Опубликовано: 6900

История СЭЗ "Астана": когда выгодно зарабатывать не на доходах, а на госрасходах

История СЭЗ "Астана": когда выгодно зарабатывать не на доходах, а на госрасходах Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

Принятый в 1996 году Закон о специальных экономических зонах дал старт разворачивающемуся на протяжении 22 лет действу, которое мы назовем “История Кеспебая”.

История реформ казахстанской экономики с некоторых пор стала сильно смахивать на мыльную оперу, и эта схожесть связана не столько с их многосерийностью, сколько с сюжетом, согласно которому героиня обязательно теряет либо память, либо ребенка. В нашем случае в роли главного героя выступает, конечно же, правительство, которое с завидным постоянством теряет то бюджетные деньги, то построенные на них школы и больницы, то логику своих действий.

Ярким примером такой “забывчивости” и нелогичности может служить хронология создания в Казахстане специальных экономических зон, коих на сегодняшний день насчитывается 11 штук.

Некоторые из них, например, СЭЗ “Онтустик”, уже не один год радует казахстанцев своей продукцией, не забывая при этом периодически оскандаливаться. Как хорошая свадьба не обходится без драки, так и функционирующие на бюджетные деньги структуры не обходятся сегодня без скандалов. Это уже реальность.

И глава государства, и председатель кабинета министров неоднократно распекали своих подчиненных за низкую эффективность работы СЭЗ Казахстана.

“Их у нас сейчас 11, уже выделено 283 миллиарда тенге. Акимы областей продолжают забрасывать нас бумагами с просьбой создать новые СЭЗ. Пусть правительство критически рассмотрит (ситуацию) по уже существующим – что они дали и где. И пока не разберемся, никаких новых СЭЗ не создавать”, – говорил Президент.

“Если мы сейчас посмотрим все наши бумаги, по докладам видно, что местные исполнительные органы больше заинтересованы в получении из республиканского бюджета денег на инфраструктуру, все остальное их мало интересует", – отмечал премьер-министр.

Однако у подчиненных, судя по всему, выработался стойкий иммунитет к критике руководства, ибо ничего другого, кроме посыпания своих голов пеплом и очередного изменения законодательства, предложить они не в состоянии.

Судите сами, 22 года длится эта эпопея, а сменяющие друг друга министры продолжают жаловаться на несовершенство инвестиционного и налогового законодательства, препятствия в Земельном кодексе и отсутствие перспективных бизнес-проектов, словно все это не является продуктом их же труда, ведь не из параллельного же мира “завезены” в Казахстан все эти несовершенства.

Законодательство вообще превратилось в “мальчика для битья”, которого, словно пешку в шахматной партии, всегда приносят в жертву.

Лапша небыстрого приготовления

“Кеспебай” – это название лапши быстрого приготовления, которую производит размещенное на территории СЭЗ “Астана – новый город” некое ТОО “КПК “KazBrand”. Согласно опубликованным на сайте МИР РК сведениям об участниках специальных экономических зон по состоянию на 18.06.2018 года, впервые данное предприятие было зарегистрировано в качестве участника СЭЗ еще в 2011 году, однако презентовало свою продукцию казахстанскому потребителю лишь в 2017-м и до сих пор испытывает трудности с ее сбытом. То есть 6 лет понадобилось не самой наукоемкой и откровенно не инновационной компании для того, чтобы произвести свою продукцию и выйти на местный рынок. Сколько денег потерял Казахстан на свободных экономических зонах

Странный факт, особенно потому, что Казахстан создал уникальные по своей привлекательности условия для поддержки предпринимательской инициативы, а территории СЭЗ должны были стать буквально теплицами для взращивания отечественных производителей в приоритетных отраслях экономики.

Освобождение от уплаты КПН, земельного налога, налога на имущество и от НДС при реализации на территории СЭЗ товаров, потребляемых в процессе производства,– вот неполный перечень послаб-лений, которые предоставлены государством для стимулирования отечественных производителей товаров и услуг.

Чего же не хватает нашему “Кеспебаю”?

Аттракцион неслыханной щедрости

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо более тщательно рассмотреть перечень предприятий, зарегистрированных в СЭЗ “Астана – новый город”. Согласно информации МИР РК по состоянию на июнь текущего года, на ее территории зарегистрировано 154 предприятия, это 31 процент от общего количества зарегистрированных в специальных экономических зонах.

Примечательно то, что 94 из них (61 процент) – это предприятия строительной отрасли, которые возводят торгово-развлекательные, административные и жилые комплексы в городе Астане, в том числе элитные, например, VIP-городок “Saranda”, МЖК “Городской романс”, МЖК “Park Avenue Exclusive”, МЖК “Золотая миля” и другие.

Этот факт примечателен потому, что, во-первых, изначально идеология СЭЗ не подразумевала поддержку компаний, работающих в высокодоходных отраслях экономики, коей, безусловно, является строительная отрасль, и именно поэтому строительство и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, административных и жилых комплексов не были включены в утвержденный указом Президента от 29 июня 2001 года № 645 перечень приоритетных для СЭЗ “Астана – новый город” видов деятельности. Изменения в перечень были внесены позднее, а первая строительная компания зарегистрировалась на территории СЭЗ лишь спустя 10 лет после ее создания, а именно – в декабре 2011 года.

Во-вторых, неизвестно по какой причине включив строительство и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, административных и жилых комплексов в приоритетные для СЭЗ виды деятельности, государство лишило себя изрядной порции налоговых поступлений. На фоне снижения доходов, поступающих в бюджет от предприятий сырьевого сектора, этот шаг выглядит, мягко говоря, странным.

Больше того, управлением государственных доходов за 6 месяцев 2018 года в СЭЗ “Астана – новый город" установлены нарушения, которые привели к неуплате налогов в бюджет в сумме 257 миллионов тенге, и это при том, что в УГД зарегистрированы участники СЭЗ “Астана – новый город”, которые освобождаются от уплаты налогов согласно налоговому законодательству.

В-третьих, странным образом в перечне МИР РК в качестве компаний-застройщиков значатся малоизвестные ТОО, однако на сайтах, рекламирующих и продающих квартиры в возведенных указанными компаниями жилых комплексах, в качестве застройщиков фигурируют крупнейшие казахстанские компании, такие как “BAZIS-A” или “MABETEX GROUP”.

И наконец, в-четвертых. По никому не известной причине, предоставленные государством преференции и льготы никак не отразились на рыночной цене квадратного метра жилья в этих жилых комплексах. Парадокс…

Странности функционирования СЭЗ “Астана – новый город” не ограничиваются неслыханной щедростью в отношении строительных компаний, есть и другие.

Например, присутствие в списке зарегистрированных на территории СЭЗ компаний производителя чая ТОО “Аврора-НС”, собственники которого умудряются одновременно с этим участвовать в тендере на поставку сахара для “Эйр Астаны” и владеть рестораном “Тифлис”.

К слову, о произведенном данным ТОО чае или сахаре казахстанцы пока и не слыхивали.

К числу странностей СЭЗ “Астана – новый город” можно отнести и ТОО “Еврокоптер Казахстан инжиниринг”, созданном в 2011 году для производства вертолетов, которое за два последних года ничем примечательным, кроме обслуживания техники и обучения пилотов, не отметилось.

Весьма любопытным кажется и ТОО “Астана-Жиһаз фабрикасы”, не порадовавшее широкий круг казахстанцев своей продукцией и специализирующееся главным образом на участии в объявляемых государственными структурами тендерах.

Слон, который снова родил мышь?

На фоне всех этих интересностей наш “Кеспебай” выглядит отлученным от праздника жизни бедным родственником, которому, вероятно, придется еще долго прорываться в число успешных компаний, ибо руки увлеченного “совершенствованием законодательства” правительства вряд ли дойдут до решения важных для него проблем. Например, проблемы выхода на отечественные и зарубежные рынки, до которых, к слову, дойти не так просто, как может показаться не изуродованному бизнесовым опытом чиновнику или управленцу какой-нибудь СЭЗ.

Возможно, что все наблюдающиеся в деятельности СЭЗ промахи и нелепости связаны именно с отсутствием опыта создания бизнес-структур у большинства их руководителей, и в этой связи заявления премьер-министра о необходимости привлечения к управлению ими иностранных менеджеров кажутся вполне логичными. Почему свободные экономические зоны в Казахстане не привлекают предпринимателей?

В феврале текущего года Женис Касымбек заявил о том, что деятельность СЭЗ будет откорректирована, а часть инструментов государственной поддержки переориентирована на цифровизацию экономики.

Это значит, что из-за неспособности чиновничьего аппарата довести до конца начатые когда-то реформы пострадают рядовые казахстанские предприниматели, которые так и не дождутся “пряников” с барского стола, поскольку все самое “вкусное” уже пущено на откорм и без того крупных компаний. И для кого в таком случае был развернут весь этот растянувшийся на два десятилетия сериал?

Вопросов много, и каждый думающий человек, ознакомившись со списком участников казахстанских СЭЗ, обнаружит для себя огромный пласт информации к размышлению.

О том, например, по какой такой причине за весь период их существования зарегистрировано всего лишь 487 участников, то есть в среднем по 22 участника в год? Или о том, что создание каждого из них обошлось государству в 581 миллион тенге?

Не проще ли было отдать эти деньги напрямую конечному получателю, минуя отягощенную замедленным метаболизмом “индустриально-инновационную инфраструктуру”, тем более что вложенные в создание СЭЗ средства вряд ли вернутся в государственную казну?

И еще один вопрос просто обязан возникнуть в умах думающих людей: кто будет отвечать за всё не сделанное за годы существования специальных экономических зон?

Однако этот вопрос, скорее всего, останется без ответа, ибо не случайно же герои всех известных сериалов периодически теряют память…

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи