снежного кома… Чем грозит переселение казахстанцев-южан в северные регионы

Как считает ряд экспертов, говорить сегодня нужно не только о количестве, но и о качестве переселенцев: острый дефицит врачей, учителей, специалистов сельского хозяйства и строительства (тут очень длинные списки) в северных областях продолжает расти. Поэтому в поправках в Программу развития продуктивной занятости и массового предпринимательства, на мой взгляд, вписан очень важный пункт: “Переселение является добровольным и осуществляется только при наличии вакансии у работодателей и гарантий трудоустройства”.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи