Опубликовано: 2000

Миротворческие силы ОДКБ провели в Казахстане масштабную боевую операцию

Миротворческие силы ОДКБ провели в Казахстане масштабную боевую операцию Фото - Тахир САСЫКОВ

Сегодня на учебном полигоне “Илийский” завершаются совместные оперативно-стратегические учения Организации Договора о коллективной безопасности под названием “Нерушимое братство-2017”.

Руководитель учений – командующий Десантно-штурмовыми войсками Казахстана генерал-майор Алмаз ДЖУМАКЕЕВ в эксклюзивном интервью “КАРАВАНУ” рассказал, какие сложные и порой необычные задачи приходилось решать командирам миротворческих батальонов на протяжении всех 120 часов с начала проведения операции и какие “сюрпризы” поджидали миротворцев на маршрутах гуманитарных конвоев и блокпостах.

Порывистый ветер на полигоне и дождь не внесли каких-либо существенных корректив в планы. Миротворцы из Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана, а также полицейские подразделения, входящие в состав Коллективных миротворческих сил ОДКБ, непрерывно днем и ночью отрабатывали задачи по ведению переговоров, сопровождению гуманитарных грузов, патрулированию и несению службы на контрольно-пропускных и наблюдательных пунктах, блокированию и ликвидации лагерей подготовки условных террористов.

Чтобы убедиться, чему за эти “тревожные дни” научились миротворцы и как грамотно они действуют по различным вводным, руководитель учений на командирском джипе (взяв корреспондента “КАРАВАНА” на борт) мчится по бездорожью наперерез гуманитарному конвою.

– Согласно легенде учений в одном условном государстве Центрально-Азиатского региона под названием Алатуйская Республика после выборов в парламент противоборствующие этнические народности “кияты” и “ногайцы” пошли друг на друга войной, – с ходу вводит меня в обстановку учений генерал-майор Алмаз Джумакеев. – В “мутной воде” непонимания и противоречий сразу активизировались лидеры международных экстремистских и террористических организаций, призывающие местное население к свержению существующей власти и созданию исламского государства. Начинается хаос. Эмиссары зарубежных террористических организаций пачками вербуют молодежь в отряды сопротивления, по всей стране гремят взрывы и льется кровь. В отдаленных населенных пунктах южных областей органы государственной власти полностью потеряли контроль над сложившейся ситуацией. И тогда ОДКБ как ведущая региональная организация по безопасности предпринимает шаги по возвращению процесса формирования государственного управления в мирное русло.

– Господин командующий, наблюдаю толпы гражданских людей на горизонте. Их так много… Кто они? С какой целью здесь в степи сосредоточились?

– Это беженцы, правда, условные. Мои люди, военнослужащие из бригады, только переодетые и загримированные… Наша задача – встретить этих людей и провести все необходимые фильтрационные мероприятия.

Алатуйская Республика – на грани войны

По словам руководителя учений, руководство Алатуйской Республики на вне­очередном заседании Генеральной Ассамблеи ООН обратилось с просьбой ввести на ее территорию миротворческий контингент ОДКБ.

– По сценарию учений все очень серьезно задумано и происходит без какой-либо самодеятельности, – продолжает комментарий генерал-майор Джумакеев. – Сейчас очень важно не допустить каких-либо дипломатических проколов, а выполнить боевую задачу так, чтобы впоследствии ни у кого не возникало никаких сомнений в правильности принятого решения. Миротворцы должны не ворваться с оружием в зону конфликта и всех там напугать до полусмерти, а прежде всего помочь мирному населению справиться с временными трудностями, развести противоборствующие стороны, разнять их, не позволить убивать друг друга.

Именно для этого генеральный секретарь ОДКБ на основании решения Совета коллективной безопасности ОДКБ и в соответствии с Соглашением о миротворческой деятельности проинформировал Совет Безопасности ООН и генерального секретаря ООН о согласии государств – членов ОДКБ провести на территории Алатуйской Республики (не входящей в состав государств – членов ОДКБ) операцию по поддержанию мира. Только после этого два миротворческих батальона прибыли сюда и встали здесь автономным лагерем, чтобы приступить к несению службы в полном соответствии с резолюцией ООН.

– В первом миротворческом батальоне, которым командует представитель России подполковник Александр КАЛИНИН, сосредоточены подразделения от условных государств “Северная Федерация” (Россия), “Республика Севания” (Армения), “Республика Кызылстан” (Киргизия). Во втором батальоне – подразделения “Республика Астания” (Казахстан), “Республика Полесье” (Беларусь), “Республика Туран” (Таджикистан). Этим батальоном руководит наш офицер – майор Рахимжан СЕРИКБАЕВ.

Пока руководитель учений говорил о том, как необходимо действовать миротворцам, исходя из теоретических знаний, настало время проверить командиров батальонов на практике. Казахстанских миротворцев ждет новая миссия

– Видите, во-о-о-н там вдалеке показалась колонна с гуманитарным грузом?

– Да, вижу ее отчетливо. Грузовики с продуктами для беженцев идут под прикрытием вертолетов и бронетехники.

– Не только. Сейчас за этой колонной ведется пристальное наблюдение с нескольких беспилотников, которые передают детальную информацию в объединенный штаб руководства. Поскольку, согласно сценарию, обстановка по учениям постоянно и поэтапно наращивается, то сейчас мы сможем с вами наблюдать, как поведет себя командир конвоя, встретив на своем пути очередное препятствие.

После этих слов действительно замечаю, что по ходу движения колонны лежит перевернутый автомобиль, возле которого разбросаны муляжи трупов. Слышу стон раненых.

– Вот сейчас и посмотрим, как комбат разрулит ситуацию по очередной вводной, – хитро улыбается генерал Джумакеев. – Никто из участников учений не знает, какие домашние заготовки мы для них приготовили. Все идет реально, по-боевому. И никакой показухи. Расслабляться никому не даем. Это и есть самая настоящая учеба.

Гуманитарный конвой, заприметив перевернутый автомобиль, останавливается. Вооруженные люди спешиваются с боевой техники, занимают оборону. По радиостанции звучат доклады в штаб, медики осматривают раненых, укладывают на носилки, перевязывают…

Справа от конвоя наблюдаю, как к военным приближается толпа гражданских людей, которые что-то пытаются объяснить офицерам, отчаянно размахивают руками, указывая в сторону поселка.

– По идее, командир батальона сейчас должен организовать доставку раненых в военный госпиталь, – комментирует генерал. – В его распоряжении имеются и санитарные автомобили, и даже вертолет.

– И что, этот вертолет может сейчас запустить двигатель и улететь в Алматы?

– Запросто. Если необходима срочная помощь хирургов, то он мгновенно поднимется в воздух и доставит раненого из района учений в Алматинский госпиталь. В том-то и фишка, что командир должен самостоятельно оценить обстановку и принять единственно правильное решение. Все полномочия у него для этого имеются.

– А если бы колонна прошла мимо раненых? Ну не заметил командир их и не дал команду остановиться?

– И такое возможно. На итоговом “разборе полетов” комбату посредники обязательно указали бы на его ошибки, а опытные инструкторы научили бы, как надо действовать. Кстати, вчера по вводной командир подразделения должен был помогать роженице из числа беженцев. “Голубые каски”, горы и песочный камуфляж

– Роды у нее принимать в поле? Неужто майор-миротворец и такое должен уметь?!

– Офицер прежде всего должен организовать ее доставку в больницу. Не оставаться в стороне, не проявлять равнодушие по отношению к мирному населению. Он, как миротворец, должен четко понимать, что люди пребывают и так в отчаянии и стрессе. Нуждаются во внимании и поддержке. Подчеркиваю, на этих учениях главное – не воевать, стрелять и крушить все подряд, а, наоборот, крепить мир всеми законными способами, сохранять спокойствие, выдержку и вовремя принимать решения. Потому особое внимание мы уделяем совершенствованию боевой слаженности миротворческих контингентов государств – членов ОДКБ для активных действий по выполнению ими задач в любой горячей точке, если, конечно, потребуется и будет принято политическое решение. К действиям привлечены подразделения психологической борьбы и информационного противоборства. Но это уже отдельная тема для разговора.

…Когда конвой с гуманитарным грузом, выполнив все необходимые действия по оказанию помощи раненым, продолжил движение и скрылся за горизонтом, руководитель учений вернулся на командный пункт, где с 16 октября шла напряженная штабная работа.

– Все участники вросли в обстановку с самого начала миротворческой операции и действуют согласно утвержденному плану, – докладывает командующий миротворческими силами ОДКБ полковник Мереке КУЧЕКБАЕВ. – Вы наверняка заметили, что по территории военного полигона я передвигаюсь исключительно в окружении вооруженной охраны. Так положено. И мы должны привыкать к этому даже в ходе учений.

– Я также заметил, что буквально у всех миротворцев автоматы Калашникова за спиной, а у офицерского состава еще и пистолеты Макарова в кобурах.

– Наличие табельного оружия дисциплинирует, не дает расслабляться, помогает думать и принимать правильное решение. Офицеры должны постоянно знать, что они в центре особого внимания все 24 часа в сутки и что на них в ходе операции по сохранению мира смотрят гражданские люди и надеются на помощь и профессионализм.

– Кто из командиров, на ваш взгляд, отличился в ходе миротворческой операции, проявил инициативу, спасал людей, возможно, даже рисковал своей жизнью? Ведь и такие жесткие вводные, насколько я знаю, были предусмотрены руководителем учений…

– Грамотно действовали командиры обоих миротворческих батальонов. Хотел бы также отметить в профессиональном плане командиров рот старшего лейтенанта Арыстана БОЛАТА и капитана Алексея ГУРЕЕВА. Отлично справлялись с поставленными задачами лейтенант Асылбек ТУЛЕНОВ, сержанты Алибек БАЙГУРАЕВ и Серикбай СИЯЕВ.

Хрупкий мир нуждается в защите

– “Нерушимое братство-2017” является логическим продолжением предыдущих мероприятий – тактико-специальных учений “Поиск-2017” с силами и средствами разведывательных подразделений вооруженных сил государств – членов ОДКБ, а также совместных учений “Взаимодействие-2017” с контингентами КСОР ОДКБ и частью сил Объединенной группировки войск ВС Республики Армении и ВС Российской Федерации, – комментирует специально для “КАРАВАНА” начальник Объединенного штаба ОДКБ генерал-полковник Анатолий СИДОРОВ. – Отрадно отметить, что на этих учениях присутствуют силы от всех шести участников ОДКБ. Это важно. В преддверии их мы провели штабную тренировку в Центре кризисного реагирования ОДКБ.

– Анатолий Алексеевич, а если, к примеру, сейчас возникнет острая необходимость перебросить миротворческие батальоны в район реальной горячей точки и уже там разводить противоборствующие стороны и укреплять хрупкий мир не в ходе учений, а в настоящей боевой обстановке, то кто уполномочен принять такое решение?

– Совет Безопасности ООН вправе принять такое решение после согласования вопроса на самом высоком уровне. Мы готовы действовать в каждую секунду. Контингенты полностью подготовлены и могут выполнять любые поставленные задачи.

За пять дней здесь, в Казахстане, на полигонах “Илийский” и “Шошкалы” мы тщательно отработали специфические элементы, а именно: создание демилитаризованных зон, отделение противоборствующих сторон, организация службы на блокпостах, охрана базовых лагерей и конвойной колонны. Основная цель учений достигнута. Мы убедились, что боевая выучка войск и оперативная подготовка штабов на очень высоком уровне. Кроме того, есть еще один очень важный элемент, о котором я хотел бы сегодня сказать. В ходе учений укрепилось боевое братство внутри наших миротворческих подразделений.

Военнослужащие, которые, возможно, в скором времени отправятся на задание в какую-нибудь реальную страну, а не вымышленную для поддержания мира, лучше узнали друг друга и стали больше доверять. Это немаловажно.

Я благодарен министру обороны Казахстана генерал-полковнику Сакену ЖАСУЗАКОВУ и его новому заместителю генерал-майору Муслиму АЛТЫНБАЕВУ за гостеприимство и предоставленную возможность узнать Казахстан поближе. Что касается оснащения ваших миротворческих подразделений техникой и современным вооружением, а также подготовленности личного состава и материально-технической базы полигонов, то должен сказать – это выше всяческих похвал. Молодцы! Работать в Казахстане было приятно во всех отношениях, и это не лесть – правда. Как сказал генеральный секретарь ОДКБ Юрий ХАЧАТУРОВ на церемонии открытия учений, сегодня перспектива для миротворцев очень ярко выражена. Потребность в миротворческой деятельности растет день ото дня, так как обстановка в мире не улучшается, а, наоборот, ухудшается. Как говорится еще с советской поры, мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути. И этот хрупкий мир мы беречь умеем.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи