Опубликовано: 1500

Аппетит приходит во время весны: для чего правительство снова запустило руку в Национальный фонд

Аппетит приходит во время весны: для чего правительство снова запустило руку в Национальный фонд Фото - архив "Каравана"

В прошлый вторник кабмин одобрил поправки в республиканский бюджет на 2022–2024 годы.

В целом расходы бюджета увеличены на 2,7 трлн тенге. Для этого доходы будут увеличены на 1,1 триллиона тенге, а трансферт из Национального фонда – 1,6 триллиона тенге. То есть всего правительство предложило увеличить трансферт из Нацфонда до 4 триллионов тенге.

Вообще-то, это уже формальное нарушение Указа Президента “О концепции формирования и использования средств Нацфонда РК” еще от 2016 года. В нем говорится, что неснижаемый остаток средств Национального фонда должен быть не менее 20 процентов от ВВП. В дальнейшем этот порог должен быть увеличен до 30.

Министерство национальной экономики установило расчетный курс на 2023 год – 460 тенге за доллар. Тогда текущий остаток Нацфонда (56 миллиардов долларов) – это уже 28,2 процента от ВВП. Что на 1,8 процента ниже неснижаемого остатка.

Логику правительства понять можно: Нацфонд создавался как кубышка на черный день. И такой день, вероятно, настал. Буквально 3 недели назад тенге упал вслед за рублем до 511–520 за доллар. Инфляция в самих США – почти 8 процентов, что уж говорить о Казахстане. Тем более сами трансферты подаются как контрцикличные меры, которые должны стимулировать экономику нашей страны.

Но ведь шарить в Национальном фонде – привычное занятие для наших министров. Не было ни года, когда бы эту запаску не распечатывали.

Объем Нацфонда с января 2020 года по февраль 2022 года уменьшился в долларовом выражении на 7,18 миллиарда – до 53,9 миллиарда долларов.

На что миннацэкономики тратит деньги Нацфонда? В основном – на социалку. Дело нужное, но это не дает добавленной стоимости в экономику. Да и сам принцип социальной помощи в Казахстане извращен. У нас под видом соцпомощи помогают производителям, у которых сильное лобби в правительстве. Но ведь надо помогать людям. Такая адресная помощь будет в 3 раза дешевле для бюджета, чем нынешняя система. Через субсидии идет распил бюджета. Когда деньги получают все скопом, легче воткнуться в стройные ряды выгодоприобретателей.

На развитие регионов с дополнительными расходами выделяется 476 миллиардов тенге. 57 процентов этих денег пойдет на развитие западных и южных областей. Всего регионам из республиканского бюджета дадут более 5,5 триллиона тенге, или 29 процентов от общих расходов, – сказал заместитель премьер-министра, министр финансов Ерулан ЖАМАУБАЕВ.

Опять двадцать пять! Формальная причина такой заботы – неправильное перераспределение доходов от добываемых ресурсов. Фактическая – там, на западе, находится главная точка кипения. Притом что сам Нацфонд пополняется за счет продажи нефти и газа, который добывают в Мангистауской, Атырауской и Западно-Казахстанской областях. Повторения января никто не хочет. Поэтому корректировка бюджета сделана в их пользу.

Значит ли это, что прежняя политика и прежнее руководство этими регионами признаны провальными? Тогда получается, что за свои косяки правительство снова отвечает не своими деньгами.

Сколько можно говорить, что надо развивать промышленность, а не добычу полезных ископаемых? Что такое запад Казахстана? Это добыча нефти и газа. Да, ключевая отрасль экономики страны. Но другие области у нас не ключевые? 

Сейчас обострились страхи национал-патриотов о целостности Казахстана. Особенно все переживают за восточные области. Но почему-то там никто не хочет жить. Почему?

За январь и февраль 6 областей показали убыль населения. Это Северо-Казахстанская, Павлодарская, Костанайская, пока еще ВКО, Карагандинская и Акмолинская области. Вроде немного – от 0,05 до 0,25 процента. Но это только за 2 месяца. За год убыль будет такой, что за голову надо будет хвататься.

Опять-таки, если пересчитать суммы трансфертов из республиканского бюджета в регионы на количество населения, то оказывается, что меньше других помощи получают ВКО, СКО, Акмолинская и Костанайская области. Странная связь.

Именно в этих областях работает большая часть промышленности страны. Заводам, фабрикам, да и селу на севере нужны рабочие руки, которых в избытке есть на юге. Проблема в том, как их “поженить”. Об этом в бюджете как-то мало говорится. Минсельхоз провалил программу развития АПК на 5 лет ценой в 2,5 триллиона тенге

Если мы хотим укреплять каркас расселения страны, самое время начать это делать. Что для этого надо? Да немного: дороги, вода, газ, земля. Всё то, что правительство и акиматы и так обязаны делать. Но почему-то не делают. Сначала разберитесь – почему, потом планируйте. Иначе это снова смахивает на распил.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи