Опубликовано: 5300

Для чего ЕНПФ финансировал 15 банков на 112 миллиардов тенге

Для чего ЕНПФ финансировал 15 банков на 112 миллиардов тенге Фото - Тахир САСЫКОВ

Я знаю, что не знаю. Не знаю нашу пенсионную систему. Мне казалось, что все просто и понятно. Последние события показали изнанку этой нарядной картинки.

На днях прошла информация, что Нацбанк предложил передать пенсионные накопления в частные фонды. То есть заново создать старую пенсионную систему.

Главный вывод напрашивается: финансовый регулятор расписался в неспособности проконтролировать работу ЕНПФ? В принципе, идея неплохая. Но есть множество вопросов, которые хочется понять до того, как нашими деньгами снова начнут рулить без нашего участия.

В сентябре 2013 года все пенсионные активы передали в Единый национальный пенсионный фонд (ЕНПФ). На тот момент пенсионные накопления составили 3,6 триллиона тенге. В конце года выяснилось: со счетов вкладчиков пропало порядка 95 миллиардов.

Грубо говоря: пошли вы в кино, купили билет, зашли в зал, но вам показали не то кино. Кто виноват? Директор кинотеатра. С него вы будете требовать возврата денег. Правила в сфере услуг понятны. В худшем случае плюнете и больше сюда ни ногой, ни глазом. Накопительная пенсионная система – тоже сфера услуг. Только финансовых. Но тут, как оказывается, четких правил игры нет. Какое кино нам покажут – решаем не мы. Но деньги за сеанс отдавать должны. Это закон.

Никакого расследования по данному делу не было. Регулятор финансового рынка не защитил вкладчиков пенсионной системы. Лишь заместитель председателя Нацбанка Дина ГАЛИЕВА поспешила успокоить граждан:

– Это всего лишь 2 процента от всей суммы накопления. Списали после объединения всех пенсионных фондов в ЕНПФ. Поэтому если у кого-то 10 тысяч тенге, у кого-то и 70 тысяч тенге (списано. – Авт.). Это зависит от суммы накоплений, – сказала она в мажилисе.

Правильно, мелочь. На карманные расходы. Когда привык работать с триллионами, миллиарды кажутся мелочью.

Особенно если они ему не принадлежат.

Экс-депутат Мухтар ТИНИКЕЕВ предложил тогда “сажать банкиров” из-за сокращения пенсионных активов. Бесполезно!

– Куда делись эти деньги? У каждого банка были свои страховые компании. Вот эти деньги они просто использовали в этих страховых делах. Выплачивали кредиты, брали с этих денег “шапки”, и сейчас мы говорим: “Не знаем”. Сажайте этих банкиров тогда, – горячился депутат.

Никого не наказали. Судя по всему, и не пытались.

Кстати, в суд на НПФ тоже никто не подал. Тогда кто должен отвечать по закону?

Формально финансовый регулятор – Нацбанк, который решил списать 95 миллиардов тенге. Но по закону прошел срок исковой давности – 3 года.

Однако мы знаем конкретных людей, которые стояли за пенсионными фондами. И теперь им в руки снова попадут наши деньги. Но я уже не доверяю этим людям. Меня раз уже кинули.

Кстати, их – фонды – тоже кинули. Но это не считается. Когда у них забирали пенсионные фонды, они отыгрались за наш счет. Мои деньги мне ближе, и давайте без “хельсинкского синдрома”.

Кто гарантирует, что история не повторится? А могу ли я верить после всего того, что они со мной сделали?

Следующий вопрос. Вы знаете, куда вкладываются ваши деньги? На кого или на что они работают?

Если мы все владельцы инвестиционных счетов, то мы должны знать. Это нормальная практика при открытой финансовой системе. В конце концов, если я буду знать, что деньги у ЕНПФ заняла конкретная молочная ферма или аккумуляторный завод, то буду желать им долгих лет процветания и завтра точно куплю молоко вот этой марки, а аккумулятор – той. Мне выгодно, чтобы мои деньги на самом деле работали и производили полезные товары, которые смогут купить реальные люди в нашей стране и за рубежом. Мне выгодно, чтобы мой сосед тоже мог зарабатывать. Так растет реальная экономика.

ЕНПФ такую информацию не дает. Предоставляет только общую и размытую информацию, что денег в фонде столько, столько получено дохода. Это нормально? Нет. Пример есть. В январе началась полоса банкротств казахстанских банков. Первым стал Казинвестбанк. Он успел получить кредит от ЕНПФ. Так, мелочь – 2,9 миллиарда тенге. Тоже всего 0,04 процента от общего размера пенсионных активов.

Пока непонятно, на каких условиях были отданы эти деньги. По первой версии – в форме депозита. Тогда деньги пропали! Фонд гарантирования вкладов не покрывает таких сумм.

По второй – это кредит. По словам руководства фонда, все эти деньги ушли на кредитование МСБ. В этом случае кредитную линию можно передать другому банку, который будет работать с заемщиками. В общем, ЕНПФ ищет пути, как эти деньги вернуть. И непонятно, что из этого получится.

Видимо, Казинвестбанк не последний в очереди на банкротство. Будут еще. Кто? И на какую сумму попадет ЕНПФ на этот раз? Всего фонд финансировал 15 банков на 112,8 миллиарда тенге. Известно только, что это банки без иностранного участия.

Если есть подозрение, что лично у вас пропали деньги, то можно сделать следующее: обратиться в офис ЕНПФ с просьбой дать информацию по всем движениям пенсионных накоплений начиная с 2012 года. В Алматы он находится по адресу: Ауэзова, 82. Где находятся офисы фонда в других городах, можно узнать по телефону 1418. Выписка должна быть помесячной, с указанием пенсионных отчислений и начисленного инвестиционного дохода.

Самый простой способ понять, попали ли вы конкретно на деньги, – сосчитать эти деньги в динамике. По-хорошему суммы должны увеличиваться. Если где-то есть провал, значит, у вас появился повод навестить ЕНПФ, чтобы симпатичные операторы объяснили, почему вы ничего не поняли и как у вас все замечательно…

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи