Опубликовано: 16800

Нужен ли хиджаб казашкам и кто в бывшем СССР открывал больше всего мечетей - первый муфтий РК

Нужен ли хиджаб казашкам и кто в бывшем СССР открывал больше всего мечетей - первый муфтий РК

Нужен ли хиджаб казашкам и кто в бывшем СССР открывал больше всего мечетей, правильно ли спрашивать друг у друга, какого человек роду-племени, – об этом в эксклюзивном интервью “КАРАВАНУ” рассказал первый муфтий суверенного Казахстана Ратбек кажы НЫСАНБАЕВ.

Интересно порой судьба складывается. Закручивает так, что впору снимать фильмы и писать книги. Впрочем, мой собеседник этим и занимается, даже переводил Коран на казахский язык.

А ведь начиналось всё вполне светски. Уроженец Южно-Казахстанской области Ратбек Нысанбаев поступил на исторический факультет Бухарского пединститута. Почему Бухара? А потому, что там находилось медресе “Мири Араб”, ведущее свою историю чуть ли не с середины XVI века. Откуда у казахского парнишки тяга к духовности? Наверное, потому, что люди, первыми принесшие ислам на землю кочевого народа, по многим версиям, оседали на юге казахских территорий. И неудивительно, что юноша с младых ногтей впитал его каноны.

Институт окончен. Будущий муфтий работает сначала учителем в родном районе, а потом решает продолжить образование в Ливии. Там же получает степень доктора наук. И после этого начинается карьера на религиозном поприще.

Знание 7 языков, ученая степень выделяют Нысанбаева среди других, и вскоре он становится казием в Казахской ССР.

А надо сказать, что тогда не было отдельного духовного управления мусульман в стране. Став руководителем, Ратбек кажы все силы направил на отделение от Ташкента. Сделать это удалось в 1990-м. С того времени и по 2000 год он являлся главным муфтием Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК).

Однако период его руководства не был безоблачным. Наоборот.

Постоянно возникали скандалы, во время одного из них митингующие проникли в мечеть и сломали муфтию руку.

Было ли то стихийным выступлением или хорошо организованной акцией? В это Ратбек кажы сегодня с высоты прожитых лет и жизненного опыта вникать не хочет.

Сейчас он ведет прием людей в центральной мечети города Есика близ Алматы, выстроенной им самим. Философское отношение к происходящему отличает его нынешнего, однако говорить со мной он пожелал на казахском языке, несмотря на то, что прекрасно владеет и русским.

Наш разговор происходит в присутствии его сына. И во время беседы мне не раз вспоминаются слова моего педагога, доктора исторических наук Владислава Григорьева о том, что Ратбек кажы – один из самых образованных и умных религиозных деятелей на постсоветском пространстве.

“Это всё советские граждане”

Одним из своих основных достижений на посту муфтия Нысынбаев считает строительство мечетей:

– Еще во время СССР мне это удавалось, и в итоге у нас их стало 93.

– Советская власть вам так спокойно разрешала?

– Однажды у меня спросили: “Почему вы так много открываете мечетей?” Этот вопрос задавали в разных учреждениях, в том числе и в организации, название которой не было принято говорить вслух. Я ответил: “Когда я открывал мечети, из-под земли, с неба люди не спускались – это всё советские граждане, они сами приходят. А это для вас полезно даже, для контроля”. С этим согласились. Кстати, мечети из всех 15 союзных республик возводили только мы, казахи.

А уж после получения суверенитета их нам помогали строить наши братья по духу. Например, в Шымкенте и Алматинской области есть мечети, построенные арабами. Три мечети в Алматинской области построили турки. Отечественный тюрколог рассказала, почему современные мусульмане могут быть геями и лесбиянками

– Хорошо, но вот уже и СССР распался. Как вы нашли общий язык с Назарбаевым, почему вас оставили муфтием?

– Во-первых, меня никто не оставлял. Меня избрали. Во-вторых, наверное, потому, что знали к тому времени в мире. Замечу, что меня принимали президенты свыше 30 стран, то есть правители, говоря прежним казахским языком.

Почему становятся салафитами?

– Сегодня казахи уходят от традиционного ислама. Появляются сторонники различных течений. Чем это объяснить? Недостатком у людей знаний или просветительской работы?

– Перед тем, как рухнуло советское государство, в 1989–1991 годах к нам начали приезжать миссионеры. В иные дни я, к примеру, принимал по три группы. Вначале мы беседовали, но после завершения разговора я обычно просил показать документы. Не все могли это сделать. А поскольку я был знаком со многими религиозными деятелями мира, обращался к ним с просьбой проверить данные того или иного человека. После такой проверки эти миссионеры, как правило, быстро уезжали из Казахстана. Знаю, что многие из них оседали в Таджикистане, Чечне, Кыргызстане и даже Узбекистане. И мы все знаем, какие события там происходили. Иначе говоря, мы не дали лжемиссионерам развернуться у нас.

– Но сегодня казахи, движимые якобы религиозными мотивами, уезжают, например, воевать в Сирию. Как вы на это смотрите?

– Сейчас есть люди, которые, прикрываясь чапаном религии, занимаются политикой. Их нельзя назвать верующими. Человек едет под видом мусульманина, но это политика.

– Что надо делать, чтобы наши юноши и девушки не поддавались вот этой пропаганде?

– Чтобы этого не происходило, у нас должна быть открытая пропаганда, агитация. К примеру, у нас нет права ехать в другую страну и защищать ее. Мы не знаем, что там происходит. Поэтому мы должны объяснять нашим ребятам, что нельзя в это вмешиваться. “Если ты кого-то не знаешь, не следуй за ним. Ты с ним не знаком, если не знаешь, кто он, то не иди за ним”, – сказано в Коране.

Зачем они едут туда, не зная ничего? Кто с кем воюет? Откуда им знать, что творится там, где осуществляется политика нескольких государств?

Поэтому я не считаю духовными (верующими) тех людей, которые едут туда. А настоящая духовность – это справедливость, защита своей родины, защита своей земли.

– То, что вы говорите, всё верно. Но какие меры должны принимать ДУМК и государство, чтобы такого не было?

– Одно ДУМК с этим не справится. Для этого государство должно предоставить нам одну программу на телевидении. И тогда с самого начала надо будет всё досконально объяснять, вести разъяснительную работу в духовном смысле и с позиции патриотизма, и в понимании, что такое Родина.

Нужно придерживаться единой линии и в политике, и в религии. Это означает, что надо правильно воспитывать нашу молодежь. Посредством хороших телепрограмм можно многое объяснять молодежи. Считаю также, что воспитание следует начинать с родителей. Не получивший должного воспитания человек не сможет найти свою дорогу в жизни, помочь родным.

– Можно ли говорить о том, что невежество толкает людей на ложный путь?

– Конечно, невежество имеет место. Увы, мы можем говорить и о проявлении фанатизма. Те, кто уходит в секты, зачастую имеют стойкие убеждения.

Кукловоды, стоящие за этими сектами, умных ребят не привлекают, потому что боятся, что те узнают истинную их цель. А берут глупцов и, кидая им подачки, приручают, чтобы они за ними бегали, как собаки.

Встречаются и случаи, когда в салафиты идут люди, у которых нет жилья, работы. Их привлекает возможность заработать большие деньги. При этом они даже не понимают, кто такие салафиты.

Хиджаб – не казахская одежда

– Сегодня появилось немало деятелей из числа казахских мужчин, требующих, чтобы женщины носили одежду, полностью закрывающую их. Что скажете об этом?

– Это хиджаб (смеется). Арабское слово, означающее “покрывало”. Там и мужчины кутаются, и женщины. Еще до ислама арабы так ходили. После они стали мусульманами, но продолжали носить ту же одежду. Эта одежда не имеет никакого отношения к исламу, а связана с климатом, погодой, чтобы лица не обгорели на солнце. Что касается никаба, паранджи, они защищают женщин от сглаза. И к религии это тоже не имеет отношения.

– Но Мухамеджан Тазабек и прочие требуют, чтобы наши девочки, женщины закрывали лица и так далее.

– Погоди. Мы же не арабы, мы ведь казахи! У нас и одежда, и пища другие. Мясо, которое мы употребляем в пищу, они не могут есть. Наши традиции связаны с погодой, с нашей землей. И если говорить о воспитании, нужно вспомнить, что мы с дочерьми, сестрами обращались очень хорошо. Они росли свободными. Вспомним, что у казахов есть игра “Кыз-куу”, когда всадник должен догнать девушку на коне. Если он этого не сумеет сделать, она может отхлестать его плеткой.

Наши девушки росли вольно, потому и отличались воинским духом.

А вспомните Маншук Маметову, Алию Молдагулову, Хиуаз Доспанову. Одна – пулеметчица, другая – снайпер, третья – летчица. Среди других мусульманок в СССР не было ни одной такой.

О трайбализме

– Не могу не спросить об одной заразе наших дней. Не секрет, что сегодня многие сразу интересуются, кто ты, какого роду-племени… Нужно ли нам такое деление? Пороки и пророки: как люди возвращаются к обычной жизни после общения с салафитами

– Нам такое не нужно. Мы три брата: Алаш, от Алаша – Казах, от Казаха – Жуман, от Жумана – Ак-Арыс, Бек-Арыс, Жан-Арыс. Мы трое являемся родными. И как мы можем это делить? Я считаю, что это – Триада. Три брата – это Триада. Как сказал Ахмет Байтурсынов:

“Мне не страшны тюремные стены,

мне не тяжело от того,

что повесят, расстреляют.

Тяжелее всего, когда меня

предают ребята

из моего собственного аула”.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи