Опубликовано: 720

Атамбаев обещает отстреливаться: в Кыргызстане вновь горячо

Атамбаев обещает отстреливаться: в  Кыргызстане вновь горячо

В июне статуса неприкосновенности лишили бывшего президента страны Алмазбека Атамбаева и открыли уголовное дело в его отношении.

Что именно происходит сегодня и почему Алмазбек Атамбаев заявляет о том, что готов стрелять, если за ним придут? На эти и другие вопросы отвечает независимый эксперт Шерадил БАКТЫГУЛОВ.

– Шерадил, что сегодня происходит вокруг бывшего президента Атамбаева?

– После президентских выборов в декабре 2017 года в Кыргызстане сложилась интересная ситуация – оппозиции к выбранному президенту не было и нет. Была и есть оппозиция против Алмазбека Атамбаева, как в бытность его президентом, так и теперь, когда он уже находится в статусе экс-президента.

Есть еще одна сторона вопроса, которая практически не освещается. Уходя с должности президента, Атамбаев оставил на ключевых “точках контроля” политических и финансовых потоков страны “своих” людей. Оставленные “на хозяйстве” люди не справились со своими функциями и, как выясняется, продолжили коррупционные традиции своих предшественников времен первых двух президентов. В итоге заведенные на них уголовные дела с последующим их заключением в следственные изоляторы привели Алмазбека Шаршеновича к потере им реальных рычагов влияния на политические и финансовые потоки.

– И что это означает?

– То, что в эти дни происходит в Кыргызстане, вызвано борьбой за контроль “худеющих” потоков. Оставшиеся не у дел политические и общественные деятели и бизнесмены, потерявшие “крыши”, а вместе с ними и доходы, объединяются с целью возврата утраченных позиций.
Беспокойство вызывает то обстоятельство, что на стороне Атамбаева могут выступить светские и религиозные радикалы. Традиционно они противостоят друг другу, но сыграть против власти могут вместе, хотя задачи у них разные. При этом долгосрочные последствия для страны от действий Атамбаева просчитаны только религиозными радикалами – “светская власть не справляется, справедливость может восстановить только халифат”.

Поэтому вопрос Алмазбека Атамбаева – это вопрос будущего пути развития Кыргызстана, а персона экс-президента становится “разменной монетой” в новом витке политических баталий.

– Что послужило причиной того, что с него сняли статус неприкосновенности?

– Депутаты парламента с большим скептицизмом относились к деятельности Атамбаева на посту президента страны. Однако выступить открыто они не осмеливались, их просто запугали. Так, осенью 2016 года практически одновременно лидеры парламентских фракций партии “Ата-Мекен” и партии “Кыргызстан” Омурбек Текебаев и Канат Исаев выступили с обвинениями Атамбаева в коррупции, узурпации власти и злоупотреблениях властью. В конечном итоге самого Текебаева обвинили в коррупции и приговорили к заключению в местах лишения свободы. Исаев более 9 месяцев находился под стражей в СИЗО и вышел после президентских выборов. Прокуратура сама отказалась от обвинений, так как они были надуманными. Не говоря уже о парламентариях других рангов, которые больше дорожат своей свободой и бизнесом.

Избрание президентом Сооронбая Жээнбекова, приверженного на деле, а не на словах к законности, привело к тому, что депутаты стали применять полномочия Жогорку Кенеша в полной мере. Причем ключевое слово – “законные” полномочия. Тот факт, что депутатская комиссия за пару недель подготовила и вынесла на голосование проект решения по такому серьезному вопросу, говорит о том, что парламентарии готовились к снятию неприкосновенности с экс-президента Атамбаева в течение года. Например, в решении депутатов есть ссылки на стенограмму выступлений генерального прокурора страны, председателя Конституционной палаты и других лиц. Их приглашали с традиционными ежегодными отчетами и во время вопросов-ответов “любопытствующие” депутаты задавали выступающим “философские” вопросы о возможности снятия неприкосновенности, привлечения к ответственности и так далее. Дело в том, что стенограмма заседания Жогорку Кенеша является официальным документом, и зафиксированные вопросы и ответы уже можно использовать в деле. Как говорится, проблема озвучена и ее существование подтверждено.

А был ли мальчик, или Есть ли основания для обвинений

– Алмазбека Атамбаева обвиняют в коррупции. Есть ли конкретные факты в подтверждение обвинений?

– Обвинения в коррупции уже выдвигались тогда еще депутатом Омурбеком Текебаевым, и факты уже озвучивались им в 2016 году. Это стоило ему свободы.

Речь идет об одних и тех же схемах вывода денег из разных проектов государственного масштаба. За этими схемами стоят люди из окружения Атамбаева. Поэтому возникает вопрос о степени вовлеченности самого экс-президента в коррупцию, это не говоря о назначениях и продвижении на должности в нарушение законов страны.

– Атамбаев заявил, что если за ним придут арестовывать, то он станет отстреливаться.

Это бравада или он на самом деле станет стрелять?

– Алмазбек Шаршенович повторил слова второго президента Кыргызстана Курманбека Бакиева, который тоже заявлял, что возьмет в руки автомат и будет отстреливаться от тех, кто устроит очередную революцию. Думаю, Атамбаев последует примеру Бакиева, лично в руки оружие не возьмет, но у него есть сторонники, готовые стрелять.

– Какой резонанс вызывают в стране события вокруг Атамбаева?

– Неоднозначный, за время с первой революции, марта 2005 года, общественность привыкла только критиковать власть и замечать только негатив. В целом выделяются три основные группы людей – сторонники Атамбаева, противники и те, кому Атамбаев, его сторонники и противники безразличны. Правда, среди третьей группы лиц есть люди, откровенно и искренне желающие, чтобы они перебили друг друга и дали жить спокойно другим.

– Как реагирует СДПК (Социал-демократическая партия Кыргызстана)?

– СДПК никогда не была монолитной партией, она такая же “избирательная” машина, как и другие партии. В отсутствие партийного “монолита” на первый план выходят “клиенталистские” отношения. Поэтому каждый депутат от СДПК самостоятельно решает, как выстраивать свои отношения со своим бывшим “патроном”. Кто-то продолжает оказывать поддержку, кто–то – нет.

Особенность партийной системы в Кыргызстане такова, что партии сильны своим средним звеном, то есть теми людьми, кто работает на местах с людьми. Поэтому каждый депутат имеет свой электорат, с которым и приходит в партию. В Кыргызстане нет одномандатных округов, депутатами становятся только по партийным спискам. Поэтому мало иметь свой электорат, нужно еще иметь деньги, чтобы войти в “проходную десятку” кандидатов. Есть люди, которые не имеют электората, но прошли в силу своей лояльности лидеру партии. Это уже отношения советского “вождизма”.

P. S.
Тем временем в Бишкеке прошел митинг сторонников Алмазбека Атамбаева. На нем выступил и сам бывший президент. А общественный телеканал показал сюжет, в котором было заявлено о рейдерских захватах недвижимости с участием супруги Алмазбека Атамбаева.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи