Опубликовано: 2500

Казахстан не скатился ни в либеральную демократию, ни в болото национализма - Булат Султанов

Казахстан не скатился ни в либеральную демократию, ни в болото национализма - Булат Султанов

Каким был 2016 год и что следует ожидать от 2017 года? Об этом беседа корреспондента “КАРАВАНА” с директором Исследовательского института международного и регионального сотрудничества Казахстанско-немецкого университета Булатом СУЛТАНОВЫМ.

Без левых и правых

– Булат Клычбаевич, подведите итоги 2016 года.

– Год был действительно очень тяжелый, противоречивый: есть и определенные минусы, есть и плюсы. Если суммировать, то можно сказать, что, несмотря на потери, итоги года мы должны оценивать как оптимистичные. Во-первых, Республика Казахстан отметила 25-летие, и развитие страны оценивается позитивно всеми зарубежными экспертами. За исключением тех, кто настроен злопыхательски, конечно. Мы, как независимое государство, сумели выдержать и не уйти вправо или влево. То есть скатиться в либеральную демократию или скатиться в болото национализма. Примеров тому достаточно. И то, что Казахстан сумел пройти по лезвию бритвы и сохранить свое лицо, независимо от того, какие проблемы вокруг него бушевали, это заслуживает признания.

Посмотрите, Казахстан, во-первых, является рекордсменом по привлечению иностранных инвестиций. А иностранные инвестиции – это частные инвестиции. И частные инвесторы никогда не будут вкладывать деньги в то государство, в котором существует риск. Мы видим, что Казахстан с этой задачей справился. Второе, мы собрали в этом году рекордный урожай зерна. Закрома полны, и нам никакие проблемы на продовольственном фронте не грозят. Третье, Казахстан смог сделать то, чего не удалось многим государствам. Посмотрите: когда возникла ситуация по Турции, обратились к нам, как к своего рода посреднику между Россией и Турцией. Та же самая ситуация сейчас по Сирии.

– На заре нашей независимости принцип “без левых и правых” был провозглашен в качестве приоритета. Вы считаете, что эти 25 лет Казахстан все-таки сумел пройти без кренов?

– Я считаю, что Казахстан сумел удержаться в этом правильном русле. Президент Назарбаев как-то сказал, что у нас есть два мейнстрима: это глобализация и регионализация. Я бы сейчас сказал так, что мы являемся свидетелями деглобализации, потому что все больше и больше стран понимают, что процесс глобализации выгоден транснациональным корпорациям, которые хотят работать по всему миру без границ. Но защитником интересов трудящихся и простого народа являются национальные государства. Брексит в Великобритании и победа Трампа в США – свидетельство того, что не только национальные элиты, но и основная часть населения понимает необходимость деглобализации и сосредоточения усилий в рамках национальных государств и в рамках региональных структур.

– Но оппозиционеры всякого толка (что у нас в стране, что за рубежом) ставят в вину и Казахстану, и Назарбаеву именно вот этот принцип многовекторной политики…

– Посмотрите, мы сейчас наблюдаем, несмотря на кризис, такую региональную структуру, как Европейский союз, НАФТА – это североамериканская национальная структура, мы видим АСЕАН. Все региональные структуры по всему миру, они показывают свою жизненность и будут ее доказывать. Все понимают, что от регионализации выиграет государство. Поэтому в этом случае Президент Назарбаев, я думаю, абсолютно прав, когда говорит, что нам нужно развивать региональное сотрудничество.

Казахстан находится в треугольнике своего рода, и нам важно сотрудничество с Россией, Китаем и с арабским миром. Почему нам важно развивать сотрудничество вот с этими тремя сторонами этого треугольника? Кто Назарбаева критикует, не понимает трех простых вещей. Первое, для того чтобы развивать промышленность, нужны транспортные магистрали и инвестиции. Во-вторых, чтобы транспортные магистрали заработали, не нужны таможенные или иные барьеры. Для этого Назарбаев предусмотрительно приступил к созданию сначала Евразийского экономического союза. А теперь мы предлагаем создать большое Евразийское пространство, которое будет от Атлантического до Тихого океана.

– С привлечением Китая и арабских стран?

– Да. И, в-третьих, когда Назарбаева ругают за то, что страна работает по этой схеме, мы говорим: “Извините, эти три стороны как раз заинтересованы в том, чтобы транспортные пути шли через Казахстан, а если они будут вкладывать сюда средства, они будут заинтересованы в безопасности для своих капиталовложений”.

– И в сохранении стабильности в Казахстане...

– Когда Назарбаев говорил о создании Таможенного пространства, Евразийского таможенного союза, потом Евразийского экономического союза, эта идея сцеплялась с тем, что мы строим автомобильные, железные дороги и транспортные магистрали, нефтепроводы и газопроводы. Например, программа “Нурлы жол” идет в тесной увязке между сопряжением Евразийского экономического союза и экономического пояса Шелкового пути.

Две части миротворческой роли

– Сегодня миротворческая деятельность нашей страны заслуживает всяческого уважения. И президенты России и Турции сказали, что будут обращаться лично к Назарбаеву и выберут Астану в качестве диалоговой площадки для решения вопросов по Сирии.

– Когда говорят “миротворцы”, то у нас возникает ассоциация с миротворцами в голубых касках. Миротворцы, в частности от ООН, действуют во многих “горячих точках”. И гибнут, к сожалению, там. И я, например, был бы осторожным в решении этого вопроса. Я категорически против того, чтобы мы направляли миротворцев в какие-то “горячие точки”.

– Но я спрашиваю о привлечении нашей страны как посредника…

– Казахстан сейчас действительно является посредником при урегулировании конфликтов. Это обусловлено тем, что мы в силу своей многовекторной политики имеем хорошие связи, контакты, сотрудничество с теми, кто нас окружает. Но при этом мы понимаем, что лидером мирового процесса являются Соединенные Штаты Америки, что есть и Европейский союз, страны исламского мира и Азиатско-Тихоокеанского региона. Поэтому Казахстан выстраивает такую прагматичную политику, которая не направлена против кого-то, она настроена на сотрудничество со всеми.

Алматы