Опубликовано: 800

Балет “Странствия Коркыта” вызвал ажиотаж в Алматы

Балет “Странствия Коркыта” вызвал ажиотаж в Алматы Фото - Нэля САДЫКОВА

Режиссер Дамир УРАЗЫМБЕТОВ и Театр танца Булата АЮХАНОВА представили публике первый казахский балет о легендарном Коркыт-ата. Проект стал победителем конкурса грантов Фонда Первого Президента РК – Елбасы.

Для жителей Алматы культурные походы в Театр оперы и балета им. Абая – дело привычное. Но этот спектакль своей неординарной постановкой, да еще и в исполнении артистов всеми любимого и прославленного балета Аюханова, заинтересовал особенно.

Идею спектакля подала культуролог, создатель этномузыковедческой школы Казахстана, доктор искусствоведения, профессор кафедры традиционного музыкального искусства академии искусств им. Т. К. Жургенова Асия МУХАМБЕТОВА.

– Представляете, какое совпадение! – рассказывает постановщик спектакля. – В феврале рано утром звонит мне Асия Ибадуллаевна: “Дамир! Надо сделать спектакль о легендарном Коркыте! 30 лет я уже говорю композиторам об этой идее!”. На что я отвечаю: “Вы знаете, я тоже думаю об этом”. Выдающийся балетмейстер Рамазан Бапов в свое время тоже планировал постановку “Сны Коркыта”… И так получилось, что теперь, когда его уже нет с нами, я, его ученик, воплотил эту идею в жизнь.

По мотивам древних легенд

…Три года и 9 месяцев ждет мать рождения сына. И вот на свет появляется необычайно одаренный ребенок – Коркыт. Повзрослев, юноша в поисках смысла жизни отправляется в странствие по миру и сквозь время. На пути его посещает обманчивое видение прекрасной девушки, которая оборачивается смертельно жалящей змеей. Спасает ангел, присутствовавший при рождении мальчика. И тут Коркыту открываются четыре пути. На первом встречают религиозные сектанты. Сами не понимая, во что верят, они пытаются затянуть молодого человека в свои сети. На втором – он видит людей, развращенных властью и богатством. На третьем – бездумно развлекающиеся женщины все глубже погружаются в бездну греха. На четвертом – путник попадает в мир, порабощенный искусственным интеллектом, бесчувственными роботами-солдатами. Булат АЮХАНОВ: Я рос безотцовщиной

Так Коркыт познает мир и видит, как много вокруг людей, забывших о душе, о близких, чести и достоинстве. И кажется, будто мир на глазах рушится.

Опечаленный, он возвращается домой, к истокам, берегам священной реки Сыр-Дарьи. И Небо дарит ему волшебный музыкальный инструмент, кобыз, посредством которого теперь умудренный жизнью Коркыт открывает людям смысл жизни, тайны мироздания, рассказывает о добре и зле и об уникальной возможности когда-то увидеть рай…

Преодолев сомнения и разочарования в странствиях из глубокой древности в современный мир, Коркыт находит истинный путь к совершенству, став одним из первых баксы-шаманов и прародителем кобыза, защищающего от гибели все живое на Земле.

Образ вечности

– Замечательно, что на сцене возрождено одно из великих сказаний наших предков. И это не просто красивая легенда о силе музыки. Создатели балета услышали в ней грозное предупреждение современникам о том, что человек, сохраняя физическое тело, может умереть духовно… Творческая интерпретация постановщиков сделала главного героя Коркыта нашим современником, нашим защитником, предупреждающим о путях, ведущих к гибели души, – считает Асия Мухамбетова.

Спектакль поставлен на музыку Коркыта, Ыкыласа и фольклорно-этнографического ансамбля “Туран”. Соло на кобызе исполнил Максат Медеубек. Прекрасные костюмы создавала художник, лауреат национальной театральной премии “Сахнагер” Любовь Возженикова.

Режиссер-постановщик Дамир Уразымбетов, автор балетных и драматических спектаклей, театрализованных представлений, концертных программ, хореографических миниатюр, об этой новой своей работе говорит:

– Тема Коркыта – это образ вечности. Балет про него обязательно должен был появиться в культурном пространстве Казахстана. Спасибо всем, кто нам помогал и поддерживал. Это большой труд многих людей. Спектаклем мы отдали дань уважения и памяти нашему великому предку.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи