Кто двигает спорт? О том, как в Казахстане отстали от жизни - Караван
  • $ 510.08
  • 539.61
-11 °C
Алматы
2024 Год
10 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кто двигает спорт? О том, как в Казахстане отстали от жизни

Кто двигает спорт? О том, как в Казахстане отстали от жизни

Спорт – такая сфера, где всё, ну или почти всё определяет количество вложенных денег. Жаль, что понимание этого приходит иногда слишком поздно.

  • 5 Ноября 2021
  • 572
Фото - Caravan.kz

Две модели

Наш мир меняется стремительно. Лет 20 назад никто и подумать не мог, что букмекерские компании станут одним из основных источников финансирования профессионального спорта во всем мире. Характерным примером, о котором “КАРАВАН” уже писал, является британский футбол: уже более половины клубов Английской премьер-лиги имеют БК в качестве генерального спонсора.

Букмекеры как источник финансирования футбольных клубов обогнали все остальные индустрии, на которых ранее традиционно держался английский футбол.

Схожие тенденции отмечаются и в других ключевых видах спорта. Беттинговая отрасль в развитых странах в последние годы стала одним из самых мощных драйверов роста и развития спорта.

Эта глобальная тенденция в свое время удивляла многих экспертов. Для многих, связанных с профессиональным спортом людей, растущая роль БК вообще стала полной неожиданностью, тем не менее это происходит. Не зря в мире растет активность объединений и ассоциаций болельщиков в сфере беттинга: они начали использовать ставки на спорт не только как развлечение и способ попробовать себя в прогнозе, но и как инструмент прямой поддержки любимых команд. Делая ставки в букмекерской компании, являющейся основным спонсором вашей любимой команды, вы фактически напрямую поддерживаете эту команду. Вот почему на форме футболистов, баскетболистов, боксеров красуется броская реклама букмекерских контор. Это прямой сигнал от команд их фанатам: делайте ставки в данной конкретной БК – этим вы поддержите нас.

Понять, почему на мировой спорт столь значительное влияние оказал букмекерский бизнес, в общем, несложно. Ответ на этот вопрос дает сравнение 2 моделей налогового регулирования БК.

В странах, чей профессиональный спорт сегодня переживает мощный спонсорский бум, связанный именно с букмекерской отраслью, реализуется первая модель: это мягкое и гибкое налогообложение БК со стороны государства, а также в целом комфортное для БК регулирование их деятельности, предполагающее взамен высокий уровень социальной и спонсорской активности со стороны букмекеров.

В некоторых государствах (включая ту же Великобританию) доля спонсорских отчислений на спорт от общего налогооблагаемого дохода БК прямо прописана в соответствующих правовых актах: например, нормы фиксируют, что букмекер обязан направлять на спонсорство не менее 25 процентов своего чистого дохода.

Вторая модель регулирования социального вклада букмекеров, используемая в мире, предполагает существенное (часто – весьма жесткое) налогообложение отрасли со стороны государства при отсутствии прямого социального вклада со стороны букмекеров. То есть БК в рамках такой модели напрямую не спонсируют спорт, а вся поддержка от них приходит косвенно – через выплаты налогов, и распределяется уже государством. При таком варианте букмекеры не контролируют государственный аппарат и не определяют, в какие социальные проекты или на поддержку каких команд направляются поступления от их налогов. Государство остается основным регулятором и источником финансирования бюджетов спортивных клубов и федераций.

Как пишет обозреватель “Чемпионата” Андрей Лозовой, “…за последние примерно 8 лет мы видим тренд отхода многих правительств от второй, более жесткой и прогосударственной модели, на фоне всё более активного внедрения первой – той, что стимулирует прямое спонсорство. Почему так происходит? Потому что в этом заинтересованы в первую очередь сами спортивные субъекты: команды, клубы, федерации. Практика показала, что государство – не самый эффективный и честный распределитель средств. Прямые взаимоотношения спортсменов с букмекерами-спонсорами обеспечивают первым значительно более высокие и стабильные финансовые вливания, чем когда деньги распределяют спортивные госчиновники”.

Итак, налицо мировой тренд: под давлением лобби спортивных клубов правительства вынуждены отказываться от драконовских налогов и проводить более гибкую политику в отношении БК. Государство – это, как известно, действительно, не самый лучший менеджер, особенно в вопросе распределения денег. “Букмекеры помогут спорту в любом случае”.

Более того, спортивным властям даже удобнее, когда администратором социальной поддержки выступают сами букмекеры (обычно – непосредственно в качестве генерального спонсора): ведь они могут не только дать спорту больше денег, но и более эффективно контролировать, куда тратятся эти деньги, и более гибко взаимодействовать с самими клубами и командами. Последнее также выгодно государству, которое получает в итоге более чистый, честный и профессиональный спорт, добивающийся лучших итогов на чемпионатах и олимпиадах. Причем государство получает этот “волшебный” результат практически без усилий со своей стороны. Не секрет, что именно благодаря прямому взаимодействию между БК и спортивными клубами ушли в прошлое такие отвратительные явления, как договорные матчи.

Букмекеры, для которых пресловутый “договорняк” в спорте – кость в горле, ибо он часто несет им прямое банкротство, объявили этому явлению непримиримую войну.

Они просто аннулировали спонсорские соглашения с теми клубами, где выявлялись признаки договорных встреч. Это позволило быстро изжить те негативные явления в спорте, с которыми государственный аппарат безрезультатно боролся десятилетиями.

И не секрет, что сегодняшний мир большого спорта активно развивается во многом благодаря своему прямому взаимодействию с букмекерской индустрией.

Отстали от жизни?

Если оценить с точки зрения 2 описанных моделей ситуацию у нас в Казахстане, то здесь, по образному выражению одного из участников рынка, действует вторая модель “с сильнейшей мутацией”. А именно: вместо существенного налогообложения, как практикуется в западных странах в варианте с высокими налогами и госсубсидиями в спорте, в нашей стране установлено “мегасущественное” налогообложение. Например, если сравнивать с ближайшими соседями, налоги у казахстанских букмекеров примерно в 10 раз выше, чем в странах ЕАЭС. Есть и прямые казусы регулирования. Так, например, казахстанским БК приходится платить НДС, налог, который априори не должен применяться в данном виде бизнеса в силу его специфики.

Текущее налоговое регулирование оставляет казахстанскому букмекерскому бизнесу минимум возможностей самостоятельно поддерживать профессиональный спорт. Что, несомненно, прямо отражается на его конкурентоспособности в сравнении с зарубежными клубами и федерациями, которые такую поддержку получают. Основная проблема, по мнению самих участников рынка, заключается даже не в драконовских налогах как таковых, а скорее в том, что все принципы регулирования деятельности казахстанских БК фактически копируют регулирование игорных заведений – казино, залов игровых автоматов, залов для покера и тому подобных субъектов. Тогда как по сути своей это абсолютно другая сфера деятельности.

Прогнозирование спортивных событий не имеет ничего общего с игрой в карты, покер или рулетку. Здесь абсолютно другие индексы и критерии, здесь всё основано на системе коэффициентов и на практической оценке вероятности событий. Мы не жалуемся, конечно, но считаем в корне несправедливым такой уравнительный подход, когда нашу деятельность и в регламентном, и в налоговом отношениях рассматривают как прямой аналог игорной деятельности, – отмечает наш собеседник по имени Арман, сотрудник одной из ведущих казахстанских букмекерских контор.

Наверное, пока было бы преждевременным ставить вопрос о том, что Казахстану пора переходить от регулирования “второго” типа (где администратором перераспределения доходов БК в финансирование спорта выступает государство) к модели “первого” типа – с мягкими и гибкими налогами, но с жестким условием по спонсированию спорта букмекерами. Мы всё равно уже безнадежно отстали от мировых трендов, и едва ли стоит надеяться на то, что регулирование будет быстро изменено с учетом прогрессивной мировой практики. К тому же, по мнению самих букмекеров, спешить здесь вообще не следует – надо очень осторожно и взвешенно подходить к любым изменениям в регулировании, дабы не сделать нашу особую казахстанскую модель еще хуже.

Другой вопрос, что государственным структурам, ответственным за спорт, сегодня стоило бы как минимум заметить ту социальную активность и ответственность, которую проявляют букмекеры.

Не дожидаясь каких-либо условий, регламентов или договоров с государством, они добровольно, притом никак не афишируя этого, занимаются масштабной поддержкой спорта и социальной сферы.

Глобальные тенденции, как видим, “догоняют” казахстанский спорт быстрее, чем налоговую систему.

Спонсорство на миллиарды

Как свидетельствует информация из открытых источников, букмекеры Казахстана, уже начиная с 2018–2019 годов, активно финансируют не только спортивные клубы и федерации, но и социальные проекты. Следуя настоятельной просьбе представителей БК, мы решили опустить их названия: букмекеры решительно не хотят афишировать свою социальную деятельность. По их словам, ни спонсорство в спорте, ни другие социальные проекты не нацелены на какую-либо рекламу, поэтому бренды БК, участвующих в этой деятельности, они просят не упоминать.

Среди наиболее крупных спонсорских и благотворительных проектов БК можно отметить следующие:

“Дыши.kz” – проект, на который букмекеры Казахстана потратили несколько сотен миллионов тенге. Это были не только раздачи специально пошитых многоразовых масок в городах страны, но и снабжение районных больниц пульсоксиметрами, термометрами, защитными костюмами для медиков и всевозможным оборудованием.

Футбольный клуб “Кайрат” – уже не один год его генеральным спонсором является одна из крупнейших БК Казахстана.

Футбольный клуб “Астана” имеет нескольких спонсоров, среди которых одна из крупных БК.

Футзальный клуб “Кайрат”, двукратный обладатель кубка УЕФА, спонсором которого также является БК.

Казахстанская федерация футбола – ее генеральным партнером является известная букмекерская контора.

Высшая хоккейная лига РК (ВХЛ), хоккейные команды “Сарыарка” (г. Караганда) и “Торпедо” (г. Усть-Каменогорск) – их спонсором также является известная в стране БК.

Футбольный клуб “Шахтер” (Караганда) – одним из его спонсоров является та же БК, которая работает с ВХЛ.

Одна из крупных БК на протяжении ряда лет оказывает спонсорскую помощь спортивному клубу “Наша компания” (г. Нур-Султан), который на тот момент выступал в элитном дивизионе чемпионата страны. Эта же БК в разное время сотрудничала с такими футбольными клубами, как “Химик” (Степногорск), “Астана-1964”, “Байтерек” (Астана), женским клубом “Астана”, а также продолжает поддерживать юных игроков, спонсируя детскую футбольную школу в столице (в ней обучаются 300 детей).

Ряд БК на постоянной основе осуществляет спонсорство трансляций мировых спортивных событий на телеканалах: “Казахстан”, “Казспорт”, “Сетанта Казахстан” и “Хабар”, в том числе это чемпионат Европы, трансляции Английской премьер-лиги, футбольных лиг Испании, Италии, Германии, Франции.

Одна из БК на протяжении нескольких лет до пандемии спонсировала проведение спортивных мероприятий по вольной борьбе и армрестлингу в Западном Казахстане. Так, за счет ее спонсорских средств в городе Жанаозене регулярно собирались сильнейшие спортсмены из Атырау, Актау, Актобе, Уральска и всего региона Мангистау. А взамен – ничего. Зачем букмекеры Казахстана массово поддерживают спорт

Известная БК оказывала поддержку детской футбольной команде алматинской СДЮШОР № 2, неоднократно спонсировала чемпионаты Любительской футбольной лиги города.

Список можно продолжать еще долго. Общие объемы спонсорской помощи, по оценке букмекерских ассоциаций, исчисляются миллиардами тенге в год и продолжают расти, несмотря на резко усложнившиеся условия ведения бизнеса БК в период пандемии.

Могло бы быть намного больше, если бы спортивные власти страны внимательнее следили за мировыми тенденциями…

Алексей ИКОННИКОВ, АЛМАТЫ