Опубликовано: 310

Как обезопаситься от думскроллинга и не сойти с ума

Как обезопаситься от думскроллинга и не сойти с ума

Вы заметили, как из всей лавины информации большинство людей выбирает именно ту, в которой больше всего негатива? Война, пандемия, насилие, убийства, разрушения, кто-то лишился рассудка, другой на грани… Что за феномен такой – думскроллинг? Откуда появился и как с ним быть? Животрепещущую тему обсуждаем с психологом Артуром ЖУМАШЕВЫМ.

– Глубокая ночь, слипаются веки, но оторваться от новостной ленты в смартфоне нет сил, – обрисовывает типичную ситуацию психолог. – Причем вы выбираете в ней именно самые тревожные сообщения. Кажется, минута-другая и вы ляжете спать… Но время ускользает незаметно. И от изнеможения вы проваливаетесь в сон только к рассвету. А утром с воспаленными от недосыпа глазами мчитесь по делам.

Продолжается такое не день и не два, а с тех пор, как с помощью своего смартфона вы подключились к всемогущему Интернету. Большинство людей проблемы в этом не видят. Но со временем накапливается усталость, проявляется неодолимое чувство тревоги, непонятные головные боли, ноет спина… И всё в том же духе.

Doomscrolling дословно – “гибельная прокрутка”, или болезненное погружение в новостную ленту, где преобладают плохие события. Сложная гамма чувств и переживаний порождает это явление. А эффект один – психологический дискомфорт, ощущение тупика без перспектив. Тем не менее залипание на плохих новостях уже вышло на 2-е место после переписок в личных чатах. Как наркотик, оно действует на подсознание, и избавиться от него многие не в силах.

Перестань листать ленту и ложись спать!

Сам термин впервые появился незадолго до пандемии коронавируса в сети Twitter. Писательница и журналист Карен Хо стала выкладывать для себя и своих подписчиков ежедневное напоминание: “Перестань листать ленту и ложись спать”. Это помогало вовремя “очнуться” и выйти из социальной сети. Но по-настоящему популярным он стал в самый разгар пандемии COVID-19, когда новости и фейки переполнили Интернет, тревога людей разрослась до невероятных размеров, и Оксфордский словарь объявил “думскроллинг” словом 2020 года!

– Психологи утверждают, что в основе явления лежит базовая потребность нашего организма в безопасности, – поясняет Артур Жумашев. – А корни его уходят в доисторические времена, когда предки, жившие в экстремально опасных условиях, всюду искали источники угрозы. Тогда это помогало людям выжить. Только сейчас это превратилось в причину хронического стресса. Когда человек видит плохую новость, он желает получить максимум информации в деталях. Инстинкт самосохранения и страх пропустить важные сообщения заставляют его искать ответы на вопросы: что произошло? Как это коснется конкретно его? Как подготовиться к потенциальной угрозе? Действует принцип: “Предупрежден – значит вооружен”.

Но в наше время это создает лишь иллюзию контроля над ситуацией. С таким явлением мы уже столкнулись во время ковид-пандемии, когда в непрерывном потоке фейков и реальных новостей было трудно что-либо понять и сориентироваться. По факту тогда многие стали испытывать повышенную тревожность, панические атаки, бессонницу и даже впадали в депрессию.

Выдуманная реальность

– Однажды коллега на одной из профессиональных конференций поделилась случаем из своей практики, – продолжает рассказ психолог. – На консультацию к ней родители привели несовершеннолетнюю дочь, на руках которой время от времени они стали замечать порезы. Поначалу дочь оправдывалась, мол, это царапины от веток дерева, за которое она зацепилась, гуляя в парке. Но когда таких ран становилось всё больше, родители встревожились и обратились за помощью.

Специалист выяснила, что из-за новостей о пандемии и гибели людей от коронавируса в сознании у девушки зародился сильный страх, что и ее постигнет та же участь – мучительная смерть от этой болезни. И она избрала, как ей казалось, “более легкий путь” – стала резать свое тело, как бы потихоньку убивая себя. Предположила, что это будет не так мучительно больно, как смерть от вируса...

 

Конечно, проработка состояния девочки требовала немалых усилий. А причина, на взгляд психолога, скрывалась в том, что в ее семье было не принято поддерживать друг друга эмоционально, разговаривать по душам, делиться переживаниями. Каждый варился в своем соку. Психолог и стала той самой поддержкой для неокрепшей психики девочки. И та постепенно возвращалась к реальности.

– А в своей практике я наблюдал молодого человека, который, зачитываясь новостями, избегал решения собственных насущных проблем, – говорит Артур Жумашев. – День он начинал со сводок большого количества новостных сайтов и каналов, информировавших о военных действиях, убийствах, катастрофах. И так проходило всё остальное его рабочее время. В конце концов, он стал агрессивным и раздражительным, часто срывался на коллег, близких и родных. А на консультации в отчаянии произнес: “Больше я так не могу!”.

Мы стали разбирать детали его состояния: что дают ему эти новости, о чем он думает, что испытывает при этом? Выяснили: ничего, кроме чувства тревоги. Но это то, что доступно в его сознательной части. А, как мы знаем, у нас есть еще и бессознательный уровень. И работа с этим бессознательным – тонкая, ювелирная, требующая много сил и терпения, потому что необходимо рассматривать его жизнь по кадрам, как киноленту. Мы выяснили, что его родители были очень неблагополучны. Отец пил, избивал мать. Их ссоры часто доходили до драк. Ребенку было сложно это выносить, и он научился избегать реальности. Часто уходил в себя, закрывался в своей комнате и взахлеб читал книги, предпочитая именно страшные истории.

Его психика запомнила данный опыт, и, когда в жизни наступала очередная катастрофа, он спасался чтением ужасающих повествований. Он видел в них спасение, поскольку в детстве, как ему казалось, это помогло.

К сожалению, во взрослом состоянии от этого молодой человек стал терять качество жизни, неизменно создавая себе тревожное состояние, которое выливалось в психосоматические заболевания. А после одного из завершающих сеансов я поинтересовался, что же катастрофического в его жизни сейчас? Он ответил, что недавно похоронил мать и не может справиться с чувством потерянности и одиночества. Так что теперь нам предстоит новый виток терапии и работы с его психикой.

Жизнь – не новостная лента

Из теории о психосоматике мы знаем: любой психологический дискомфорт порождает физические недомогания в организме человека. Если обратиться к таблице болезней и исцеляющих аффирмаций Луизы Хей, автора книг по популярной психологии, то тревожные состояния порождают массу проблем. Среди них болезнь Альцгеймера, цистит, пониженный уровень сахара в крови, болезни надпочечников, нижней части спины, энтероколит (воспаление тонкого и толстого кишечника)... Возможно, теория спорная, но желающие могут понаблюдать за таким влиянием негатива на собственное тело во времени.

– Пока статистики, какой процент людей на планете подвержен думскроллингу, нет, – рассказывает психолог. – Если верить исследованиям, к нему наиболее склонны люди, страдающие тревожными расстройствами, будь то панические, посттравматические или обсессивно-компульсивные (навязчивые мысли, приводящие к насильственным действиям). То есть чем больше мы беспокоимся, тем больше пытаемся контролировать окружающую среду и людей вокруг. В результате формируется ложное представление, будто информированность нам помогает. На деле получаем еще больше беспокойства и страха. Читая плохие новости в Интернете, мы теряем счет времени, не осознавая при этом: зачем, с какой целью. Но жизнь – не новостная лента. Получается, вместо сбора информации, которая призвана успокоить и подарить ощущение контроля над окружающей средой, мы получаем гигантские дозы негатива.

Январские события в Алматы и связанное с ними отключение Интернета ярко продемонстрировали, как сложно человеку остаться без информации, – говорит Жумашев. – Многие буквально метались в поисках хоть каких-то новостей. Помню, как соседи во дворе перебирали все возможные причины произошедшего. Каждому было важно объяснить себе, что происходит и что он способен с этим делать. Тревога стала спадать, только когда восстановилась связь, открылись доступы к сайтам и появилась возможность хоть с кем-то обменяться новостями.
На уровне коллективного бессознательного психика “запомнила”, что, владея негативной информацией, можно выжить. Но это иллюзия, поскольку залипание на негативе пагубно повлияло на аппетит, сон, работу, общее самочувствие и интерес к жизни. Реально выйти из такого бега по кругу можно, лишь ограничив входящий поток новостей и количество их источников. Это то, что в действительности может контролировать человек.

Главная рекомендация

– Но люди всегда стремятся делиться друг с другом негативом. Может, для того, чтобы блеснуть своей осведомленностью? Или ощутить, что у самих не всё так плохо, как у других?

– Возможно. Есть крылатая фраза Ротшильда: “Кто владеет информацией – тот владеет миром”. Мне кажется, это уже стало не просто афоризмом, а своего рода психологической установкой, и многие благодаря ей на бессознательном уровне чувствуют свою значимость или превосходство на другими, мол: “Видишь, как много я знаю? Значит, я важный и значимый!”. А в общем, люди всегда и во всем стремятся конкурировать. Если человек из новостей узнает, что где-то наводнение, массовые забастовки или война, то на фоне этого проблемы в его стране кажутся довольно незначительными. Это тешит его эго.

– А может, виной тому не очень добросовестное отношение СМИ, раздувающих любое событие до уровня шока, чтобы повысить кликбейтность и рейтинг? В таком случае психологические проблемы потребителей их контента им даже на руку?

– Я бы сказал так: спрос рождает предложение. Медиа отвечают на потребности читателя и зрителя. А люди жаждут шокирующих новостей. Опять же, причина, возможно, и в том, что плохие новости отвлекают людей от собственных проблем. Психологи, консультирующие семьи, знают, как пара может наброситься на специалиста, если тот напрямую укажет на источник их проблем. Ибо признать собственные ошибки бывает нелегко. Для психики человека кажется более безопасным найти вину и причину во внешних факторах, чем у себя.

– Думскроллинг мешает жить огромному числу пользователей. Как же избавиться от этой мании и тревожных состояний, которые ухудшают здоровье и благополучие человека?

– Первое. Одна из главных, на мой взгляд, рекомендаций – сократить количество времени, отведенного для чтения новостей. Допустим, не более 15 минут через каждые 2 часа. Затем не более 10 минут через каждые 3–4 часа. В этом поможет только техника.

Второе. Стараться не читать новости после пробуждения, перед сном или перед приемом пищи. И точно не включать их во время еды! Ведь с пищей мы проглатываем и весь негатив, а еда в такой момент точно становится неполезной!

Третье. Для собственного просмотра лучше оставить только 2–3 достоверных канала и избавиться от тех, что сулят лишь криминальные и негативные сводки.

И четвертое – надо понять, что любую патологическую зависимость можно заменить на менее опасную. К примеру, людям с алкогольной зависимостью в процессе лечения предлагают вместо алкоголя есть сладкое. Согласен, не очень полезно, зато можно победить худшее зло. А зависимость от чтения плохих новостей – попробовать заменить, скажем, прогулкой, нейтральной игрой в телефоне, ведением своего блога. Многое зависит от вашего желания.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи