Опубликовано: 6900

"Как я стал бездомным": откровения бомжей

"Как я стал бездомным": откровения бомжей Фото - Светлана НОВАК

Никто вам точно не скажет, сколько в Атырауской области уличных бездомных. Полицейские перестали проводить спецоперацию “Бродяга”. И на то есть причина.

Как становятся бездомными? Этот вопрос волнует многих. Худой мужчина крутился у магазина. В серых тренировочных штанах, черной футболке. На лице непонятного цвета маска. Рядом с ним собака, виляющая хвостом и не отходящая от него ни на шаг. На разговор “как живется на улице” согласился сразу. Разговаривали, сидя на лавочке у драматического театра, держа полагающуюся дистанцию. Несмотря на расстояние и маску, до меня донесся стойкий запах перегара. Прохожие смотрели на нас с удивлением.

37-летний Станислав АЛЕКСЕЕВ считает, что виной его нынешней жизни является он сам. И некоторые обстоятельства.

– У вас есть удостоверение личности?

– Да, но с собой не ношу. Я родился в Карагандинской области, а жил в Таразе с бабушкой. Мама жила в Атырау. Нас 3 брата, я – средний. Окончил школу. Потом в Алматы учился в школе-гимназии на юриста.

– Разве в гимназии учат на юристов?

– Да, – ответил собеседник, отведя в сторону глаза. Ладно, пусть будет правдой.

– Ну вот, учился, занимался баскетболом. Перед тренировкой подрался с ребятами, когда распределяли участников команды. В 2008 году меня посадили в тюрьму за хулиганство, дали 2 года 2 месяца, отсидел 1 год. Переехал в Тараз. Стал встречаться с девушкой. Всё у нас было хорошо. Гульсара родила сына, но расписаться мы не смогли. Ее родители были против нашего брака и переезда в Атырау. В конце концов я ее отправил назад, к родителям, – вздыхает мужчина. – Потом нашел другую пассию – Марию, сошлись, у нас родились 2 детей. С ней тоже не сложилось, ушел. Сейчас у меня Елена. С ней 7 месяцев встречаемся. У нее свой ребенок, которого она отдала на воспитание бабушке.

– Так как ты оказался на улице?

– Когда не стало мамы, будто всё перевернулось. Ну не могу это объяснить. Раньше не пил и не курил. Потом начал.

Квартиру Станислав потерял по собственной глупости. После смерти матери он обменял ее жилье на дачу.

– А что стало с дачей?

– Родная тетка забрала.

– Может, боялась, что и дачу на что-то обменяете?

– Не знаю. Но у нас на этой почве был скандал, короче, через ругань дача ушла.

– Если болеете, как лечитесь?

– Нет, вообще ничем не болею, – и потрепал собаку за ухо. – Не хочу жить где попало, хочу свой угол, родной.

– А что для этого делаете?

– Пока ничего не получается. Зимой, когда холодно, приходится жить в подвалах, а когда тепло – где придется. Подавал документы на квартиру, только обещают.

– Может, для начала бросить выпивать?

– Я несколько раз пробовал, не получается.

Протянула 500 тенге: “Это на корм собаке”. И услышала радостное: “Благодарствую”. Он быстро ушел, и Шема побежала следом, продолжая вилять хвостом.

В опорном пункте управления полиции города Атырау пояснили, что не все рассказы бездомных об их судьбах стоит принимать за чистую монету.

– Врут. Они не хотят работать, хотят только употреблять спиртные напитки. Просят милостыню у магазинов. У Алексеева нет документов. Сейчас с ним женщина, тоже бомж. Ему предложили работать в частном хозяйстве, там есть жилье и зарплата. Отказался.

По словам главного психолога Атырауского областного центра психического здоровья Акмарал ШАРИПОВОЙ, люди становятся бомжами из-за отсутствия навыков адаптации в обществе.

– Чтобы вернуться к нормальной жизни, нужны прежде всего желание, ответственность, умение прилагать усилия, чтобы достичь цели. Но психология бомжа как раз и заключается в том, чтобы обеспечить себе существование без каких-либо напряжений. Предложите закоренелому бомжу поработать. Откажется! Зачем ему трудиться, если можно что-то найти на помойке, выпросить денег у сердобольных прохожих. Они чрезвычайно ленивы, – поясняет Акмарал Максатовна. – Психология подобных людей надломлена, им очень тяжело вернуться к нормальной жизни, если с самого детства они видели только упадок. Рассматривая жизненный путь каждого из них, можно проследить причины, которые привели к такому результату. Есть те, кто сам загубил свою жизнь, есть обманутые или жертвы бедствий, например, лишившиеся жилья из-за пожара. На дне жизни могут оказаться и буквально вчера еще приличные люди. Причинами могут быть алкоголизм, потеря близких и т. д. "Я потерял жилье, попал в рабство, ел с помоек" – как житель Атырау выживал на улицах Стамбула

По мнению психолога, это далеко не та ситуация, которую можно назвать безнадежной. Человеку нужны большие силы и поддержка для того, чтобы измениться.

Вежливые люди

У другого бездомного, Али УМАРОВА, с удостоверением личности нет проблем. Он, если можно так выразиться, приличный бездомный. Одет чисто. Из-за этого его даже трудно принять за бомжа. Тем не менее на улице обитает не один год. Иногда умудряется, заработав на шабашке денежку, снять на короткое время более-менее приличное жилье. 58-летний Али Умаров из Уральска. Он работает сантехником. 

– Сам я родился на Кавказе. Мои отец и мать уехали работать в Казахстане, и я с 1978 года тоже здесь. Учился в строительном техникуме. Служил в армии. Демобилизовался. Работал на стройке, в животноводстве. Когда произошел развал СССР, мои родители уехали домой, на Кавказ, а я остался. Почему с ними не поехал? Не получилось. Пытался, но из России меня депортировали. Вот, шестой год на улице живу. Была семья, гражданская жена, сын и дочь. Сейчас они живут в Чечне. Мне знакомые помогают, помыться пускают, мир не без добрых людей, да и сам зарабатываю.

– Значит, не стреляете деньги у прохожих?

– Ну что вы, я воспитанный человек. И у меня есть документы, только, чтобы вернуться на Кавказ, меня не пускают за границу. Есть неоплаченные штрафы, за пьянство, тунеядство.

– Как это? Сейчас за тунеядство не привлекают к ответственности.

– Ну, например, есть штрафы за курение в неположенном месте. Знаете, я сейчас стараюсь жить нормальной жизнью, не поддаваться панике, выпиваю по праздникам с друзьями. Среди них есть детдомовские ребята.

– Где будете жить зимой?

– На работу в подсобное хозяйство поеду, может, сторожем возьмут.

Кому нет места под крышей

Каждый год в Атырау проводили полицейское оперативно-профи­лактическое мероприятие “Бродяга”. Правоохранители выявляли и ставили на учет лиц без определенного места жительства. В прошлом году выловили 220 бродяг. А нынешний год стал исключением. Из-за пандемии коронавирусной инфекции отработку пришлось отложить. Отыскать бомжа и поместить его в приемник-распределитель и дальше при необходимости определить в центр для ресоциализации лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (раньше – центр социальной адаптации лиц, не имеющих определенного места жительства), сегодня полицейские не могут. А сами люди, предпочитающие улицу, всеми силами стараются не попадаться на глаза людям в погонах.

Первый заместитель начальника управления полиции города Атырау Ерлан БИГАМБАЕВ поясняет, что с марта нынешнего года центр для ресоциализации лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, никого из бездомных не принимает.

– В прошлом году мы везли бездомных в данный центр, но сегодня это сделать невозможно, там без ПЦР-теста людей не принимают, – пояснил Ерлан Валерьевич. – На сегодняшний день в Атырау примерно 50 бездомных.

Рассматривая жизненный путь каждого из них, можно проследить причины, которые привели к такому результату. Есть те, кто сам загубил свою жизнь, есть обманутые или жертвы бедствий, например, лишившиеся жилья из-за пожара. На дне жизни могут оказаться и буквально вчера еще приличные люди.

АТЫРАУ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи