Опубликовано: 210

Экоактивисты поневоле: почему школьники в РК должны беречь природу

Экоактивисты поневоле: почему школьники в РК должны беречь природу Фото - Казинформ

Минобр, посоветовавшись с коллегами из других министерств, международными и казахстанскими экологическими организациями

и учителями, решил в школах пока предмет “Экология” не вводить.

Но на то, чтобы научить детей любить природу, правительство всё же планирует в ближайшее время потратить почти 7 миллионов долларов.

Нужен ли живодерам отдельный урок?

Как мама двух детей, я впервые столкнулась с экокреативом еще лет 5 назад, когда в детском саду старшей дочери решили провести конкурс нарядов из вторсырья. Не знаю, что там поняли о бережливости малолетние модели, но мусорный бак возле садика после того утренника, думается, был в шоке от количества пластика, который в него пытались запихать спешащие по своим делам родители.

О важности бережного отношения к родной природе в начальных классах рассказывают учебники не только естествознания, самопознания и литературного чтения, но и все остальные. На текстах об экологии дети учатся правописанию на родном и иностранном языках, рассуждают о поступках литературных персонажей по отношению к флоре и фауне. И, как отметил в ходе онлайн-конференции, посвященной данной тематике, которая прошла на этой неделе, президент Национальной академии образования имени Ы. Алтынсарина Жанбол ЖИЛБАЕВ, экологическое образование интегрировано практически во все типовые программы образования всех классов.

Но почему тогда малолетние и не очень живодеры считают возможным закидать камнями тюленя на Каспии или сжечь собаку? Кстати, именно после этих случаев, получивших широкую огласку, о необходимости введения в школе специального предмета “Экологическое образование” сказал Президент РК Касым-Жомарт ТОКАЕВ.

Было это 10 июля в ходе расширенного заседания правительства. Тогда же Президент поднял и вопрос стихийных свалок и загрязнения.
И вот чуть более месяца спустя главы минобра, минэкологии и мининформа представили в онлайн-режиме свое видение решения проблемы низкой экограмотности населения. Как сразу заявил министр образования и науки РК Асхат АЙМАГАМБЕТОВ, пока отдельного предмета по экологии в школах не будет.

– Наша задача – качественно выполнить то поручение, которое нам дал глава государства. В спешке мы не будем внедрять какие-то изменения. Мы в первую очередь должны совместно изучить, будет ли соответствовать внедряемый предмет по экологии возрасту, мышлению ребенка, насколько он будет содержательным. Нам необходимо учитывать дидактические и методологические аспекты, особенности развития, нужно знать, как интегрировать экологическое знание в другие предметы, – объяснил он свою позицию.

Солидарна с коллегой и министр информации и общественного развития РК Аида БАЛАЕВА. Она отметила, что имеющаяся программа уже устарела морально и нуждается в доработке с учетом международного опыта. Причем прежде чем учить чему-то детей, надо подготовить учителей.

– Сейчас нельзя внедрять сразу новый предмет. Нужно увеличить количество факультативов по экообразованию. Привести вузовские программы по экологическому образованию в норму. Учитывая, что сейчас все программы разрознены, их нужно привести в порядок, – говорит она.

А министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзум МИРЗАГАЛИЕВ считает, что экологическое образование – больше не про науку, а про воспитание. Поэтому начинается не в школе, а в семье. И тут одними уроками не отделаешься.

– Мы месяц назад запустили “горячую линию” по вопросам стихийных свалок. Еженедельно поступают более 100 предложений. Хотелось бы отметить, что превращается в тренд, когда семьи выезжают на природу, собирают не только свой мусор, но и наводят порядок на ближайшей территории, – рассказывает он о том, как их ведомство учит людей родину любить.

Любите природу, мать вашу

Между тем определенные изменения в экологическом образовании появятся в школах уже с сентября. Ну или когда там малыши физически за парты сядут? Как рассказала в прямом эфире руководитель проекта Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) по формированию экологической культуры Виктория БАЙГАЗИНА, еще в апреле этого года ПРООН и министерство образования и науки подписали соглашение о реализации совместного проекта под названием “Инновационные возможности и модернизация образования: на пути к экологической культуре для устойчивого развития страны”. Проект рассчитан на 2020–2024 годы, потратят на него примерно 10 миллионов долларов, причем ПРООН дает 30 процентов суммы, а минобр – 70.

– Проект подразумевает создание комплексной модели непрерывного экологического образования, создание 17 экологических центров, разработку учебно-методической базы экологического образования для учащихся и педагогов, повышение их квалификации, создание образовательного веб-ресурса, – рассказала Виктория Байгазина.

Как потом на своей странице в “Facebook” рассказал Асхат Аймагамбетов, в рамках проекта будут проводиться экоакции, выставки, конкурсы на лучшее озеленение школы. При организациях образования минобр планирует создать экологические площадки (тепличный комплекс, энергоэффективное освещение, солнечные панели, капельное орошение, сенсорные краны).

Также будут проводиться конкурсы научных проектов по экологическому направлению, экоквесты, мастер-классы, театральные постановки, изготовление изделий из экоматериалов с использованием вторичного сырья на базе центра “Дарын”. А в школах увеличится количество классных часов, посвященных экологии, и соответствующих факультативов.

Свою программу повышения экосознательности разрабатывают и методисты “Оператор РОП”. Здесь считают, что важным аспектом экообразования должны стать экскурсии на мусороперерабатывающие заводы и активные акции по сортировке мусора.

И, безусловно, всё это действительно нужно – о том, что важен каждый листик, детям рассказывать надо с самого раннего возраста. Но, как справедливо заметила учитель биологии из Алматы Светлана КУПРИЙ, еще важнее, чтобы государство было готово поддержать таких экоответственных граждан.

– Однажды наши дети, после того как мы с ними обсудили важность мусоропереработки, решили заняться сортировкой мусора. Но некоторые не смогли даже найти контейнеры для раздельного сбора мусора, – рассказывает она.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи