Опубликовано: 600

Как Павлодар оказался в транспортном заточении

Как Павлодар оказался в транспортном заточении Фото - Тахир САСЫКОВ

На севере страны в ущемленном положении оказались граждане двух категорий: те, кто часто летает “по делам” на самолетах, и те, кто пользуется городским общественным транспортом. Авиакомпании ссылаются на малую загрузку пассажирами, дорогое топливо и отказываются от маршрутов в Павлодар.

С весны прошлого года нет международных сезонных рейсов в Москву и Минск, попытки организовать перелеты в приграничные российские регионы, Новосибирск и Омск, заканчиваются провалами.

На бумаге красуются разработанные маршруты на запад страны. Закрылось направление и на Нур-Султан. Даже на фоне других региональных аэропортов положение этой воздушной гавани представляется бедственным. Особенно если вспомнить, что она способна принимать десятки самолетов ежесуточно, что и происходило во времена СССР. Сейчас же павлодарское табло с расписанием авиарейсов – самое невзрачное в стране.

Из промышленного центра самолеты отправляются по 2 направлениям: ежедневно – в Алматы, и трижды в неделю – в Туркестан.

Желающим отправиться по другим городам и весям остается стыковать рейсы в этих городах или добираться до столицы нашей родины и по железной дороге, и по автобану – всего-то 440 км! Но на электричку билеты достаются не всем желающим, а зимой по зачастую заметенной автомобильной трассе, согласитесь, не всегда безопасно. Однако альтернативы нет, и все это прекрасно понимают.

Жители областного центра, передвигающиеся на автобусах и маршрутках, пока без транспорта не остались, но ситуация крайне напряженная. Люди уже стоят подолгу на остановках, мерзнут, набиваются в часы пик в автобусы и маршрутки, невзирая на опасность подхватить коронавирус.

Фирмы-перевозчики срывают графики, объясняя происходящее нерентабельностью бизнеса. Подорожало до 315–320 тенге дизельное топливо, выросли в цене и запчасти, из-за пандемии треть водителей бросили работу.

При этом тариф не меняется несколько лет и составляет 80 тенге. Кроме того, среди пассажиров – 16 льготных категорий граждан, которые ездят со скидкой или бесплатно, что сказывается на заработке водителей и кондукторов. Компенсацию выделяют из бюджета, однако и здесь без сложностей не обходится. Автопарки регулярно заявляют, что этих средств недостаточно. В ответ акимат указывает на отсутствие электронного билетирования, без которого не получить объективных данных о пассажиропотоке.

В осеннем обострении хронических болезней транспортной отрасли удивительного ничего нет. Когнитивный диссонанс вызывает реакция властей на эти события. В первом случае переговоры о возобновлении авиарейсов и организации новых маршрутов ведутся с пиететом. Письма с просьбами и предложениями управление пассажирского транспорта и автодорог Павлодарской области направляет в комитет транспорта МИИР РК и самим авиакомпаниям. Как сообщила заместитель руководителя управления Диана МУХАНОВА, пишут не первый раз. Судя по всему, у воздушных перевозчиков разговор короткий: нет рентабельности, нет субсидий – нет и полетов. Подождут, когда поддержка появится.

Спорить с законами рынка невозможно, скажете вы, и будете неправы. Потому что во втором случае акимат Павлодара безапелляционно утверждает, что общественный транспорт должен и будет работать, как прежде. И для этого не надо повышать тариф. Говорят, что всё изменится в ближайшие месяцы, когда система электронной оплаты, наконец, будет запущена. Сами перевозчики в таком скором разрешении проблемы далеко не уверены и говорят, что до лучших времен доживут не все. Не первый год грозят подать иск в суд на акимат и рассказать о своих обидах в столице. Тычут в Правила перевозок пассажиров и багажа, позволяющие регулировать размер платы за проезд в зависимости от затрат на топливо. Но при этом ничего не меняют. Словно есть у чиновников секретная кнопка, заставляющая транспортные фирмы тянуть свою лямку.

Зато на всю страну можно объявить – в Павлодаре больше всего категорий пассажиров, пользующихся льготами за проезд! Только кому от этого лучше?

Пройдет время, минтранском посодействует в организации субсидируемых авиарейсов, и вновь полетят северяне, в том числе чиновники, по своим важным делам. Авиакомпании, защищенные от убытков, перенесут их на юг и запад с удовольствием. А пассажиры общественного транспорта, которых несоизмеримо больше, будут, как и прежде, простаивать на остановках, проклиная всё и вся. Перевозчики будут разводить немощными руками, а чиновники держать их в узде. Ничего личного – просто социальный вопрос!

Павлодар

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи