Опубликовано: 810

Чудеса “Кольсайских озер”: коровы, стройка и кое-что еще

Чудеса “Кольсайских озер”: коровы, стройка и кое-что еще Фото - Тахир САСЫКОВ. Коровы в нацпарке

Что творится в государственном национальном природном парке “Кольсайские озера”?

Бывшая сотрудница бухгалтерии этого учреждения Лаура ТУГАНБАЕВА пришла в редакцию “КАРАВАНА” рассказать о своей проблеме – руководство сократило ее должность. Женщина не выполнила распоряжения директора парка Малыбекова, но считает, что указание это не относилось к разряду ее должностных обязанностей.

На похороны не езди, но гостей принимай?

– Кем вы работали в “Кольсайских озерах”?

– В бухгалтерии в должности бухгалтера, у меня среднее специальное образование.

– Когда сократили вашу должность?

– В январе 2019 года.

– Почему?

– Я не выполнила указания директора Малыбекова.

Лаура Туганбаева

– Что именно, если не секрет?

– Он попросил меня принять гостей. Но как раз в то время скончался брат моего супруга. Нам надо было срочно ехать на похороны. После того как я вернулась, главный бухгалтер сказала мне, что я не послушалась начальника и поэтому сама виновата. И меня сократили. Всех оставили – программиста, материального бухгалтера, тракториста и шофера, а мою должность ликвидировали.

Я пошла к директору и спросила, на каком основании меня сократили? По какой причине? У меня же четверо детей, муж не работает, взяла банковский кредит! С чего я его выплачивать буду?! Но он со мной даже разговаривать не стал.

Местный житель и бывший коллега нашей собеседницы Лауры Туганбаевой Еркин БАРАКОВ говорит, что работает в парке уже 40 лет и удивить его, наверное, уже ничто не может.

– Где вы сейчас работаете и в какой должности?

– Инспектором в “Кольсайских озерах”.

– Вы знаете, что произошло с Лаурой Туганбаевой?

– Да, знаю. По моему мнению, нарушений руководство допускает немало. Меня, например, директор тоже просил гостей принимать.

– Каких гостей?

– Так уж сложилось, что если в парк приезжают какие-нибудь влиятельные люди, то начальство просит кого-то из своих подчиненных их кормить, поить, развлекать и на ночлег устроить. И подчиненные должны это сделать. Это не нынешний директор придумал, просто такая система.

Если же сотрудники говорят, что так делать неправильно, и отказываются, то потом руководство предлагает им уволиться по собственному желанию.

Но могут и сократить должностную ставку, как ставку Лауры Туганбаевой.

– С вами что-то подобное происходило?

– Да, со мной тоже нехорошо поступили. Когда приехали очередные гости, то руководство отправило меня за рыбой. Но машина сломалась, я не смог привезти заказ. Тогда меня понизили в должности с мастера до инспектора.

Еркин Бараков

Еркин Бараков

Справка “КАРАВАНА”

Государственный национальный природный парк “Кoльсай Көлдері” (“Кольсайские озера”) был создан постановлением правительства РК за № 88 от 7 февраля 2007 года и является самой молодой особо охраняемой природной территорией Республики Казахстан. Общая площадь составляет 161 045 гектаров, причем 72 процента его территории является заповедной зоной. Парк расположен в границах двух административных районов Алматинской области: Райымбекского и Талгарского. По природно-географической характеристике он находится в северо-восточной части хребтов Тянь-Шаня.

Странные командировки

До своего визита в редакцию “КАРАВАНА” Лаура Туганбаева направила жалобы в ряд ведомств. После проверок выяснилось, что директор “Кoльсай Көлдері” Малыбеков действительно допустил кое-какие нарушения.

Читаем ответ из государственного учреждения “Департамент внутреннего государственного аудита по Алматинской области комитета внутреннего государственного аудита министерства финансов Республики Казахстан” № 05-15-1511-И от 30.04.2019 года.

В нем сказано, что 11 мая 2018 года директор издал несколько приказов о 23 командировках в Астану, Алматы и Талдыкорган. Но во время проверки установлено, что 7 из них были необоснованны. Так указано в официальном ответе. В итоге 99,6 тысячи тенге были истрачены Малыбековым, а 24,9 тысячи тенге – его водителем Дуйсенбаевым.

В 2018 году Малыбековым было издано 40 приказов о командировках в те же города, но 15 из них вновь оказались необоснованны. Директор истратил 173,3 тысячи тенге, а его водитель – 108 тысяч тенге. В итоге служебный автомобиль был заправлен 1 173,8 литра бензина марки АИ-92 на сумму 196,4 тысячи тенге. Под этим документом стоит подпись заместителя начальника департамента внутреннего государственного аудита по Алматинской области А. МУСАБЕКА.

Закон суров, но жены и родственники – дело святое?

27 января 2019 года приказом директора Алматинской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира М. БАЙГАЗАКОВА в парк направили главного специалиста отдела финансов и по правам персонала Е. УАТАЕВА. Он при участии заместителя директора национального природного парка А. БАТАНОВА, главного бухгалтера парка Н. СУЛТАНГАЗИЕВОЙ и инспектора отдела кадров Ж. КЕРЕКБАЕВОЙ 6–7 марта 2019 года рассмотрел жалобу Туганбаевой на Малыбекова. Но доказательств того, что директор парка заставлял ее принимать гостей, им обнаружить не удалось. Приказ № 17, согласно которому трудовой договор с Туганбаевой расторгли, был издан 11 февраля 2019 года. Зато было установлено, что на несколько необоснованных (так сказано в документе) выездов в Астану, Алматы и Талдыкорган, некоторые из которых к тому же совершались в выходные дни, было потрачено 9 245 литров бензина марки АИ-92 на сумму 1 миллион 522 тысячи 588,08 тенге.

Кроме того, во время проверки всплыла еще одна любопытная подробность. Помните, как в бессмертном произведении Ильфа и Петрова “12 стульев”, Остап Бендер случайно обнаружил в доме престарелых четырех братьев завхоза Альхена – Исидора Яковлевича, Афанасия Яковлевича, Кирилла Яковлевича и Олега Яковлевича? Помнится, компанию им составлял и двоюродный племянник супруги руководителя Паша Эмильевич. Так вот в отделе кадров парка “Кольсайские озера” комиссия также нашла братьев директора. Не четырех, правда, а всего двух. Зато родные первого руководителя Биржан и Меиржан Малыбековы трудились там инспекторами, а не объедали старушек, как в романе. Кольсайские приключения: чем больше всего были шокированы немецкие туристки

Но и это еще не все.

Как выяснилось, начальником отдела Государственного национального природного парка “Кольсайские озера” является не кто иной, как супруга директора парка Малыбекова – Б. Уалиева!

Кстати, она не единственная, кто трудится плечом к плечу со своим мужем. Как отмечено в документе, приказом № 21 от 21 февраля 2019 года на должность радиста принята жена заместителя директора парка М. Алимкулова – Кали Жанар.

Кстати, под сим документом стоит подпись и самого директора Малыбекова: с выводами комиссии он ознакомлен. Мы, конечно, понимаем, родственники – это дело святое, им обязательно надо помогать. Но вот незадача, статью-то 12 Закона Республики Казахстан о противодействии коррупции от 13 ноября 2015 года никто вроде бы не отменял? А она гласит, что родственникам и супругам работать вместе нельзя! Или, может, мы ошибаемся?

Но вроде бы нет… Вот он, Закон Республики Казахстан “О противодействии коррупции” от 18 ноября 2015 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1.08.2019 года). Подпункт 2 пункта 1 статьи 12 “Антикоррупционные ограничения” говорит о недопустимости совместной службы (работы) близких родственников, супругов и свойственников. Но, может, руководство парка про это просто не знало? Или же позабыло, что национальный природный парк – государственное учреждение?

Чьи это животные и кто строит в нацпарке железобетонные сооружения?

Переговорив с Лаурой Туганбаевой и Еркином Бараковым, мы решили своими глазами увидеть, что же такое творится на территории самого молодого особо охраняемого национального природного парка в Казахстане? Оплатив въезд, поехали в сторону Кольсайского озера. Но не успели проехать и пару километров, как вдруг увидели… целое стадо крупного рогатого скота! Пятнадцать голов. Бычки, телки и коровы чувствовали себя как дома и мирно паслись.

Загон для скота

Загон для скота

Далее обнаружили на обочине старый покосившийся туалет типа сортир. Забегая вперед, скажем, что подобные архитектурные объекты в парке – отдельная тема. По мнению многих туристов, их катастрофически не хватает, да и находятся они в таком состоянии, что в качестве положительного примера вряд ли подойдут. Обследовав несколько дощатых монстров, мы пришли к выводу, что у тех, кто ими пользовался, безнадежно сбит прицел. Или же они это нарочно сделали. Короче, все мимо цели. А о витающих в кабинках миазмах я вообще промолчу.

Посещать такие туалеты без противогаза и розовых очков однозначно никому не рекомендую.

По пути к озеру наблюдаем пару просторных загонов для скота с навесами. Правда, сейчас животных там еще нет. Говорят, скотина отъедается где-то на выпасе.

Другая местная фишка – так называемые гостевые юрты. Предназначены они для посетителей парка, чтобы усталым путешественникам было где голову преклонить. В нескольких десятках метров от берега озера стоят девять коттеджей для туристов. В одних еще ведутся отделочные работы, а в других уже поселились понаехавшие.

Ближе к берегу красуется кафе, а рядом заливают мощный бетонный фундамент. Длинная арматура торчит из него на несколько метров вверх. Небоскреб здесь строят, что ли?

Бетонный фундамент на берегу озера

Бетонный фундамент на берегу озера

Пообщавшись с отдыхающими, узнаем, что кроме недостатка туалетов недовольство вызывают и слишком, по их мнению, высокие цены на конные прогулки и катание по озеру на лодках.

И вот на этом этапе путешествия нас начали мучить вопросы. Интересно, разрешено ли в государственном национальном природном парке держать скот? И кому он принадлежит? Позволено ли на особо охраняемой территории устраивать туристические кемпинги из юрт и коттеджей? И особенно – возводить капитальные строения на мощном железобетонном фундаменте на берегу живописного озера, жемчужины, как сказано в путеводителях, Тянь-Шаня?

Ладно, юрты, но ведь в коттеджах имеются душевые и канализация. И куда, позвольте спросить, будут сливаться продукты физиологической жизнедеятельности из тех человеческих организмов, которые в них жить будут? А вода из душевых с бешеной концентрацией мыла и шампуня? Если хоть малая толика стоков попадет в озеро, то ничем хорошим для него это не закончится.

Может, было бы правильнее размещать туристов вне территории заповедника, чтобы люди могли наслаждаться видами девственной природы без юрт, коттеджей, шашлыков и душевых?

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи