Как выбрать профессию школьнику - Караван
  • $ 510.08
  • 539.61
-11 °C
Алматы
2024 Год
10 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как выбрать профессию школьнику

Как выбрать профессию школьнику

Как построить правильную образовательную траекторию старшекласснику, который сталкивается с вопросами профессионального выбора? Ведь далеко не каждый самостоятельно может принять осознанное и верное решение. Совместный казахстанско-российский проект призван кардинально изменить ситуацию в сфере профориентации школьников.

  • 22 Июня 2018
  • 1277
Фото - Caravan.kz

О профориентационных технологиях нового поколения, которые уже начали применять в Казахстане, рассказывает президент московского центра тестирования и развития “Гуманитарные технологии” Алексей СЕРЕБРЯКОВ.

Сотрудничество с коллегами наладили специалисты казахстанского профориентационного центра “Нұр Бағдар”.

– Если вас интересуют методики профессионального выбора и услуги нашего центра, можно посетить наш сайт http://proforientator.ru/, – начинает беседу Алексей Серебряков. – А я вам расскажу, какие необъятные возможности появились сейчас благодаря развитию информационных технологий. Квалифицированная профориентационная диагностика и помощь в самоопределении стали доступны каждому школьнику.

 
Профориентация сейчас приобретает большое значение как для молодых людей, так и для их родителей. Мы живем в мире, в котором слишком быстро меняются социальные запросы общества и работодателей.

И единственным маяком и навигатором в выборе будущей профессии для молодого человека теперь становится раннее осознание своих возможностей: понимание себя и понимание изменчивости окружающей действительности.

Появляется много новых профессий, а сколько их исчезнет в ближайшее время? Школьник должен знать о наиболее востребованных и быть ориентированным на них.

– На каком этапе развития сейчас находится центр и какие услуги оказывает?

– Мы оказываем более 150 видов услуг, начиная от пятилетних детей и до тех взрослых, которые уже в зрелом возрасте думают о смене работы и переориентации. Но основной наш контингент – это школьники с 7-го класса и заканчивая выпускным.

Им мы предлагаем не только диагностику и консультации, но и развивающие тренинги, профориентационные игры, где они погружаются в профессиональную среду экономического, гуманитарного, социального, производственного и других направлений.

Открываем даже летние профориентационные лагеря, куда ребята выезжают на пару недель и пробуют себя в деле – вместе с настоящими профессионалами ведут реальные проекты. “Лишние люди” – возможно ли такое в Казахстане?

– Какие технологии вы используете?

– Все наши методики разработаны на основе широкой исследовательской базы психоличностных и социологических показателей с применением компьютерных технологий. В цифровом виде мы храним результаты опросов и тестирований, работаем с большими базами данных, сопоставляем их для получения обобщенной информации о тенденциях в развитии школьников.

Мы имеем возможность замерять показатели развития способностей наших подопечных в разных странах и регионах, прослеживать динамику их возрастных изменений, а также уровень школьного образования и другие характеристики.

Информационные технологии помогают удобно получать, хранить, обрабатывать информацию, формировать прогнозы с помощью программных алгоритмов. В этом суть. То, что раньше было сложно – вручную собирать огромное количество данных, куда-то их заносить и, главное, быстро анализировать, в условиях Bigdata (большие данные – системы хранения и обработки огромного количества информации для ее дальнейшего эффективного применения) становится вполне реальным и очень удобным!

– Особенно хочу обратить ваше внимание на нашу последнюю разработку – цифровую платформу “Профвыбор”, – продолжает Серебряков. – Это высокотехнологичная комплексная программа, которая позволяет проводить профориентационное тестирование и консультирование учащихся во всех школах страны, имеющих доступ к сети Интернет.

“Профвыбор” позволяет школьнику выявлять его компетенции, интересы, способности, личностные особенности, мотивацию.

Все эти результаты вкупе способны дать подростку ориентиры для выбора будущей профессии, направлений обучения, построения своего карьерного пути. Очень важно, чтобы еще в школе он увидел некую стратегическую линию, как ему реализовать свой потенциал на рынке труда лет через 7 или 10.

Уже сегодня у каждого школьника могут появиться свои личные электронные кабинеты, где будут храниться данные диагностики, достижений в развитии, а также рекомендации.

Эти рекомендации могут меняться в зависимости от возраста. А педагоги смогут наблюдать за динамикой продвижения в их индивидуальных образовательных траекториях и определять, какие нужны коррективы для успешного достижения индивидуальных результатов.

Сейчас платформа позволяет реализовать систему личных кабинетов. Так, учащиеся, начиная с 1-го класса, могут проходить онлайн-тестирование, получать цифровые профили и результаты, двигаться в соответствии со своими образовательными целями.

Платформа “Профвыбор” – это хороший методический и технологический инструмент для анализа возможностей и расстановки приоритетов в профессиональном развитии. Поверьте, чтобы реализовать такую программу, у наших разработчиков ушли годы апробации и поисков.

– А давайте представим: если бы не было компьютеров и цифровых технологий, сколько потребовалось бы сотрудников, чтобы все это собрать, проанализировать и выдать более или менее точный результат?

– Если бы мы собирали и обрабатывали данные, скажем, на 100 или 200 тысяч школьников вручную, то такими работами пришлось бы заниматься, наверное, тысяче специалистов в течение нескольких месяцев. Ведь данные тестов куда-то надо заносить, сохранять и накапливать. А на обработку лишь одного теста с помощью трафаретов у психолога раньше уходило около часа. Здесь же всем занимается одна компьютерная программа.

– А если учесть еще и оплату труда таким специалистам?

– Ну, понятно, трудозатраты были бы колоссальными!

– Когда и как возникла эта идея о создании информационной платформы по профориентации?

– Несколько лет назад, когда стали понятны новые возможности цифровизации процесса. Когда появились базы данных нового поколения. Сейчас память в таких технологиях постоянно дешевеет, а алгоритмы обработки данных становятся все более точными и надежными.

Мы поняли, что если раньше помогали десяткам или сотням человек, то сейчас можем помогать уже сотням тысяч.

Создание платформ – это следствие развития цифровых технологий. Сегодня они применяются повсюду. Возьмите, к примеру, системы такси и бронирования, порталы обучающих курсов и госуслуг, которыми вы пользуетесь в Казахстане, любые другие услуги. Эти платформы со временем придут во все сферы нашей жизни. И, конечно, они должны работать в области образования и профориентации.

– Кто составляет программы обработки и анализа данных психологических тестов?

– Ученые-исследователи, психологи и социологи вместе с разработчиками, специалистами в области информационных технологий. Можно сказать, что та платформа, на которой мы работаем, и ее программные продукты – это динамическая система, имеющая тенденцию к постоянному росту и усложнению задач.

Появляются новые технологии, а главное, меняется мир профессий и требования к ним, меняются условия работы и компетенции для новых профессий.

Все это отражается в наших обновлениях.

– Каких результатов вы ожидаете от использования платформы?

– Мы считаем, что такая платформа в любой стране, в том числе в России и Казахстане, даст возможность всем без исключения замотивированным школьникам полноценно реализовать свой потенциал и грамотно выстроить карьерный путь. Понятно, что не все подростки замотивированы. Но тем, кто захочет понять себя, узнать свои способности, раскрыть таланты, определить свой путь и двигаться к профессиональной мечте, мы поможем с надежной точностью. И в результате получим высококлассных профессионалов, любящих свое дело и уверенных в своем будущем! Профориентация – чем раньше, тем успешнее

Цифровая платформа “Профвыбор.KZ” – это совместный продукт нашего центра и ТОО “Нұр Бағдар”. Почему совместный? Потому что при всем сходстве языковых навыков мы столкнулись со значительной семантической разницей во владении русским языком в России и Казахстане.

Имеет место разница в понимании тех или иных вопросов у казахстанской и российской аудиторий. Эта грань тонкая, чуть уловимая, но наши дети говорят немного по-разному. Поэтому ТОО “Нұр Бағдар” активно адаптирует наши методики к своей аудитории, чтобы сделать их максимально эффективными, валидными и репрезентативными для жителей Казахстана. А казахоязычная версия перерабатывается еще более глубоко для того, чтобы включить в контекст вопросов понятные казахской аудитории пословицы и поговорки, названия имен собственных и прочее. Ее внедрение мы планируем начать с этого образовательного года.

Центр тестирования и развития “Гуманитарные технологии” создан в 1996 году на базе факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова под научным руководством доктора психологических наук профессора Александра ШМЕЛЕВА. Организация оказывает квалифицированную помощь в профессиональном выборе и становлении. И сейчас является одним из признанных лидеров на российском рынке в области профориентационной диагностики и карьерного консультирования, а также разработки инновационных технологий оценки и развития компетенций детей и молодежи. За время работы центра в нем прошли тестирование, развивающие тренинги и получили консультации более 10 миллионов человек.Сейчас центр проводит регулярные исследования востребованности специальностей, среди которых определяются наиболее перспективные профессии ближайшего будущего.

АЛМАТЫ