Опубликовано: 20600

Без цензуры: как мы превращаемся в скотный двор

Без цензуры: как мы превращаемся в скотный двор Фото - Назгуль АБЖЕКЕНОВА

Что общего между бабушкой, родившейся в 1917 году, “Скотным двором” ОРУЭЛЛА и современной девушкой, чью наготу скрывает только национальный головной убор?

Одеяния для Ширин

За ответами приходите в эти дни на выставку современного искусства: “Первая парабиеннале: выставка искусства с ограниченными возможностями”, которая развернулась в Астане. Это первая подобная экспозиция на территории Центральной Азии, собравшая нереализованные и нереализуемые художественные проекты авторов и творческих коллективов из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.

– Даже самые смелые произведения искусства, размещенные на стенах галерей и музеев, в каталогах и публичных пространствах, несут на себе отпечаток (само)цензуры, рыночной стоимости, кураторских установок, зрительских предпочтений, то есть доходят до зрителя часто в ограниченном виде. Мы надеемся, что “Парабиеннале” даст художникам “выставить” то, что в привычном смысле выставить очень сложно − мыслительную составляющую творческого процесса, − рассказала куратор выставки Айгуль ИБРАЕВА (Казахстан), создавшая экспозицию в партнерстве с Фарухом КУЗИЕВЫМ (Таджикистан).

Молодой дизайнер одежды из Астаны Лаура ЕСКОЖА представила на суд зрителя проект “Одеяния для Ширин”.

Полотно из ткани, которую хозяйки часто используют для мытья окон и полов, расписано комментариями из социальных сетей в адрес молодой девушки, снявшейся в фотосессии ню. Напомним, на 18-летней героине было только саукеле.

– Комментарии нанесены на ткань вручную, на обратной стороне вы можете разглядеть их источник. Меня удивило, что фото Ширин вызвало такой негатив. Мы светское государство, женщины у нас свободны… Проект, как вы понимаете, не завершен, тем более модернизация сознания в стране продолжается, – поделилась с нами мыслями Лаура.

Айгуль Ибраева дополнила:

Хайп, поднятый фотографией Ширин, волнует художников, это массовое явление уятменства, чересчур раздутого, на мой взгляд. Ты не имеешь права оголяться, говорят многие, но мы живем в светском государстве, и Ширин, как и другие, имеет право делать то, что она хочет, если это не нарушает закон.

И “Званый ужин” по-узбекски

Тему лжеуята поднимает в своем творении и узбекская художница Диляра КАИПОВА.

– Однажды я увидела на блошином рынке лоскут абровой ткани с изображением алого ромба. Для человека, знакомого с семантикой орнаментов, это символ вагины. После я стала собирать лоскуты и находить ткани, где присутствуют прообразы женского начала.

Чаще, чем вагина, в текстильных изделиях нашего региона встречается только изображение круга – солнца – и рога барана, символизирующие фертильность.

Также я собирала разные курьезы – ткани с неудавшимся или деформировавшимся в технологическом процессе рисунком. «Это позорище на всю страну» - как в Казахстане наказывают за вызов уяту

Что может сказать на это человек, обремененный уятом? Что у меня проблемы с психикой. Но существует пансексуальная теория Фрейда, и никакими уятами ее не отменишь, – говорит художница.

Свою коллекцию мастер решила дополнить реверансом в сторону Джуди Чикаго с ее знаменитым “Званым ужином”.

– Я разработала эскиз ткани, в рисунке присутствуют только ромбы, их 12 в каждом раппорте. Когда ткань будет готова, я сошью из нее скатерть с 39 ромбами, как 39 вагин в “Званом ужине”. Коннотации могут быть различными, – рассказала Диляра.

На родине художницы, где слово “вагина” употребляется только в медицинских учебниках, презентация такого проекта невозможна, а потому работа появилась на парабиеннале в Казахстане.

Запись в дневнике

Дух вернисажа в тот вечер передавали не только работы участников, но и пространство, где он проходил, – в помещении бизнес-центра на Левом берегу столицы с незавершенным ремонтом. Недосказанность, оставленный простор для размышлений – строительного и иного, более высокого толка, и даже тень охранника, возникшая на пороге с традиционным для этих мест вопросом: “Разрешение есть?” – всё передавало главный посыл парабиеннале.

Вот Рашид НУРЕКЕЕВ рассказывает “Краткую историю СССР” через “Потрет бабушки”:

– Моя бабушка – ровесница Октябрьской революции, родилась в 1917 году. Она была очевидцем невероятных побед и унизительных поражений, уникальных достижений и страха внезапных репрессий. В какой-то степени все эти проблемы после развала СССР стали частью казахстанской действительности.

Знаменитая хрущевская кукуруза, портрет апашки в платке, журнал “Огонек”, задание в дневнике на 15 ноября 1982 года “прочесть “Мцыри” и нанесенная поверх него жирная запись – “Похороны Л. И. Брежнева”. А вот уже страна переходит к вестернизации: умывальники на фоне штатовских флагов, и агашкизация приобретает новые – уродливые формы…

Назад в будущее

“Посылку из Афганистана” 1979 года отправил в Астану 2019 года узбекский художник Вячеслав АХУНОВ. В советское время мастер жил недалеко от Ферганы, куда приво­зили раненых и убитых.

Пепел в посылках, смерть, приходящая в виде серпа и молота, – художник планировал сделать инсталляцию в те годы, выходил на протестную акцию, за что его на несколько суток посадили в кутузку.

И вот, спустя годы, рисунок тушью и кровью вновь актуален…

Другая работа Ахунова – “Кошара”. Жизнь в обществе, где цензура возведена в ранг царицы, а в людях до сих пор не проснулось самосознание, напоминает юдоль скотного двора. Параллелей с одноименным произведением Джорджа Оруэлла автор не проводит, но замечает, что некоторые аналогии все-таки существуют:

– Хряк использует репрессии и репрессивный аппарат в лице десяти выращенных им собак для усиления личной власти и подавления инакомыслия. После захвата власти развивается культ личности Наполеона (хряка). Образ Наполеона отсылает к “отцу народов”. И Сталина можно увидеть на стене скотского барака на агитплакате “Сталинская забота о детях. Цель – коммунизм” и в другой работе – “Красные мантры Сталина”, расположенной в загоне с баранами.

Коровы, бараны, лошади, индюки и куры – обитатели скотного двора – с опаской смотрят на висящие перед ними картины. Выставка современного искусства – новое событие в их жизни.

– Подобную реакцию недоумения мы встречаем в выставочных залах, куда приходит обыватель. Только в отличие от обитателей скотного двора наш необразованный зритель, ничего не поняв, начинает возмущаться, называть выставку настоящим дерьмом. Таким образом, иной раз бывает трудно понять, где находится этот скотный двор и кто его обитатели – скот, предназначенный на убой, или мы, в своем человеческом скотном дворе уже убитые своим крайним невежеством и отсутствием воли к знаниям, к свободе, – говорит художник.

Вместо послесловия

Интересна реакция простых животноводов, работников скотного двора: они были радушными и доброжелательными, радовались, что для их подопечных организовали выставку современного искусства.

“Пускай полюбуются, – сказала одна из женщин, – умными, послушными станут”. На что мы заметили: “У умных баранов, говорят, мясо на плов не годится”. “Что вы, у нас бараны особые, – заволновалась женщина, – все курдючные, быстро набирают вес. Картины не повлияют на вкус мяса”.

АСТАНА

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

chitatel 20 января

Когда хотят отвлечь от главного найдут что нибудь... Заметьте о коррупции ни слова в последнее время,хотя начали пачками ловить. Об экономике ни слова,хотя кто знает есть ли она здесь. То что продай недра-есть,но это не экономика....

Новости партнеров