Опубликовано: 620

Геморрой: все проблемы пятой точки

Геморрой: все проблемы пятой точки

“Хранители ануса” – так ласково древние египтяне называли врачей-проктологов, спасавших от страданий и фараонов, и простой люд. Судя по дошедшим до нас древним манускриптам, наука эта зародилась задолго до нашей эры, хотя и сейчас не потеряла своей актуальности.

Деликатные проблемы диагностики и лечения наиболее распространенных болезней прямой кишки казахстанские врачи-колопроктологи обсуждали на недавней научно-практической конференции в Алматы. Судя по обилию вопросов к спикерам и развернувшейся дискуссии, накопленный опыт был обоюдно полезным.

– Почему нам нужны такие встречи? – комментирует событие председатель Союза врачей-колопроктологов, доктор медицинских наук, профессор Марат АБДУЛЛАЕВ. – Потому что за 2 года карантина, в связи с пандемией COVID-19, мы в какой-то мере потеряли связь с коллегами, перестали видеться, общаться. А поскольку я представляю уже старшее поколение врачей моей специальности, то и решил возродить обмен опытом, чтобы мы всегда оставались на связи, в развитии и имели возможность обратиться друг к другу за советом и помощью. Первая конференция в январе этого года собрала человек 20–25. Специалистов нашего направления не так много, и каждый из них – на вес золота в этой отрасли медицины.

Марат АБДУЛЛАЕВ

Марат АБДУЛЛАЕВ. Фото Нэли САДЫКОВОЙ

Из истории

Подобные традиции обмена опытом пришли к нам из глубины веков. Еще в V–IV веках до н.э. древние греки, посещавшие Египет, копировали там медицинские папирусы врачей-проктологов, чтобы внедрять их методы в свою практику. Среди первых медицинских манускриптов о лечении щепетильных анальных проблем – записи XIII–V веков до н.э., возникшие в Древнем Египте. Именно оттуда пришел к нам тот самый ласковый термин “хранитель ануса”. Он был запечатлен на 2 египетских стелах и обозначал именно эту почитаемую с древности профессию.

Эти памятники были обнаружены в начале ХХ века возле пирамид египетских фараонов. Вывод: профессия колопроктолога во все времена была одной из самых востребованных и почитаемых. Оно и понятно, обильные пиршества, малоподвижный образ жизни, особенно знати, а также жаркий климат порождали подобные проблемы у обитателей южных широт. Среди египетских папирусов в библиотеке крупнейшего британского коллекционера Альфреда Честера Битти, например, есть монография по лечению головных болей и болезней ануса, относящаяся к XIII веку до н.э. Своего рода символ наиболее частых проблем со здоровьем у людей того времени.

Интересно, что анус тогда считался не просто инструментом дефекации отработанного содержимого желудочно-кишечного тракта, но отдельным важным органом, от состояния которого зависит благополучие всего тела.

Современная статистика

Самая частая проблема среди болезней заднего прохода, толстой кишки и параректальной области сегодня – геморрой. Он поражает до 15 процентов населения. Это 140–150 пациентов на 1 000 человек в странах СНГ. Затем идет диагноз – анальная трещина – 20–23 случая на 1 000 человек. Реже встречаются острые и хронические формы парапроктита – 9–11 пациентов на 1 000 взрослых, полипы и другие доброкачественные заболевания всех отделов толстой кишки и заднего прохода – 3–5 случаев на 1 000 человек. Кредо профессора Абдуллаева

На минутку представим: 15 процентов взрослых людей, страдающих геморроем, это около 2 миллионов человек в нашей стране.

А значит, с каким же пиететом мы должны относиться к немногочисленной армии казахстанских колопроктологов, которые избавляют своих пациентов от стольких мучений! Однако и в нашем цивилизованном мире многие люди стесняются не только обсуждать проблемы, связанные с прямой кишкой, но даже и обращаться с ними к врачу. До тех пор, пока не прижмет…

Волшебные пальцы проктолога

Между тем врачи-колопроктологи – это специалисты, обладающие многими талантами. Кроме того, что у них прекрасная интуиция, логическое мышление и психологические навыки, о чувствительности их пальцев слагают легенды...

– На практике мы порой сталкиваемся с самыми интересными обстоятельствами, – рассказывает кандидат медицинских наук, врач-колопроктолог высшей категории Игорь ПОПОВ. – Однажды мои коллеги травматологи решили пошутить над нашей специализацией и попросили: “Никак не можем найти пулю в кисти человека, которого ранили из духового ружья. Рентген-снимок показывает инородное тело в ладони, а сам предмет не прощупывается. Вот вы, проктологи, обладаете феноменальной чувствительностью пальцев! Могли бы найти, где прячется пуля?”.

Разумеется, контактно пальцами я нащупал ее. Она застряла в глубине ткани межфасциального пространства ладони и была не видна при обычном осмотре. Затем в течение 5 минут хирурги освободили человека от этого инородного тела. А потом шутки в адрес проктологов прекратились…

Игорь ПОПОВ

Игорь ПОПОВ. Фото Нэли САДЫКОВОЙ

Удивительное в нашей практике не заканчивается никогда. Однажды к нам поступила пациентка с выраженными болями и отеками в области прямой кишки, распространяющимися на ягодицу. Провели анализы, УЗИ, другие обследования – подтвердилось наличие абсцесса (воспаление мягких тканей с последующим формированием в них гнойной полости) в перианальной области. Диагноз – парапроктит (гнойное воспаление околопрямокишечной клетчатки). В срочном порядке взяли пациентку на операцию, вскрыли абсцесс. Но после удаления содержимого из образовавшейся полости обнаружили плотные стенки в виде кисты. Поскольку пациентка всё еще находилась на наркозе, коллегиально решили сразу удалить и это кистозное образование, дабы исключить рецидив парапроктита. При этом обнаружили, что киста располагается вдоль прямой кишки и вдоль стенки влагалища по направлению к шейке матки. Размер 10х15 сантиметров. Когда благополучно убрали болезнетворную ткань, отправили ее на гистологическое исследование. И патологоанатом (специалист, изучающий изменения в органах и тканях) выдал феноменальное для нас заключение – фибромиома матки. Казуистический случай: фибромиома – доброкачественное новообразование, которое должно быть в матке, на деле оказалась сбоку от прямой кишки!

– А вот еще случай с хорошей регенерацией тканей. Поступила пациентка с жалобами на невозможность опорожнения кишечника, на ощущение препятствия. При обследовании в прямой кишке мы обнаружили инородное тело – марлевый тампон длиной около 40 сантиметров. Как он попал к ней в брюшную полость, пациентка объяснить не могла. А потом выяснилось, что 5 лет назад у нее было срочная операция по поводу гинекологической патологии. Вероятно, тогда он там и остался.

То, что тампон в течение 5 лет находился в ее организме, подтверждает, что в хирургии четко соблюдают все условия антисептики, поскольку никакого нагноения не произошло.

Конечно, это был недосмотр медперсонала. Но, самое интересное, что через 2 дня при проведении эндоскопического обследования мы увидели, как дефект после удаления инородного тела полностью закрылся. Это говорит о том, что далеко не все возможности человеческого организма еще изучены.

Всё взаимосвязано

Еще много врачебных хитростей, нововведений и особенностей колопроктологии обсуждали специалисты на этой конференции. Объектом споров стало, к примеру, частое применение лазерной коагуляции. Пошутили и над пациентами, которые, не зная специфики ее воздействия на живые ткани, часто просят врачей лечить их именно лазером.

Сейчас проктология, как и другие отрасли медицины, динамично развивается. Рутинным уже считается использование компьютерных томографов с с применением контрастных веществ для диагностики, операции с применением ультразвука, радиоволновых аппаратов, введение одноразовых сшивающих устройств, которые ускоряют как проведение самой операции, так и процессы регенерации тканей.

– В каждой профессии есть много интересного, – говорит доктор Попов, – но в медицине всё взаимосвязано. Мы вроде бы занимаемся патологиями толстого кишечника и промежности, но всегда имеем в виду связь болезней толстой кишки со всем желудочно-кишечным трактом.

Поэтому врач-колопроктолог должен иметь хорошие знания в гастроэнтерологии. Если у человека имеются проблемы в промежности, мы должны владеть еще основами гинекологии и уронефрологии. А по большому счету, вообще, любой врач должен быть еще и психологом, и терапевтом.

– Бич нашего времени – коронавирусная инфекция, – продолжает доктор Попов. – Бывает не только COVID-пневмония, то есть поражение дыхательных путей, поражаться могут и сосуды кишечника. Кишечная форма коронавируса проявляется температурой, болями в кишечнике, диареей вплоть до кровавого поноса. А если учесть, что при лечении КВИ часто применяются антибактериальные препараты, антикоагулянты, разжижающие кровь, дезагреганты, препятствующие тромбообразованию, всё это воздействует на слизистую ротовой полости, желудка, кишечника. Соответственно, при лечении COVID-19 врачи всегда должны учитывать воздействие этих препаратов.

Фото Нэли САДЫКОВОЙ

– В традициях наших великих предшественников, специалистов-колопроктологов прошлого, всегда были жаркие научные дискуссии, связанные с разными подходами к лечению, – подытоживает конференцию доктор Абдуллаев. – Именно в них рождалась истина. Потому и мы возродили такие встречи коллег для роста и совершенствования в своей профессии.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи