Опубликовано: 400

Ищу порядочного ЧСИ

Ищу порядочного ЧСИ

В заголовок мной вынесен самый частый пост в Интернете, за исключением тех, где должники, взыскатели и их представители недоумевают по поводу размера аппетита судебников.

Прежде всего о тех, с кем распрощаться нужно сразу. Эта публика обязательно просит закинуть на счет аванс, а вернуть эти деньги при проблемном должнике почти невозможно, поэтому лучше не связываться. Обязательно изучите рейтинг частных судебных исполнителей вашего региона. База данных с оценками деятельности размещается на сайте aisoip.adilet.gov.kz, раздел “Для граждан”.

Скажем откровенно: достоверность оценок проверить сложно, но у вас будет возможность увидеть претендента на ваш исполнительный лист и сделать какие-то выводы. А дальше – звонить, беседовать и искать. Порядочные ЧСИ существуют, мне самой доводилось обратиться к одной из них. Правда, понятие порядочности у нас и у судебников, думаю, различается. К примеру, мне сразу было сказано, что, если после проверки базы пенсионного фонда выяснится, что ежемесячных платежей, читай – зарплаты, у должника нет, исполнительный лист тут же вернут, и идите с ним куда хотите, возиться никто не собирается. Мне подобная прямолинейность нравится, вам – не знаю. Результат был ожидаемым и положительным, поэтому всё закончилось для меня и ЧСИ хорошо: она получила оплату за свою деятельность, мне вернулся долг.

Чужие грехи

Вторую неделю мне обрывают телефон коллекторы – они подозревают меня в связях с должником Ж. Мои объяснения, что мне сто лет, номер оформлен на меня официально, а мои знакомые – люди зрелые и добропорядочные, неприятную незнакомку, похоже, не устраивают. И день за днем она с разных номеров задает мне утром один и тот же вопрос: “Вам знаком Ж.?”. Понятно, что номера неумных коллекторов мной блокируются, а на ночь телефон отключается, но с этим было бы неплохо что-то кредиторам делать на стадии заключения договора. Сейчас проверить реальность номера просто – сбросил SMS с кодом из четырех цифр, если заемщик их указал при оформлении, то порядок, можно указывать его в договоре, если нет, то их хотят надуть, в кредите – отказать. Тогда не придется искать с собаками своих должников, и главное – остальная часть человечества сможет жить спокойно.

Чужой звонок

На примере своей истории мной показан принцип работы коллекторских контор по вышибанию долгов – неважно, кто снял трубку, если липовый номер указан в договоре, житья его владельцу не дадут. Уложились в часы и дни, определенные законом для звонков, и ладно. Логика странная и неэффективная, ведь не для того должник Ж. наврал, чтобы долг отдать, а для того, чтобы скрыться и ничего не возвращать. Не ошибусь, если окажется, что в этой коллекторской конторе разработана инструкция, обязывающая сделать такое-то количество звонков по номеру из договора. Ребятам тупо нужно отработать перед своим заказчиком-кредитором вознаграждение за хлопоты. Напомню, что государство совсем недавно занялось коллекторами, Закон “О коллекторской деятельности” был принят только в 2017 году, а последние поправки вносились в него чуть более месяца назад.

Добрый полицейский

Сейчас для должника процедура понуждения к возврату долга выглядит очень гуманно. Беспокоить его звонками могут только с 8 утра до 9 вечера, но не более трех раз за один день, и только в будние дни. Могут прийти и лично, но в те же часы и не чаще трех раз в неделю. Все контакты коллекторы обязаны сопровождать аудио- или видеозаписью, так что хамить заемщику сложно. Должник, к слову, также имеет право заснять происходящее на телефон. Коллекторам запрещено писать на стенах подъезда и двери должника разные гадости, мол, верни долг, сволочь! На языке юристов это называется: “…распространять сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию лица, с которым взаимодействует коллекторское агентство, либо разглашать сведения, которые могут причинить имущественный вред интересам данных лиц..." (статья 5. “Правила осуществления коллекторской деятельности”). Окна бить тоже не станут, запрет прописан в пункте ниже. Одним словом, вежливость – их всё.

Предел гуманности

В отношении должника предела гуманности нет. Все пляски вокруг него коллекторы выделывают исключительно в досудебном порядке. Мы как-то писали, что банкам не резон возиться с мелкими долгами, держать на зарплате орду менеджеров, которые должны будут обзванивать и уговаривать должников погасить долги. Поэтому на досудебном этапе они передают их коллекторским конторам, которые за вознаграждение делают всю “грязную” и затратную по времени работу. Видимо, в этом существует экономическая целесообразность, в противном случае должник шел бы в суд через пару недель после того, как ему банк выслал по указанному в договоре адресу досудебную претензию. Правда, из этой идиллии вываливается моя история, уверена, и многих других добропорядочных граждан этой страны, ни сном ни духом не ведающих о существовании должника Ж. и всех остальных букв алфавита, вместе взятых. Почему-то в законе нет запрета названивать лицам, не дававшим права использовать свои номера для контактов и чьи телефоны были придуманы заемщиками и намеренно указаны в договоре с целью ввести кредиторов в заблуждение. Это однозначное упущение, и порядок здесь нужно навести. Каникулы у депутатов скоро закончатся, будет что еще добавить в закон.

Теневые коллекторы

Даже не знаешь, как лучше к этой публике подойти. Начну с того, что все компании, специализирующиеся на оказании услуг по досудебному возврату долгов, обязаны по закону в своем названии указывать “Коллекторское агентство". Дальше можно писать хоть что: “Коллекторское агентство “Огонь”, “Коллекторское агентство “Долговая яма”, неважно – важно показать себя народу. Другое обязательство – быть зарегистрированным в реестре Агентства РК по регулированию финансового рынка и мониторингу. Нет регистрации – нет права работать. Между тем на рынке чужих долгов давно и успешно шустрят конторы, которые занимаются, в общем-то, тем же самым, но в названии упоминания о коллекторах нет, и у национального регулятора регистрироваться им тоже не надо. Однако они работают с долгами банков, их должниками и частными судебными исполнителями. Мы писали ранее, что финансовая сторона их взаимоотношений с банками – тайна за большой печатью, никто не спешит откровенничать. Известно только, что они получают долги по договору уступки, сами подают иски в суд, а затем передают решения судебным исполнителям. Вот в этой цепочке Закон “О коллекторской деятельности” уже не действует, поэтому взаимодействовать с этой публикой тяжело. По сути, ни один закон, регулирующий правила игры на рынке чужих долгов, на них не распространяется.

Серая схема

Придется процитировать еще один Закон “О банках и банковской деятельности”. Как оказалось, кому попало эти ребята долги не имеют право уступать. Список исключений, кому позволено:

  • “коллекторскому агентству;
  • банку;
  • организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций;
  • дочерней организации банка, приобретающей сомнительные и безнадежные активы родительского банка;
  • организации, специализирующейся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня;
  • специальной финансовой компании, созданной в соответствии с законодательством Республики Казахстан о проектном финансировании и секьюритизации, при сделке секьюритизации;
  • лицу, осуществляющему выкуп ипотечных займов…
  • специальному фонду развития частного предпринимательства…”.

Обратите внимание на “специализированные финансовые компании”. В моем случае такая получила договор уступки с моим банком-кредитором, а потом передала долг другой, уже обычному ТОО, только учредителем и директором там значился тот же гражданин, что и в головной – специализированной финансовой организации. Зачем это сделано? Чтобы уйти от требований и ограничений: товариществам (ТОО) хоть помидорами торгуй, хоть чужие долги взыскивай, неважно – банковское законодательство на них не действует. Местонахождение – неизвестно: если коллекторы по закону обязаны уведомить, что долг перешел к ним, эти – нет. За годы, пока тянулось дело, мне не пришла ни одна бумажка, подтвердившая, что ТОО “Бюро по работе с дебиторами” имеет право получить с меня долг банка, а заодно объяснить причину увеличения задолженности чуть не в три раза. Реальный адрес – неизвестен, только тот, что дают справочные службы в Интернете. Хотя долг погашен давным-давно, сведения в кредитное бюро не предоставлены, и вот таких больших и мелких пакостей – вагон. Очевидно, что схема мутная, но рабочая, и самое время депутатам и контролирующим финансовый рынок организациям навести порядок.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи