Опубликовано: 380

Как тратились и приумножались казенные финансы в 2017 году в Казахстане

Как тратились и приумножались казенные финансы в 2017 году в Казахстане

Главная тема прошедшей недели в парламенте – деньги. В один день правительство и Счетный комитет отчитались о том, как тратились и приумножались казенные финансы в 2017 году, сначала перед сенаторами, а потом и перед мажилисменами.

Но и верхняя, и нижняя палаты парламента жестко раскритиковали деятельность казначеев. Оно и понятно: хотя бюджет и сошелся до тиынки в итоге, но во многом благодаря предусмотрительности крупного бизнеса, а не стараниям чиновников. Кстати, часть работы за последних, как выяснилось в мажилисе, в 2017-м выполнили иностранцы.

Добровольно-принудительно

Всякий отчет об исполнении бюджета прошлого года, корректировка текущего или составление нового сопровождается в парламенте бурным обсуждением. Вот и в этот раз, несмотря на то что в своем докладе министр финансов РК Бахыт СУЛТАНОВ гордо отрапортовал, что доходная часть бюджета превышена почти на один процент, а все прошлые замечания народных избранников учтены и направлены в работу, мажилисмены несколько часов критиковали казначеев.

– По данным Счетного комитета, перевыполнение плана по доходам республиканского бюджета достигнуто за счет поступивших в конце 2017 года налогов в счет будущих периодов. Как видим, ситуация не изменилась: доходная часть пополнилась не за счет улучшения налогового администрирования, как нам обещают уже много лет подряд, а в основном за счет перевыполнения плана по авансированию, штрафам, пени, взысканиям и так далее, – устало отметила депутат Татьяна ЯКОВЛЕВА.

Она задала министру уже традиционный вопрос о том, когда же минфин будет действительно работать с налогоплательщиками, стимулировать их выходить из тени и расширять налоговую базу.

По традиции Бахыт Султанов заверил, что эта работа ведется. А что касается досрочных платежей, так это, как сообщил министр, личная инициатива бизнесменов.

– В горнорудном секторе налогоплательщики стараются больше уплатить по НДПС, чтобы получить потом вычеты по корпоративному подоходному налогу, – объяснил он.

– Вас послушать – к вам толпами идут налогоплательщики, которые забросали вас заявлениями об авансировании. Как в том анекдоте: “Возьмите с меня налоги в счет будущего урожая”. Вы понимаете, что говорите? Надо прекращать эту практику! Вы сейчас заговорили о горнорудной промышленности. Так вот, во время обсуждения отчета Счетного комитета Ассоциация горнорудная как раз и подняла вопрос о том, что вы балуетесь, что вы обескровили сегодня эту отрасль вот таким авансированием, – не сдержался спикер мажилиса Нурлан НИГМАТУЛИН.

По сути, именно за счет авансовых платежей и сформированы “красивые” показатели бюджета. 82,2 миллиарда тенге принесли в казну дальновидные бизнесмены в последней декаде 2017 года. Самый консервативный бюджет: почему в 2018-м доходы сократятся на триллион тенге

– Вы забираете у предприятий их оборотные средства, забираете налоги с несуществующих объемов и неосуществленных продаж. Вы же тем самым обескровили крупные предприятия. Но зато добились стопроцентного показателя по доходной части бюджета, – возмутился Нурлан Нигматулин.

Чтобы прекратить эту практику и заставить сборщиков налогов работать с мелким бизнесом, спикер мажилиса попросил вице-премьера РК Аскара МАМИНА издать нормативно-правовой акт, запрещающий авансовые платежи.

Заграница не поможет

Другой вопрос, который также не оставил спикера мажилиса равнодушным, – это траты на иностранных консультантов. Согласно отчету главы Счетного комитета РК Натальи ГОДУНОВОЙ, порядок деятельности и оплаты труда иностранных консультантов вызывает множество вопросов.

В среднем их услуги обходятся в 3–4 раза дороже, чем отечественных, но есть и вовсе заоблачные цифры:

– К примеру, имеют место исследования с идентичными целями и предметом изучения с разницей в стоимости более чем в 60 раз – 5,312 миллиона тенге. Основная причина – отсутствие единых подходов к ценообразованию проводимых исследований, – сообщила она.

Чтобы раз и навсегда решить проблему, Счетный комитет предлагает создать отдельный госорган, который будет централизованно закупать услуги иностранных специалистов и разработает понятную зарплатную сетку и схему контроля качества услуг.

Пока же на зарплату иностранным специалистам тратятся даже те деньги, которые были взяты в долг за границей.

Как объяснил Бахыт Султанов, наши спецы, даже отучившись по “Болашаку”, зачастую не могут провести международную финансовую экспертизу и прочие важные для развития страны исследования.

Признав, что большинство иностранных займов действительно были направлены на строительство систем водоснабжения, улучшение материальных баз школ и больниц, а также на другие нужды страны, спикер мажилиса все же отметил и весьма сомнительные траты кредитных денег. Кем и как "сливаются" миллиарды тенге из государственного бюджета

– Есть примеры, когда заемные средства тратились на прямые функциональные обязанности министерства. Вот, в отчете Счетного комитета указано: “Средства займа минфина были направлены на реформирование налогового администрирования”.

Но расходовались на разработку показателей эффективности работы департаментов и сотрудников МФ – 14 процентов займа.

Зачем вам для этого привлекать специалистов из США или Европейского союза? Ну лучше вас лично, Бахыт Турлыханович, работу подчиненных кто оценит? На проведение полиграфологического исследования сотрудников минфина. Я так понимаю, это служба госдоходов. Но у нас есть такие службы в правоохранительных органах. Почему бы ими не воспользоваться? – возмутился прочитанным в правительственных отчетах Нурлан Нигматулин.

Он уверен, что казахстанские чиновники в состоянии и разработать показатели эффективности своей же деятельности, и организовать “круглые столы” с конференциями.

Между тем, как отметила депутат Гульжана КАРАГУСОВА, несмотря на обилие иностранных консультантов, часть важной работы проведена не была. В частности, речь идет о глобальном индексе конкурентоспособности ВЭФ.

В последние годы Казахстан сильно “просел” в этом рейтинге, но во многом – из-за того, что никто своевременно не адаптировал требования ГИК к казахстанским реалиям.

– Эти индикаторы были просто переведены с английского и раскиданы по министерствам, но не проанализированы. В результате многие из этих показателей априори выполнены быть не могут. Например, у министерства по инвестициям и развитию есть индикатор “доля работников промышленных предприятий, прошедших обучение по повышению компьютерной грамотности”. Как министерство может выполнить этот показатель, если все предприятия частные? – недоумевает Гульжана Карагусова.

При этом, как напомнила депутат, место в рейтинге ГИК – это не просто удовлетворение амбиций страны, это ориентир для иностранных инвесторов и существенное звено в цепочке ценообразования иностранного займа для всей страны. Рецепт большого рейтинга

Личная ответственность за казенные деньги

Были у депутатов и другие вопросы. Так, например, по данным Азата ПЕРУАШЕВА, слабо ведется работа по взысканию налоговых задолженностей с лжепредприятий, а, как отметил Айкын КОНУРОВ, несмотря на все разговоры, судя по статьям дохода бюджета, от сырьевой экономики нам далеко уйти не удалось.

И в очередной раз депутаты упрекнули кабмин в некачественном планировании. Ведь за год бюджет корректировался несколько раз и только благодаря тем корректировкам в итоге сошелся.

Вызывают вопросы траты квазигосударственного сектора и еще больше – различных РГП, ведь, по данным Счетного комитета, за 2017 год их доходы сократились на 6 миллиардов тенге, а расходы выросли по сравнению с предыдущими показателями.

Чтобы навести порядок в этой сфере, Наталья Годунова в очередной раз предложила закрепить в госхолдингах финансирование на принципах бюджетирования или вовсе выдавать деньги в рамках государственного кредитования.

– Для профилактики безрезультативных экономических решений администраторами бюджетных программ считаем целесообразным введение понятия “экономические потери государства”, – также выступила с инициативой она.

К слову, сумма неэффективно потраченных денег, по данным Счетного комитета, в 2017 году выросла в два раза по сравнению с 2016-м, а потери от некачественного налогового администрирования составили 6,5 миллиарда тенге.

Астана

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи