Опубликовано: 2200

Какую судьбу уготовили надземному метро в Нур-Султане

Какую судьбу уготовили надземному метро в Нур-Султане Фото - Владимир БАХУРЕВИЧ

Проект урезан, бывший председатель правления ТОО “Астана LRT” Талгат АРДАН объявлен в международный розыск, а власти договариваются о кредитах с отечественными банками. Таковы реалии строительства легкорельсового транспорта в столице.

Снести нельзя строить

ЛРТ в Нур-Султане – быть.

О целесообразности его дальнейшего строительства заявил в правительстве аким столицы Алтай КУЛЬГИНОВ. По мнению градоначальника, быстро растущему городу необходим альтернативный вид транспорта. На подготовку инфраструктуры и строительство линий уже потрачено 313 миллионов долларов. Да и международные обязательства склоняют к этому решению – договор подписан, его нужно выполнять.

Месяц назад на завершение проекта требовалось 1,5 миллиарда долларов. Теперь чиновники придумали, как его удешевить. По словам акима, первоначальная стоимость создания легкорельсового метро в столице составляла 1,8 миллиарда.

Для реализации идеи предполагалось взять в Китайском банке развития кредит на 20 лет, но вернуть пришлось бы уже 2,6 миллиарда долларов.

– То есть на обслуживание много денег уходило. Поэтому правительство отказалось от этого механизма, и мы приняли решение перейти на внутренний заём. Это позволило сэкономить 800 миллионов долларов США, – сообщил Алтай Кульгинов.

Еще 200 миллионов долларов планируется сберечь на налогах, о чем сейчас ведутся переговоры с китайскими партнерами. Учитывая реальный пассажиропоток, в акимате намерены также сократить количество поездов ЛРТ с 19 до 12 и увеличить интервал движения между ними с 3 минут до 10. По прогнозам акима, это позволит сократить расходы еще на 40 миллионов долларов. Из 18 станций решено оставить только 11, автоматически будет сокращено число подземных переходов.

– Эта оптимизация позволила сэкономить 110 миллионов долларов. Итого на строительно-монтажных работах будет сэкономлено 350 миллионов долларов, по сегодняшнему курсу это порядка 135 миллиардов тенге, – озвучил цифры столичный градоначальник.

По его расчетам, теперь строительство целесообразно продолжить.

Не трамвай, а метро!

Чиновники призывают не сравнивать ЛРТ в Нур-Султане со сходными по названию проектами в других странах, подчеркивая: у нас будет не трамвай, а надземное метро. Нелегкая судьба “легкого” метро

– Наши поезда будут ходить по эстакаде, это будет внеуличный транспорт. И он позволит нам решить все проблемы в городе, связанные с трафиком, скоростью движения, экологией и безопасностью, – заверяет генеральный директор ТОО “Дирекция по строительству LRT” Адельша ЕРМУХАНОВ. – Предполагается, что система управления будет полностью автоматизирована, и наши поезда будут ходить без машинистов. Это совершенно другой уровень автоматизации и технического оснащения и станций, и поездов.

– В Интернете сравнивали наш проект с зарубежными аналогами. Но там фактически другой вид транспорта – надземное метро сравнивали с легкорельсовой трамвайной системой, – подчеркивает заместитель премьер-министра РК Женис КАСЫМБЕК.

В том, что метро в столице не будет пустовать, ответственные товарищи уверены. А что касается будущих субсидий, которые тяжким бременем лягут на бюджет, так это нормально.

– Во всем мире общественный транспорт субсидируется. От 30 до 70 процентов расходной части. И наш общественный транспорт субсидируется.

Не будет исключением и надземное метро, – констатировал председатель правления ТОО “Астана LRT” Бекмырза ИГЕНБЕРДИНОВ.

Повысить доходы планируется за счет внебилетных продаж: рекламы, ретейла, бытовых услуг.

– Едешь на работу, взял кофе, взял бутерброд, сдал вещи в стирку, в химчистку. То есть все условия для пассажиров должны быть созданы, и это даст возможность получать прочие доходы, тем самым снижая субсидии, – полагает Адельша Ермуханов. – Поэтому мы со своей стороны внесли предложение и в правительство, и в акимат, чтобы организационно-правовая форма будущей эксплуатации была такая, чтобы позволяла эти прочие доходы зарабатывать.

Его ищет Интерпол

Председатель правления ТОО “Астана LRT” Бекмырза Игенбердинов напомнил, что идея строительства новой транспортной системы в столице родилась не вчера. Кто нагрел руки на проекте, предстоит выяснять компетентным органам.

– В отношении бывшего председателя правления ТОО “Астана LRT” Талгата Ардана следователями департамента Агентства по противодействию коррупции возбуждено уголовное дело, направлено ходатайство о его содержании под стражей. Заочное решение суда есть, он объявлен в международный розыск. Сейчас Интерпол этим вопросом занимается, – сообщил Игенбердинов.

Что именно вменяют бывшему шефу “Астана LRT”, он не уточнил. Но известно, что в 2014 году в бытность Талгата Ардана председателем правления “Астана LRT” компания перекинула на счет одной из подрядных организаций более 300 миллионов тенге, превысив лимит на 125 миллионов. Факт всплыл после проверки антикоррупционной службы.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи