ДНК "золотых людей": в истории происхождения казахов почти не осталось белых пятен

Остались ли “белые пятна” в этногенезе казахов? Какие ранее популярные утверждения об их происхождении оказались опровергнуты временем?

Как гражданская наука помогает академической, рассказал “КАРАВАНУ” историк Жаксылык САБИТОВ.

Меценат оплатил 30 исследований

– Всё ли ученым известно относительно происхождения казахов или остались какие-то белые пятна в этом вопросе?

– Пока мы знаем генезис казахских родов на 70 процентов. На сегодня изучены наиболее крупные из них. Есть необходимость в изучении и более мелких. Также интересно исследование разных субэтнических групп, которые вошли в состав казахов в XVIII–XIX веках от соседних народов. К примеру, толенгутов, естеков, кыргызов, каракалпаков, шала-казахов, ногай-казахов и др. Интересны аутосомные исследования (анализ 44 неполовых хромосом) казахов, а также исследования митохондриальной ДНК (прямых женских линий).

– Что сейчас происходит с вашим проектом по генетике казахов, занимаетесь ли вы новыми изысканиями в его рамках?

– Здесь стоит выделить две разных составляющих нашего проекта. Первая часть – “академическая наука”, в ней исследования генетики казахов происходят за счет различного рода грантов, когда с их помощью изучаются вопросы происхождения тех или иных родов.

Вторая часть – “гражданская наука”. В этом направлении прирост научного знания происходит за счет разных людей, которые сами тестируют себя в коммерческих лабораториях и потом делятся своими результатами, пополняя единую общую некоммерческую базу данных гаплотипов представителей разных казахских родов. Часто наши новые статьи выходят в симбиозе академической и гражданской науки, когда данные, полученные в научных лабораториях Казахстана, России, Китая, дополняются полными сиквенсами (прочитанными последовательностями генетического кода) Y-хромосомы, которые были осуществлены в коммерческих лабораториях США и других стран.

Сейчас у нас есть такой проект по генетической истории кыпчаков из разных народов. Один казахстанский меценат оплатил около 30 полных сиквенсов Y-хромосомы для кипчаков и родственных им по генетике разных этнических групп. Эти, безусловно, богатые данные нами интегрируются с материалами из разных научных лабораторий. На основе этого будет писаться научная статья об одном кипчакском генетическом субкладе.

Подобные исследования уже были проведены по аргынам. Планируются и по другим казахским родам.

Дилетанты прикрываются генетикой

– Сейчас у ученых гораздо больше возможностей проводить генетические анализы. Означает ли это, что нужно верифицировать ключевые фигуры нашей истории для получения более широких данных?

– К сожалению, в Казахстане возможностей проводить генетические анализы палеоДНК (останков, выявленных в ходе археологических раскопок) очень мало. Те робкие шаги, которые делали наши палеогенетики, показывают, что в их анализах есть ошибки. Поэтому на данный момент целесообразнее делать эти образцы в зарубежных лабораториях. А лучше – направлять в ведущие мировые центры по палеогенетике докторантов и молодых ученых на учебу и стажировку.

– Какие ранее популярные утверждения о происхождении предков казахов оказались опровергнуты временем?

– Иногда случаются такие ситуации, когда отдельные дилетанты начинают широко тиражировать глупости, прикрываясь генетикой. Так, одна группа любителей на полном серьезе заявила, что в результате монгольского вторжения у населения Казахстана выросла доля европеоидности. Это противоречит данным физической антропологии, тем более в их методологии был целый ряд грубейших ошибок.

Также оказалось, что популяционная генетика стала хорошим инструментом верификации казахских шежире. Многие исследователи этногенеза и этнической истории ранее считали, что каждый казахский род – это союз неродственных между собой родовых групп. Мы же видим, что, скорее всего, такое восприятие неверно. При этом у историков и этнологов появился хороший инструмент для проверки таких тезисов.

Был опровергнут и миф об этнической однородности так называемых скифов или саков. Народы скифо-сакской культуры генетически отличались, при этом их отличия были обусловлены географически. Также было доказано, что “скифы” Восточного Казахстана и Алтая в аутосомном плане являются предками тюрков кипчакской группы языков. Статья про это была опубликована в 2017 году. Загадка происхождения аргынов

– Какие казахские роды самые древние? У всех ли из них известен предок-прародитель?

– Тут всё зависит от дефиниций. По-моему мнению, все казахские роды генетически равноудалены от первопредков человечества, то есть нет “самого древнего рода”. Вопрос здесь немного спекулятивный. Потому что на него можно посмотреть под разными углами, и в зависимости от “исследовательской оптики” мы получим разные ответы. Если же говорить о прародителях казахских родов, тут все зависит от конкретного случая. В некоторых – мы знаем только имя прародителя, а в других случаях можем очень хорошо расписать его биографию.

ДНК “Золотых людей”

– Недавно после высказывания президента России Владимира Путина в Сети широко обсуждалось происхождение печенегов и половцев. Так вот, действительно ли половцы имеют родственное отношение к современным казахам, в частности, к представителям Младшего жуза?

Половцы – это экзоэтноним, внешнее название кипчаков в русских летописях. Действительно, они в определенной мере стали этническим фундаментом, на котором возникли целые ряды кипчакоязычных народов Евразии. При этом стоит отметить, что все казахи аутосомно (по всем генетическим линиям, а не только по прямой мужской или прямой женской) имеют определенное генетическое наследие от кипчаков-половцев, но по прямым мужским линиям не все казахи происходят от кипчаков. Если говорить про тезис о том, что “роды Младшего жуза происходят от кипчаков”, то по прямой мужской линии вряд ли можно утверждать такое про большинство этих родов. Каждый казахский род имеет свое уникальное происхождение по прямой мужской линии, но аутосомное наследие кипчаков примерно одинаково во всех из них.

– Неоднократно слышала мнение, что следовало бы провести ДНК-тест останков Джучи хана (Жошы хан), старшего сына Чингисхана, по преданию, похороненного в мавзолее в Карагандинской области…

– Насколько я знаю, останки из улытауских мавзолеев уже были взяты генетиками на анализ, и мы на данный момент ждем его результатов. Не факт, что они смогут секвенировать на глубоком уровне Y-хромосому и решить эту старую историческую загадку, но “надежда умирает последней”.

– Представляется ли реальным проверить ДНК знаменитого “Золотого человека”?

– На данный момент в Казахстане откопано уже как минимум 8 “золотых людей”. У каждого своя судьба и своя история. Но если говорить про самого первого классического “Золотого человека” из Иссыка, то, насколько знаю, его останки пытались взять на анализ, но ДНК слишком сильно деградировала, и делать полный сиквенс стоило бы очень дорого с негарантированными результатами. Поэтому от этой идеи отказались.

Но зато, если мне не изменяет память, был получен анализ 5-го “Золотого человека” из Карагандинской области. Он относился к гаплогруппе R1a, близкие субклады которой распространены среди современных… кыргызов и в меньшей степени среди современных казахов. Пока мы наблюдаем первые десятки опубликованных палеоДНК. С течением времени их количество кратно увеличится, и мы будем более глубоко видеть всю сложную картину этнических процессов на территории Евразии.

АЛМАТЫ