Опубликовано: 290

Место силы

Место силы Фото - Виктор ВОЛОГОДСКИЙ

В Восточном Казахстане найденный археологами каменный истукан, или балбал, дал ученым представление о шаманских обрядах у древних тюрков.

На карте горячо любимой чиновниками сакральной географии Абайский район занимает особое место. И дело, конечно, не в чиновниках, а в количестве расположенных здесь исторических памятников. В разные годы здесь побывали археологические экспедиции Сергея Черникова, Алькея Маргулана, Абдуманапа Оразбаева. Были получены представления об освоении здешних просторов и хозяйственных связях начиная с эпохи бронзового века.

На рубеже нулевых район стал местом исследований экспедиции КазНУ им. Аль-Фараби, именно она сделала сенсационную находку в Чингистауских горах – шаманское святилище.

– Подобных объектов крайне мало, и они очень ценны для науки, – рассказали в Восточно-Казахстанском областном историко-краеведческом музее. – Святилище представляет собой одиночный курган диаметром почти 8 метров. Других курганов рядом нет. Посредине расположен гранитный балбал высотой 165 сантиметров. Во время разбора каменной кладки там же обнаружен барельеф с изображением совы. Зачем бессовестные археологи ставят древние памятники на частной территории в Алматинской области

Считается, что слово “балбал” произошло от “балбалтас” – древнетюркского искусства работы с камнем.

Каменные истуканы разбросаны по просторам от Иртыша до низовий Дуная и, как правило, схожи формой бровей, глазных яблок, носа. Изваяние, найденное в Абайском районе, по словам ученых, очень специфичное. Подобных нет на всем пространстве Евразии.

Лицо без четких очертаний, глаза и нос видны только при определенном освещении. Руки изображены чисто символически – маленькие, плотно прижатые к низу живота. Зато хорошо проработано туловище: отлично видны грудь, живот.

В этом, собственно, разгадка древнего сооружения: оно служило местом культа плодородия. Местом, где к божеству обращались с просьбами о потомстве.

Как рассказали в музее, при раскопках также нашли стелу высотой 78 сантиметров с изображением совы. Изображение имеет четкий силуэт, обозначены большие глаза, клюв, когти. Балбал и барельеф выполнены в одинаковой технике, то есть конкретно для данного святилища. В земле археологи нашли кости баранов и лошадей для гадания. Все вместе подтверждает, что здесь проводили ритуалы по увеличению численности рода и поголовья скота. По одной из версий, балбал могли соорудить на месте захоронения знаменитого шамана – у древних тюрков служители культа были влиятельными персонами.

Специалисты говорят, что святилищу примерно 1 200 лет. На возраст указывает стиль исполнения, характерный для каменных фигур Прииртышья, Семиречья, Поволжья IX–XII веков.

Это эпоха соединения и размежевания племен, защиты родных земель и завоевания новых территорий. Судя по находкам археологов, ни один военачальник не смел выступить в поход без одобрения шамана. Знатоки культа гадали на лошадиных или бараньих лопатках, сверялись со звездами, “разговаривали” с богом. Только после этого принималось решение.

– В записях итальянских путешественников начала XIII века есть данные, что тюрки узнавали мнение бога через чародеев, – рассказали в музее. – В трудах Льва Гумилёва также говорится о прорицателях-шаманах у средневековых тюрков, передающих волю божества. В трудах персидских ученых есть слова о шамане, который занимался предсказаниями и говорил, что посещает небо для беседы с богом.

Предсказания и прорицания существовали у казахов вплоть до XIX века, причем военные прорицатели находились при военачальниках.

Гаданием на лопатке они определяли, в какое время надо выдвигаться в поход, где находится противник, в каком месте следует дать сражение.

У символа совы тоже особое место. В тюркских курганах найдено немало головных уборов с остатками украшений из перьев этой птицы. Считается, что они служили оберегами. Чокан Валиханов упоминал, что голова филина, ноги и перья имеют способность защищать от злых духов. Их привязывали к кереге в юрте, к детским колыбелькам, к темени скакунов и новорожденных верблюжат.

– Казахи наделяли сову магическим свойством исцелять и оберегать от различных недугов, – пояснили специалисты. – Поэтому балбал как символ плодородия и сова как оберег были необходимым сочетанием для целительства и ритуалов избавления от бездетности. Казахстанский археолог раскрыл тайны древней долины

Культовый балбал сейчас находится в фонде Центрального государственного музея в Астане.

А в планах археологов – продолжение раскопок курганов ранних кочевников и ранних тюрков в Катон-Карагайском, Зайсанском и Тарбагатайском районах. Спрогнозировать заранее сенсационные находки невозможно. Но, к примеру, на протяжении последних лет экспедиции именитых археологов Зейноллы Самашева и Абдеша Толеубаева обнаружили целую россыпь невероятно ценных находок. В том числе музыкальные инструменты, принадлежащие древнетюркским воинам-шаманам. Как заключили в областном историко-краеведческом музее, земля Восточного Казахстана откроет еще немало сенсаций.

УСТЬ‑КАМЕНОГОРСК

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи