Опубликовано: 8700

Как жить после онколечения? Советы врача

Как жить после онколечения? Советы врача Фото - Нэля САДЫКОВА

Рак в наше время из разряда смертельных переходит в категорию хронических заболеваний. Медики уверяют, что и после онколечения человек может жить долго и счастливо, если…

Нюансы постонкологической реабилитации раскрывает руководитель центра абдоминальной онкологии КазНИИОиР, д. м. н. Марат КУЗИКЕЕВ.

– Допустим, человеку из-за злокачественного новообразования полностью удалили желудок. Может ли он надеяться, что проживет долго, комфортно? Какого образа жизни он должен придерживаться?

– Начнем с того, что инвалидизация бывает видимой наружной локализации, когда утрачиваются, например, части лица – нос, ушная раковина, глаз или части тела – рука, нога. Тогда их восстанавливают при помощи хирургической пластики или протезов. Бывает, после удаления гортани ставят голосовые протезы. После операции на кишечнике – колостому (выведение толстой кишки наружу). А бывает, утеря органов, которые не видно, потому что они скрыты в брюшной полости. Это могут быть часть печени, толстой или тонкой кишки, желудок, поджелудочная железа. В зависимости от этих особенностей и назначаются виды реабилитации.

Но при любой локализации рака один из первых и самых важных моментов – это психологическая реабилитация человека. Его необходимо вернуть в рабочее состояние, чтобы он не паниковал, меньше переживал из-за приобретенной онкологической болезни.

У нас в институте есть целый отдел, который занимается психологической помощью, – как до операции, так и после нее. Ведь прежде всего пациенту нужно вернуть тягу к жизни.

– А бывает, что в связи с новым статусом человек, наоборот, концентрируется и заинтересован очень серьезно заниматься своим здоровьем?

– По моему опыту, нет. Есть такие понятия, как депрессия и ипохондрия (болезненно-угнетенное состояние), когда пациент начинает углубляться в свою болезнь, искать у себя какие-то симптомы ее возврата. И тут палка о двух концах. Если он вообще не обращает внимания на свою проблему, забросил лечение и не обследуется, то рецидив может быть таким огромным, что после него восстановление уже невозможно. Другая крайность – когда человек начинает копаться в Интернете, искать у себя симптомы и полностью уходит в свою болезнь. На этом фоне он лишается возможности нормально жить, питаться, двигаться. Душа и тело против рака

И в конце концов получает то, что искал, – рецидив. Потому что возврат к болезни почти напрямую зависит от психосоматического состояния пациента.

А если он будет отвлекаться от мысли о возврате болезни, например, при помощи психологических тренингов, то у него больше шансов не вернуться к ней. Хотя совсем забывать о проблеме не стоит. Надо больше, чем прежде, уделять внимания своему здоровью, периодически проверяться, проходить реабилитацию. Тогда будет шанс прожить долго и счастливо.

Во главу угла надо ставить тезис, что рак сейчас не приговор и переведен в разряд хронических болезней.

Очень большая поддержка обычно идет от членов семьи или трудового коллектива. Не надо считать себя инвалидом, забрасывать профессию, увольняться. Наоборот, покуда есть силы, стараться активно работать, общаться с друзьями и семьей.

Физические нагрузки при раке

– Любая физическая активность после перенесенного онколечения приветствуется. Конечно, не до фанатизма, не до состояния шока, а до легкой усталости. Можно даже с отягощениями – использовать для упражнений небольшие гантельки 3–5 килограммов. Можно заниматься плаванием, ходьбой, даже бегом.

Человек не должен только лежать на кровати или находиться постоянно дома. Наоборот! Надо выходить на улицу, в общество, в горы, дышать свежим воздухом!

При онкологии нельзя допускать крайности, заниматься тяжелыми видами спорта или давать очень мощные физические нагрузки. Если человек в фитнес-зале, допустим, будет брать большие веса, увеличивать количество повторений, то на это будет тратиться много энергии, и его организм будет сильно ослабевать. Ему трудно будет восстанавливаться. Не стоит также обливаться холодной водой, закаливаться. Шоковые мероприятия недопустимы.

А вот нетяжелый фитнес три раза в неделю, беговая дорожка с легким отягощением – пожалуйста! Аккуратно походили там полчаса, и вполне достаточно. Очень хорошо для организма размять мышцы, улучшить в них кровоток, увеличить лимфодренаж. Сейчас мы не говорим о случаях, если утеряны конечности. Там другое. А когда руки-ноги целы, пускай гуляет, ничего страшного. Кровь побежит быстрее, физические показатели организма улучшатся, защитные силы, иммунитет усилится, улучшатся оксигенация (повышение количества кислорода в органах и тканях), обмен веществ, снимется гипоксия.

– А если человек пожилой?

– В любом случае физическая активность необходима для реабилитации. Не до изнеможения, а умеренная нагрузка, но она обязательно должна быть. Ну если пациент 90-летний дедушка, конечно, его не заставишь по горам бегать. А если это 40- или 50-летний, то, пожалуйста, занятия в спортзале, походы на природу, в горы. Всё это можно.

Конечно, обходиться без грубых инсоляций, не загорать на активном солнце, носить шляпу, закрывать тело рубашкой. Нельзя париться в жаркой бане с веником.

Это истины, которые известны всем, пережившим онкологию.

Диета

– Главный принцип в питании тот же: не перегружать организм, – продолжает доктор. – Не переедать, исключить алкоголь и курение, не употреблять канцерогены, избегать копченостей, маринадов и солений. Меньше рафинированных продуктов, больше растительной клетчатки, овощей, фруктов, чтобы хорошо опорожнялся кишечник.

– Как очищать организм после химио- и лучевой терапии?

– Органы детоксикации – это печень и почки. Для печени есть лекарственные препараты, гепатопротекторы, которые поддерживают ее нормальную функцию. Для почек опять же диета – здоровая пища. Как и при потере желудка, питание должно быть дробным – 5–6 раз в сутки.

– И перемолотая пища?

– Не обязательно. Если зубы в порядке, можно просто тщательно ее пережевывать. Кусками глотать мясо даже при нормально работающем желудке не следует. И пища может быть мясная, белок должен присутствовать. Постная говядина, хотя лучше белое мясо – курятина.

– А что есть при дробном питании?

– Этим занимаются диетологи. Можно проконсультироваться с ними. Но при этом надо знать, что основную часть пищи следует употреблять в первой половине дня. А потом уменьшать ее количество. На вечернее время оставлять всего 10–15 процентов дневного рациона. Если человек ложится спать в 10 часов, то за два-три часа до этого – легкий ужин. Это может быть, к примеру, легкий йогурт или смузи (густой напиток в виде смешанных и перемолотых в миксере ягод, фруктов, овощей), можно помидорчик. В общем, молочно-растительная, быстроусвояемая пища. Но не котлета, не тяжелая мясная еда, которую лучше упот­реблять на обед или поздний завтрак.

Самое главное – сбалансированная еда и не есть много на ужин, тем более после операции по удалению желудка. Исповедь бывшего онкопациента

Там, получается, этот резервуар вообще отсутствует, и из пищевода пища попадает сразу в тонкий кишечник. Поэтому следует есть сидя или стоя. И после приема пищи человек не должен ложиться в течение часа или получаса.

Когда отсутствует желудок и не осталось сфинктеров, продвигающих пищу, она может пойти в обратном направлении. А если пациент кушает в вертикальном положении, то еда аккуратненько поступит в тонкий кишечник.

Есть следует небольшими порциями по 150, максимум 200 граммов 5–6 раз в сутки. И опять же – пища должна быть теплой, но не холодной и не горячей. И питаться следует с учетом того, есть ли у человека пищевая аллергия или другие особенности. При диабете принимают обычные противодиабетические препараты и соблюдают диету, так называемый лечебный стол № 9. С ограничением в рационе животных жиров, углеводов, полным исключением продуктов, содержащих сахар.

И питаться строго без пропуска завтрака, обеда или ужина. Чего-то оригинального при сочетании онкологии и диабета нет.

– А если удалена поджелудочная железа?

– Тогда требуется заместительная инсулиновая терапия посредством уколов. Без инсулина человек может погибнуть, если не получает его из поджелудочной железы. Больше нигде он не образуется.

Все это и диеты назначает эндокринолог. Я, как стационарный врач, хирург, занимаюсь периодом обнаружения онкозаболеваний, назначением лечения и периодом раннего восстановления после операции. В дальнейшем такие больные становятся на учет у районного онколога, который непосредственно и занимается их реабилитацией.

Есть много заболеваний, сочетающихся с онкологией. В каждом случае все решается индивидуально.

Но общие принципы реабилитации для онкопациентов включают диету, физическую активность, устранение вредных привычек, курения и алкоголя.

Вот появляются у нас больные, которые курят по 40 лет, и приходится отказываться. А многие, кто страдал ожирением и кому убрали желудок, начинают худеть.

В любом случае выход даже из сложных ситуаций есть, надо только иметь желание выздороветь!

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи