Есть ли будущее у “Болашака”: как живет алматинская барахолка в эпоху коронавируса - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
+2 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Есть ли будущее у “Болашака”: как живет алматинская барахолка в эпоху коронавируса

Есть ли будущее у “Болашака”: как живет алматинская барахолка в эпоху коронавируса

Трудно найти более важное “системообразующее предприятие” в стране, чем Алматинская барахолка. Она дает рабочие места тысячам людей не только в самом городе, где размещается, но и по всей стране, куда утекают оптовые реки товара. Сами люди называют ее кормилицей. Торговцы, грузчики, перевозчики, владельцы тележек, разносчики чая и обедов – это мир людей, которых государство называет самозанятыми. Они не просят ничего и сами обеспечивают себе ежедневный хлеб.

  • 15 Октября 2021
  • 3450
Фото - Caravan.kz

Никакие кризисы, пожары и даже пандемия не смогли уничтожить этот некогда клондайк народной экономики, где сегодня каждый день свой скудный доход “намывают” тяжелейшим трудом обычные работяги.

Жизнь изменилась, она стала дорогой, а челночный бизнес – низкорентабельным. Но он всё равно жив и продолжает работать в новых условиях.

Академия жизненных наук

– Я думала, что Алматинская барахолка вымерла в период карантина, – говорю таксисту.

– Нет, ее никакой вирус не возьмет, наоборот, там сейчас еще больше народа, вот увидите, – отвечает водитель, пытаясь прорваться через пробки у самых популярных рынков страны. Я выпрыгиваю из авто и бегу через потоки машин, как много лет назад, когда я тоже была частью этого мегапроекта – содержала свой маленький бутик на базарчике. Теперь приходится перепрыгивать через огромные плиты, разделяющие поток машин, барахолка стала “цивильной”, как говорят местные. Конечно же, я бегу на “Болашак” – символ эпохи, место, где выживала страна в трудные 90-е, где зарабатывались миллионы в благополучные годы начала 2000-х. Помню, раньше шутила с сестренкой: “Поехали за трусами в “академию наук”. Так мы называли барахолку, ведь после 90-х здесь стояли за прилавками профессора, ученые, преподаватели школ и вузов. Здесь, в толкучке, на полосатых баулах говорили о квантовой механике и решали сложнейшие уравнения – как выжить. У них получилось.

Сегодня на “Болашаке” только “свои”. Нулевой ряд – это как элита базарного сословия. Тут стоят воротилы, люди, ставшие долларовыми миллионерами в прошлые благополучные годы.

И аренда здесь самая дорогая. За контейнер могут просить около 600, а то и 800 тысяч в месяц. Здесь есть карта своих фартовых мест, где продажи льются рекой, и “углы застоя”, которые многие годы продавцы смолили “волшебным” адраспаном, чтобы отогнать злых духов и притянуть удачу. Получалось не у всех, были и те, кто прогорал, не выдерживал сложных кризисов.

Коронавирус победили

Пандемия ковида стала новым этапом для передела собственности на рядах барахолки. Многие в период затянувшегося карантина выставили бутики на продажу. Казалось, что этот удар барахолка не переживет. Но жизнь здесь снова бьет ключом, наперекор всем невзгодам.

На входе в “Будущее” – именно так переводится название рынка, сидит скукоженный над мобилой охранник, слева от него, между висящими калошами, тапками – бумага с предупреждением о злом коронавирусе, просьба надеть маску и пройти на ряды только после сверки статуса по QR-коду. Конечно же, этого никто не делает. В проход ломятся десятки людей, какой код, маски, дистанция? Здесь как будто возвращаешься в прошлое, когда мы не знали о тяжелых муках пандемии.

Шмыгающие, вечно хворающие продавцы: простуды здесь – профессиональное заболевание, люди стоят хоть и в контейнерах, но все-таки на улице. Но местные чихи не вызывают шока и желания метнуться на метр дистанции. Здесь страна по-прежнему живет плечом к плечу.

Признаюсь, я соскучилась по такой стране. И с удовольствием пишу этот репортаж, примеряя новинки сезона, болтая с торговками, как с родными. Наверное, нет более нежной руки, чем у продавца, поправляющего свой товар на наряженном покупателе, а еще он говорит тебе десятки комплиментов… И ты выходишь с покупкой, с ощущением, что этот мир принадлежит тебе и всё непременно получится. Об особой энергетике барахолки я не могу не написать. Я профессиональный шопоголик, признаюсь, что после хождения по бутикам торговых центров всегда испытываю опустошение и усталость, но даже если ты будешь рысачить весь день на барахолке, ты придешь заряженным на позитив и полным уверенности, что “прорвемся”. И вот я здесь, снова дышу этой энергией жизни.

− Как продажи? Сильно вас коронавирус “побил”? – спрашиваю продавца одного из бутиков.

– Нас бьют, а мы крепчаем, – улыбается женщина, – тяжело было. Думали, конец. Но научились работать по-новому.

И, действительно, цифровизация шагнула вперед здесь основательно. Теперь продавцы не мотаются за товаром в Турцию и Китай, да что уж, даже в соседнюю Киргизию не ездят. Это раньше по воскресеньям с “Сайрана” отправлялись автобусы со спальными местами, которые забивались под завязку торговцами. И я не раз бывала в этих шопинг-турах в Урумчи. Мой знакомый шутил: “Что, опять поедешь нюхать носки над пропастью?”. Так он называл эти путешествия челночников, когда все едут, лежа на полках, как селедки, по опасным серпантинам. Я помню ночные молитвы на казахском и русском, когда автобус, надев цепи на колеса, пробирается через самый опасный перевал в декабре по первому гололеду, забитый товаром под завязку. Весело было.

Теперь всё закупают через “WeChat”. Это подобие “WhatsApp”, но для бизнеса. Продавец демонстрирует мне, как ведет переговоры с партнером из Пекина.

– Вот сейчас нужно дозаказать зимний товар. Куртки, шубы. Зимние вещи будут намного дороже, – говорит он.

Почему растут цены?

На Алматинской барахолке резко подорожал товар, это аукнулось ростом цен на одежду и обувь по всей стране. Дело в том, что оптовый закуп для регионов в основном происходит в Алматы, с нулевых рядов “Болашака”. Мы спросили у оптовиков, почему такие аховые цены.

– Мы теперь возим товар из Пекина и Турции самолетами, не хотим рисковать, – рассказывает продавщица Гульзира. – У нас в начале осени застрял товар на границе, машины стояли почти месяц, мы попали тогда сильно, считай, потеряли целый сезон. Мы “осень” в этом году так и не продавали. А сейчас сразу резко похолодало, и нужна уже “зима”. Поэтому теперь, пусть и дорого выходит авиадоставка – 12 долларов за килограмм, но мы больше не хотим рисковать. Что такое – застрять товару сезонному почти на полгода? Это же деньги, которые должны быть в постоянном обороте, а мы их просто сейчас на склад положили. Они не будут работать до весны. Теперь в среднем в цене каждой куртки у нас дорожные расходы составляют 10−11 тысяч тенге.

Смотрю ассортимент. Куртки из Турции и Китая (Пекин) с натуральным мехом стоят от 40 тысяч и… до 120 тысяч тенге!

– У вас дороже товар, чем в крутых торговых центрах, – говорю я.

– Вы не путайте, у нас дешевле, чем там. Просто там продают куртки на рыбьем меху, а здесь внутри верблюжка, пух. В масс-маркете, про который вы говорите, не продают товары из натуральных материалов. Там всё искусственное. Да, дешевле выходит. Но у нас наш традиционный покупатель, который хочет натуральный мех, натуральный пуховик. Люди всё равно берут. В кредит берут.

− Это как? – удивляюсь.

– А мы прямо здесь оформляем всё через телефон. У нас “Kaspi Red”, давайте вам вот этот пуховик на 3 месяца оформим. Хотите?

− Товар, действительно, хорош. Но 100 тысяч?

– Сейчас всё подорожало, и закупочная цена выросла. Мы всё покупаем в долларах. В прошлом году он был 380, сейчас 424 тенге.

Но есть рядом точки, которые продают товар из Киргизии, там дешевле. Проходим к ним. Стоимость курток − 20−30 тысяч тенге. Внутри синтепон. И тут цены сравниваются с брендами масс-маркета в торговых домах.

Неужели люди едут на барахолку в пробки, меряют вещи по холоду, когда торговые дома завалены аналогичным товаром?

– У нас выбор больше и модели интереснее, – говорит продавец. В обычном большом магазине вы найдете ассортимент максимум 10 видов курток. А у меня весь контейнер забит. Наше преимущество в разных размерах: мы можем одеть от “дюймовочки” до 200-килограммовой дамы. Поэтому, несмотря на все эти торговые центры, наш бизнес всё равно идет. Хотя, конечно, не так, как 5 лет назад. Сегодня суббота – день торговли, а мы продали всего 3 куртки. Нам конкуренцию составляют не торговые центры, а интернет-магазины. Там люди сейчас многое заказывают. Но, опять же, там нет возможности примерить, повыбирать. Поэтому всё равно едут на барахолку. В целом люди стали меньше покупать вещей, чувствуется, что денег у них нет. Но мы и так стараемся не накидывать сильно цену. В среднем 2−3 тысячи продавец имеет с одной куртки. Вот и посчитайте, что я за сегодня заработала! Раньше люди торговались на базарах, а теперь им даже стыдно у нас просить скидку. Многие понимают, что нам тоже надо семьи кормить.

АЛМАТЫ

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Отменят ли "всё включено" в Турции

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта